Банкротство в Республике Беларусь
Банкротство Банкротство, Санация, Ликвидация
 
Антикризисное управление
 Главная О проекте Законодательство Контакты 
  Правовой институт субсидиарной ответственности в теории и на практике
 
В стране с развитой экономической системой одним из основных элементов механизма правового регулирования рыночных отношений является законодательство о несостоятельности (банкротстве).
Банкротство – явление, внутренне присущее государствам с рыночной экономикой, как экономически процветающим, так и переживающим кризисы. Вопрос лишь в масштабах явления, имеющего как объективные причины (обострение конкуренции, изменение конъюнктуры рынка и т. п.), так и субъективные факторы (неумелое ведение бизнеса, применение против субъекта экономической деятельности средств из арсенала недобросовестной конкуренции и т.п.). Характерной особенностью процедур банкротства является и то, что они осуществляются в конфликтной ситуации, затрагивающей интересы многих сторон - должника, его кредиторов и работников, отраслевых органов государственного управления, органов социального обеспечения, местных исполнительных и распорядительных органов. Поэтому решение о банкротстве вызывает негативный общественный резонанс, а также повышенный интерес уполномоченных и других заинтересованных органов в отношении признаков банкротства.

По сообщению пресс-службы Верховного Суда Республики Беларусь
Согласно справке по делам об экономической несостоятельности (банкротстве), находящимся в производстве экономических судов в период с 01.05.2016 по 01.06.2016, общее количество дел об экономической несостоятельности (банкротстве), находящихся в производстве экономических судов по состоянию на 01.06.2016, составило 2816 дел, из которых количество дел об экономической несостоятельности (банкротстве) организаций частной формы собственности составляет 2731 дело, то есть 97 % от общего количества дел данной категории.

Объектом настоящего исследования в широком смысле является субсидиарная ответственность как инструмент государственного управления, который позволяет достигать необходимых управленческих целей при существенно меньших затратах и более эффективно, чем с задействованием традиционных инструментов.

Одним из способов уяснения содержания какого-либо термина является его этимологический анализ. СУБСИДИЯ (лат. subsidium - помощь, поддержка) - один из методов бюджетного регулирования: сумма, выделяемая на финансирование определенных мероприятий и предполагающая долевое участие в этом нижестоящих бюджетов. Первоначально субсидии возникли как форма помощи союзникам во время войн. Этимологический анализ не приводит к современному пониманию термина, но он имеет значение в историческом смысле.

СУБСИДИАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - один из видов ответственности гражданской; дополнительная ответственность лиц, которые наряду с должником отвечают перед кредитором за надлежащее исполнение обязательства в случаях, предусмотренных законом или договором.

В узком смысле – привлечение к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц по его обязательствам при наличии оснований, установленных законодательством, является инструментом, с помощью которого у кредитора появляется возможность частично возместить финансовые потери в связи с банкротством должника, ставшего следствием злонамеренных действий его руководства.

К основным признакам института субсидиарной ответственности можно отнести:
1. Признак дополнительности (по отношению к процедуре банкротства).
2. Признак партикулярности (частности) – связан с удовлетворением конкретных партикулярных (частных) потребностей и запросов.
3. Признак дискретности (раздельности, разового характера).
4. Признак конкретной семантической определенности, четкости и узости; более узкий характер понятия/более узкая охватываемая понятием семантическая область.

Статистика привлечения лиц к субсидиарной ответственности согласно интернет-источников:
- около 85% исков о привлечении к субсидиарной ответственности удовлетворяются;
- около 10% заканчиваются примирением либо уменьшением размера ответственности;
- отказ в привлечении к субсидиарной ответственности происходит только в 5% рассмотренных дел.

Следует отметить устойчивость и системность правовых оснований на протяжении длительного периода времени, а так же наличие корреспонденции норм законодательства о субсидиарной ответственности с иными законодательными и нормативно-правовыми актами Республики Беларусь.

К основным правовым основаниям привлечения к субсидиарной ответственности в судебной практике относятся: часть вторая пункта 3 статьи 52 ГК Республики Беларусь, пункт 2 статьи 65 ГК Республики Беларусь, пункт 1 статьи 72 ГК Республики Беларусь, пункт 3 статьи 72 ГК Республики Беларусь, пункт 1 статьи 94 ГК Республики Беларусь, статья 112 Закона о хозяйственных обществах), пункт 2 статьи 105 ГК Республики Беларусь, пункт 1 статьи 107 ГК Республики Беларусь, пункт 5 статьи 115 ГК Республики Беларусь, пункт 4 статьи 116 ГК), пункт 2 статьи 120 ГК Республики Беларусь, пункт 4 статьи 121 ГК, пункт 1 статьи 343 ГК Республики Беларусь, пункт 1 статьи 349 ГК Республики Беларусь, пункт 2 статьи 557 ГК Республики Беларусь, пункт 1 статьи 910-6 ГК Республики Беларусь, пункт 1 статьи 370 ГК Республики Беларусь, статья 9 и статья 11 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 N 415-З "Об экономической несостоятельности (банкротстве)", пункт 3 статьи 7 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 N 57-З "О бухгалтерском учете и отчетности".

В ходе осуществления полномочий антикризисного управляющего, а так же представляя интересы кредиторов, должника и заинтересованных лиц в судебных разбирательствах на протяжении десяти лет, по моему мнению последствия применения института субсидиарной ответственности в частном праве определены, систематизированы, способствуют исключению коррупционных правонарушений в деятельности антикризисного управления.

Положительные тенденции применения института субсидиарной ответственности в публичном праве очевидны и способствуют:

1. Укреплению авторитета судебной власти в обществе.

2. Защите прав и свобод гражданина, правовой охране законных интересов коммерческих организаций (должников, конкурсных кредиторов).

3. Поддержанию стабильности экономики, обеспечению условий для ее позитивного и с необходимой положительной динамикой развития и для ее устойчивости и резистентности по отношению к кризисным и иным негативным факторам, стимулированию, закреплению позитивных социально-экономических изменений.

4. Увеличению объема оказанных публичных услуг и стимулированию частных услуг в сферах аудиторской и оценочной деятельности, ведении бухгалтерского учета, оказания юридических услуг, иных консалтинговых услуг, повышению эффективности деятельности по антикризисному управлению.

5. Контролю над дезорганизирующими и иными негативными факторами в предпринимательской деятельности, повышению уровня предпринимательской деятельности.

Применение правового института субсидиарной ответственности в должной мере обеспечивает защиту прав и законных интересов лиц, участвующих в деле, а также способствует достижению целей производства по делу о банкротстве, которое является заранее установленной законодателем моделью урегулирования взаимоотношений должника и кредиторов, и служит для балансирования интересов должника, конкурсных кредиторов и его работников, так как виновные лица в доведения должника до банкротства осознают и несут ответственность, а иным гарантировано материальное возмещение от имущественных потерь.

На интернет-портале http://www.rka.by/, Вы можете задать в рамках на Online-консультация Белорусской Республиканской коллегии адвокатов вопросы, связанные с применением норм законодательства Республики Беларусь о банкротстве коммерческих организаций. Кроме того, онлайн консультация – это еще и возможность выбрать своего адвоката путем непосредственного общения.

На интернет-портале http://egr.gov.by/, Вы можете ознакомиться со сведениями о статусе коммерческой организации, находится ли она в стадии ликвидации или банкротства.

На интернет-портале http://www.court.by/, Вы можете ознакомиться с информацией о датах и времени судебных заседаний по делам о банкротствах, а так же с объявлениями об открытии процедур и порядке приема кредиторских требований по делам о банкротстве, рассматриваемым экономическими судами в печатном издании Верховного Суда – журнале «Судебный вестник Плюс: экономическое правосудие».

На интернет-портале http://bankrot.gov.by/, Вы можете ознакомиться со всеми сведениями по делу о банкротстве (наименование судов, номера дел, полная информация об антикризисных управляющих, контактная информация).

На интернет-порталах http://pravo.by/, http://etalonline.by/, Вы можете ознакомиться с законодательными и нормативно-правовыми актами Республики Беларусь о банкротстве, в том числе и по субсидиарной ответственности.




Шашок Инна Васильевна,
член Белорусского республиканского Союза юристов
адвокат, осуществляющий адвокатскую
деятельность индивидуально



"BANKROT.BY"




Источник "BANKROT.BY", июнь 2016 года
 
поиск по сайту
 
  Наш альянс:
 
 
Банкротство
Информационно-аналитический ресурс "Банкротство в Республике Беларусь"
(www.bankrot.by)
 
антикризисное управление
 
© bankrot.by / Банкротство в Республике Беларусь
адрес: Республика Беларусь, 220012, г. Минск, а/я 1
тел.: +375 (29) 650-05-70 (velcom), e-mail: gv@trust.by
Design by Normality studio