|
США: На прилавки и - обратно |
|
Product recall - запрет на продажу или снятие с продажи продукции, в которой обнаружены к.-л. вредные для здоровья компоненты, важные конструктивные дефекты, делающие ее эксплуатацию небезопасной, и т.п. Идея написания этого материала пришла ко мне после одного интересного случая. Во второй половине апреля я зашёл в бруклинский магазин CVS, чтобы купить пачку любимых сосисок Oscar Mayer. Кассир провёл по товару штрих-кодовым сканером и вместо того, чтобы произнести цену сосисок с учётом пошлин и налогов, закричал на весь магазин «Recall!» («Отзыв!»). Через несколько секунд к нам подбежали ещё двое работников. Они вырвали из рук кассира пачку с сосисками, отнесли её обратно в холодильник, а потом перевязали ручки холодильника специальными пластмассовыми крепежами. Продукция Oscar Mayer моментально оказалась изолированной от клиентов магазина.
Уже дома я набрал в интернет-поисковике фразу «Oscar Mayer» и сразу же наткнулся на свежую новость: «Компания Kraft отзывает 96.000 фунтов классических сосисок Oscar Mayer».
Интересно, что первая информация на эту тему появилась спустя несколько минут после того, как мне отказали в покупке. Очевиднно, национальная электронная система, используемая супермаркетами, моментально приостановила продажи.
Кстати, причиной возращения сосисок пищевому гиганту Kraft стал обнаруженный в молоке, которое использовалось при производстве, аллерген. Он мог доставить потребителям большой дискомфорт – от зуда на коже до диареи.
Ежедневно в Америке происходят крупные отзывы продуктов, которые оборачиваются большой головной болью для торговых компаний. Последние больше всего опасаются многомиллионных судебных исков от людей, которые отравились некачественной пищей. Всего несколько истцов могут приблизить успешную компанию к финансовому краху и добиться пожизненного запрета на популярные бренды.
Отзывы продуктов контролируют десятки влиятельных организаций и государственных структур, среди которых главенствуют Управление по контролю за продуктами и медикаментами (FDA) и Центр по контролю и профилактике заболеваний (CDC). Если проверку производителя начали эти ведомства, то восстановить былую репутацию и доверие потребителей будет уже непросто.
Официальных причин для отзыва продукта – несколько сотен. Это могут быть содержащиеся в пище яды и смертельно опасные бактерии, или, например, непереведённые на английский язык надписи (весьма актуально для китайских супермаркетов). Уверен, что в каждом магазине сегодня найдётся товар, внешний вид или содержание которого подпадает под отзыв.
Интересно, что все самые крупные отзывы в американской истории произошли в последнее десятилетие. Так, в 2008 году стремительно развивающаяся калифорнийская компания Hallmark / Westland вынуждена была «собирать» с прилавков Северной Америки 143 миллиона фунтов говядины.
Скандал начался после того, как в интернет просочился ролик следующего содержания: в забое лежат полуживые коровы, которые не могут двигаться, а равнодушные работники бойни забрасывают их на конвейер и разделывают туши на стейки и рёбрышки. Видео возмутило организации по защите животных, которые сразу же запустили масштабную кампанию против Hallmark / Westland.
Несмотря на то, что мясо не представляло опасности для здоровья, CDC и FDA приняли решение отозвать все товары под калифорнийским брендом. Инспекторам пришлось посещать даже маленькие захолустные городки, куда отправлялось несколько десятков пачек со стеками.
В общей сложности в огромных печах заводов по утилизации было сожжено мяса на полмиллиарда долларов.
Защитники животных отпраздновали самую большую победу в истории Соединённых Штатов. Руководство Hallmark / Westland подало на банкротство.
Ещё одним громким виновником отзыва оказалась компания Peanut Corp. На протяжении трёх десятилетий она являлась лидером по продажам продуктов из арахиса. В какой-то момент, однако, эксперты компании «прозевали» партию орехов, заражённых сальмонеллой. Как результат, в период с 2007 по 2008 годы 8 человек умерло и ещё 600 попали в госпиталя по причине инфекционного заболевания.
Юристы Peanut Corp. пытались доказать инспекторам FDA и CDC, что масштабный отзыв даже малой части товаров ударит по американской экономике. Однако вердикт санитары вынесли суровый: с прилавков должны исчезнуть 3.200 наименований товаров. Из некоторых штатов пришлось вывезти потенциально опасной продукции объёмом с полноценные железнодорожные составы.
В 2009 году Peanut Corp., которая считалась чуть ли не главным брендом национальной пищевой промышленности, объявила о самоликвидации в связи с банкротством.
В 2010 году случился самый большой отзыв куриных яиц. Компания из штата Айова Wright County / Hillandale Farms вынуждена была собирать по всей Америке 500 миллионов единиц продукции. Новость о содержащихся в яйцах бактериях сальмонеллы разнеслась по стране так быстро, что каждый второй домовладелец начал избавляться от яиц в холодильнике. Многим людям стало плохо от одной только мысли, что они съели яичницу или омлет из товаров Wright County / Hillandale Farms.
В общей сложности, айовскими яйцами отравились 1.900 человек. По счастливой случайности ни один потребитель не умер. Производитель, однако, до сих пор судится с людьми, требующими компенсации за пережитые страдания и вынужденную нетрудоспособность. Один из жителей Айовы, например, оценил ущерб от съеденного недоварённого яйца в $100 миллионов.
Заостряя внимание на самых больших отзывах в истории, не лишним будет упомянуть о скандале с компанией Menu Foods, которая производила сухие корма и паштеты для кошек и собак.
До 2007 года маркетологи компании с гордостью заявляли, что домашние животные съедают более 2.000 упаковок с их продукцией ежеминутно.
Скандал начался после того, как более 10 тысяч американцев пожаловались на плохое самочувствие своих питомцев. После употребления деликатесов Menu Foods кошки и собаки не могли сходить в туалет или, наоборот, делали это прямо на кухне.
FDA и CDC не смогли установить причину недуга животных и наняли независимых экспертов. В конечном счёте выяснилось, что проблема заключалась в пшенице, которую Menu Foods закупала в Китае. Пшеница выращивалась с нарушением санитарных норм - китайцы пичкали растение химикатами. В общей сложности, 104 животных погибли от некачественной пищи. Компания Menu Foods сразу же объявила о банкротстве.
Стоит отметить, что требования к производству продуктов становятся жёстче с каждым годом. В этом году уже многие производители пострадали из-за своей невнимательности.
Так, компания Whole Foods лишилась партии классических круасанов, которые продавались в обыкновенных пластиковых коробках на развес. С точки зрения полезности и свежести, продукция являлась идеальной. Отзыв произошёл по причине... отсутствия обозначения яиц (undeclared eggs) в списке ингредиентов.
С логической точки зрения приготовить натуральное хлебобулочное изделие без яиц невозможно. Однако FDA и СВС такие подробности не интересуют. Инспектора знают, что несколько десятков тысяч американцев страдают аллергией на яйца. Люди могут запросто купить круасаны, если не увидят в его составе опасный для их здоровья компонент.
С большими проблемами сталкиваются и производители различных пищевых добавок. У них отзыв происходит по одной и той же схеме.
Сначала они запускают на рынок препарат в привлекательной упаковке и с длинным списком минералов, витаминов и полезных веществ. Потом добавка отправляется в государственную лабораторию, где химики обязательно находят компонент, который не был лицензирован FDA. Как следствие, вся партия товара отправляется в печи (к уничтожению пищевых добавок – особо строгие правила).
С точки зрения закона, каждый продукт должен содержать такое количество полезных веществ, чтобы человек мог употреблять его длительное время и оставаться в хорошем расположении духа. Аналогичные правила – к еде для птиц и животных. Например, известной компании Purina пришлось отзывать семечки для попугаев и канареек из-за маленького содержания витаминов и минералов. Если бы птицы употребляли такой корм на длительном промежутке времени, то обязательно бы погибли.
Итак, каждый житель Соединённых Штатов должен знать шесть степеней отзыва продуктов.
Самой серьёзной считается Class 1 Recall.
Употребление таких товаров может отправить вас в как минимум в реанимационное отделение.
Пример: в фарш попали продукты жизнедеятельности свиней или бактерии E-Coli (кишечная палочка). Такие продукты необходимо сразу же выбрасывать, а потом тщательно мыть руки и полку в холодильнике, на которой они лежали.
Class 2 Recall – отзыв продуктов, которые могут вызвать временные, но очень серьёзные проблемы со здоровьем. Например, различные пюре, употребление которых чревато запором, метеоризмом и вздутием живота.
В категорию Class 3 Recall попадают товары, потребление которых имеет неблагоприятные последствия для человека. Это энергетики с высокой дозой кофеина, вызывающие бессонницу и учащённое сердцебиение, а также продукты, которые лучше не употреблять на пустой желудок (вызывают боль и жжение в животе).
Public Health Alert объявляется в том случае, когда следователи FDA и CDC подозревают, что данный товар может быть причиной отравлений, однако не могут это аргументировано доказать. Если вы не можете полностью отказаться от еды с такой пометкой, то хотя бы сократите на время объёмы её потребления.
Market Withdrawal – сигнал, указывающий на отклонения при производстве популярного товара. Например: производитель шоколада сменил поставщика орехов и изменил жирность молока. Продукт продаётся в хорошо знакомой потребителям упаковке, однако по вкусу отличается от предыдущих партий.
Establishment Number – это номер, позволяющий проследить, где выросли коровьи, птицы и свиньи, чьё мясо вы покупаете. Расшифровать номер рядовому потребителю практически невозможно. Для этого необходимо вооружиться объёмным справочником с развернутой расшифровкой кодов. Однако для инспекторов номера имеют решающее значение. Если «родина мяса» указана неправильно, то вся партия товара будет отозвана.
Что делать, если вы купили продукт, а потом через СМИ узнали о его возврате?
На этот вопрос существует два ответа.
Во-первых, вы можете вернуть товар в магазин и сразу же получить за него деньги (даже если упаковка открыта).
Во-вторых, некачественную продукцию можно выбросить, а потом связаться с производителем и потребовать компенсации на основе имеющихся на руках товарных чеков. Второй путь потребует гораздо больше терпения, энергии и времени, чем первый.
Напоследок советую всем читателям «РБ» подписаться на бесплатные уведомления, которые государство рассылает по электронной почте в рамках проекта Food Safety. Для этого необходимо всего лишь указать адрес электронной почты на ресурсе www.recalls.gov (домен «gov», то есть «government», свидетельствует о том, что сайт контролируется официальными федеральными ведомствами).
Помимо молниеносных уведомлений о вредных и опасных продуктах, ошибочно выброшенных на прилавки магазинов, вы можете подписаться на новости об отзывах автомобилей, лодок, медицинских препаратов, косметики и других популярных продуктов.
Не забывайте, что в Америке немало мошенников, которые зарабатывают деньги в короткий период между появлением официального государственного рапорта об отзыве и неосведомлённостью потребителей. Особенно в этом преуспели владельцы маленьких магазинов, которым гораздо выгоднее в кратчайшие сроки продать некачественные продукты со значительной скидкой, чем убирать их с прилавков, связываться с компанией-производителем и ждать, пока их заберут обратно.
Евгений Новицкий
"Русский Базар", 7 мая 2014 года
Источник "Русский Базар", 7 мая 2014 года
|
|
|