Банкротство в Республике Беларусь
Банкротство Банкротство, Санация, Ликвидация
 
Антикризисное управление
 Главная О проекте Законодательство Контакты 
  Есть такая профессия - чужие ошибки исправлять
 
Профессия Сергея Юрьевича Борисова заключается в том, чтобы исправлять ошибки других. Он - директор ООО "Корпорация антикризисного управления". Образование: высшее техническое и высшее экономическое. В 1999 году был в первом выпуске Института антикризисных управляющих. С тех пор проблемами банкротства и санации предприятий занимается профессионально. Как физическое лицо обладает государственной лицензией на этот вид деятельности с регистрационным номером 002.
С апреля прошлого года в качестве управляющего взял на себя руководство обанкротившимся ОАО "Минский маргариновый завод", где проводит финансовое оздоровление предприятия. За январь-май 2003 года по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом рост объемов продукции, выпущенной заводом, составил 130 процентов. Прибыль от реализации увеличилась в 1,6 раза, а балансовая прибыль предприятия - ровно в четыре. Сверхнормативное потребление энергоносителей снизилось в 7,3 раза, неденежные формы расчетов уменьшились в 5,5 раза. Выработка продукции в пересчете на одного работника возросла на 138 процентов, средняя зарплата на заводе сравнялась с общегородской.
Хроника пикирующего производства предприятия берет отсчет примерно с 1996 года. Для экономистов со стажем это время запомнится надолго. Галопирующая инфляция активно вымывала оборотные средства предприятий, кроме того, имела место множественность курса белорусского рубля по отношению к иностранной валюте. И если свою продукцию "маргаринка" продавала в основном за белорусские рубли, то рассчитываться за сырье завод должен был в валюте. Чтобы выжить, предприятие было вынуждено работать по бартерной схеме или же используя давальческое сырье. Шаг за шагом финансовое положение завода ухудшалось, долги нарастали. Не помог и переход на кредитование белорусскими банками, предпринятый в 1999-2001 годах. Процентная ставка на взятые взаймы белорусские деньги оказывалась слишком высокой.
Первый серьезный удар предприятие получило от давнего партнера - компании "Ника Итернейшл". Маргариновый завод недодал ей партию готовой продукции взамен за поставленное ранее сырье. "Ника" обратилась в Хозяйственный суд, и на "маргаринке" появились судебные исполнители и начали опечатывать заводские склады. Работать стало невозможно, а тут еще начало лопаться терпение у других партнеров предприятия.
На этот раз в конце марта прошлого года в Хозяйственный суд столицы с иском об открытии в отношении "маргаринки" процедуры банкротства обратился Лиепайский маслоэкстракционный завод. Рассмотрев заявление, суд просьбу латышей удовлетворил, и 30 апреля 2002 года в отношении ОАО "Минский маргариновый завод" объявлена процедура банкротства. Тогда же антикризисным управляющим был назначен Сергей Борисов.
- Сергей Юрьевич, каковы были ваши первые впечатления теле ознакомления с состоянием дел на заводе?
- Поразила сумма долга. Восемь с половиной миллиардов рублей! Если разделить эту величину на всех работающих на заводе, получалось по десять тысяч долларов на каждого. В Беларуси более четырех миллионов человек трудоспособного населения. Представьте общую сумму долга, если бы финансовое положение всех белорусских предприятий было таким, как у маргаринового завода. Сорок пять миллиардов долларов! Астрономическая цифра.
- Завод продолжает работать. Может быть, стоило взять да и пустить с молотка все его имущество. Глядишь, при хорошем стечении обстоятельств расплатились бы с долгами.
- На собрании кредиторов я предложил им план санации производства. Они с ним согласились, хотя имели право его отклонить и ходатайствовать перед Хозяйственным судом об открытии ликвидационного процесса.
- На какой период рассчитан план санации?
- На 30 месяцев. Это максимально допустимый срок, но даже в него при сегодняшней конкуренции на рынке уложиться непросто. Завод находился в крайне тяжелом техническом состоянии. Оборудование устарело, выпускать на нем качественную, отвечающую современным требованиям продукцию, да еще в возрастающих объемах, нелегко.
- Тем не менее завод в последнее время здорово прибавил. Тридцать процентов роста объемов выпуска -это, извините, цифра!
- Да, но даже этого, я считаю, пока недостаточно, учитывая имеющийся у предприятия долг.
- Но на период санации старые долги завода заморожены...
- Правильно, но и не отменены. Чтобы вытащить предприятие из долговой ямы, в которой оно очутилось, положительная динамика в развитии должна быть еще больше.
- Сергеи Юрьевич, не секрет, что новая метла по-новому метет. Какие кадровые замены произошли на заводе? Где прежний директор?
- Не знаю, очевидно, где-то трудоустроился. Что касается непосредственно завода, то за последний год у нас сменился главный инженер, работает новый замдиректора по коммерческим вопросам. Это те две ключевые фигуры, от которых зависит ритмичная работа всего коллектива. Кроме того, в качестве консультанта приглашен бывший главный инженер предприятия, проработавший здесь двадцать семь лет. Человек идеально знает завод, эрудирован, грамотно мыслит, его помощь в решении производственных задач неоценима.
По-прежнему считаю объективным решение об увольнении "лишних" людей. Не поймите превратно, речь идет о тех работниках, которые в силу изменившихся условий просто не нужны были на производстве. В этой связи сокращены должность директора майонезного производства, замдиректора по общим вопросам, замдиректора по финансам, некоторые другие штатные единицы.
- Надо думать, что после таких "зачисток" трудовая дисциплина на заводе повысилась?
- Я бы не назвал подобное "зачисткой". Сокращение штатов было незначительным. Каждый работник должен персонально отвечать за порученное ему дело. Сейчас на заводе используется своеобразная система карточек контроля. На специальных бланках проставляется конкретное задание, кто и в какие сроки должен его исполнить, а также фамилия контролирующего лица. Вся информация фиксируется компьютером. Практика показала, что такой подход полностью себя оправдывает. Если люди способны забывать какие-то вещи, то компьютер - нет. В итоге исполнительская дисциплина на предприятии заметно повысилась. Как руководитель, я уже ничего никому не напоминаю. Ситуацию с исполнением отслеживает компьютер.
- А что с ассортиментом продукции?
- Номенклатура выпускаемых товаров расширяется. Например, в этом году освоено производство майонеза "Провансаль" в более удобной упаковке, чем привычные пакетики. В такой же таре продается российский майонез, но у нас он дешевле, обладает большей жирностью, к тому же мы используем только натуральные ингредиенты.
Еще одно перспективное направление - выпуск очищенного растительного масла. Эта идея привлекательна тем, что все оборудование на предприятии предназначено как раз для рафинации и дезодорации жиров, но бутилированное растительное масло на заводе до сих пор практически не выпускалось. К слову, создание собственной линии по розливу такого масла поддержал мэр города Михаил Павлов. Ведь сегодня аналогичная продукция всех белорусских заводов занимает на рынке растительных масел менее одного процента.
- Сергей Юрьевич, у любого руководителя есть проблема, решение которой представляется самым неотложным. Что в данный момент больше всего заботит управляющего Минским маргариновым заводом?
- Учитывая величину долгов, нам, в первую очередь, необходима техническая реконструкция предприятия. Соответствующее Постановление Совмина РБ о выделении средств на эти цели вышло за № 1336 от 27.9.2002 года. В качестве источника указан местный целевой бюджетный фонд стабилизации экономики производителей сельхозпродукции и продовольствия, образуемый Минским городским Советом народных депутатов. Поэтому очень хотелось, чтобы сроки получения денег не затянулись, и уже осенью на прилавках магазинов появилось первое растительное масло белорусского производства.

Беседовал Олег ПАХОЛКИН

Источник «Минский курьер», 1 июня 2003 г., № 56
 
поиск по сайту
 
  Наш альянс:
 
 
Банкротство
Информационно-аналитический ресурс "Банкротство в Республике Беларусь"
(www.bankrot.by)
 
антикризисное управление
 
© bankrot.by / Банкротство в Республике Беларусь
адрес: Республика Беларусь, 220012, г. Минск, а/я 1
тел.: +375 (29) 650-05-70 (velcom), e-mail: gv@trust.by
Design by Normality studio