|
В болезнях виноваты доктора? |
|
Если классики - это те, кто всегда современен, то экс-директора департамента по санации и банкротству Минэкономики Бориса КОНАНОВА вполне можно к ним отнести. Его выступление на семинаре по реструктуризации предприятия, прошедшем еще до известного совещания, поставившего под сомнение качество действующего законодательства о банкротстве, сегодня вновь актуально. Мы приводим его в сокращении. Закон о банкротстве повел себя нормально. Первоначальные сомнения в том, что он будет работать в экономике со столь высокой долей государственного сектора, были преодолены практикой и принесли результаты, которые не устраивают государство. Поэтому основную цель действующего законодательства о банкротстве - урегулирование отношений должника и кредитора - решено пересмотреть в другую сторону... С "гусарским" подходом: "По долгам платит только трус!" Началось тотальное вмешательство в процедуру банкротства тех, кто довел эти предприятия до несостоятельности. Когда на предприятии появляется управляющий, все преступные или непрофессиональные действия прежнего руководства вылезают наружу, но к ответственности контролирующие органы призывают управляющих! Местные администрации, силовые структуры требуют от них чуда (в виде выполнения валовых показателей) спустя 2-3 месяца с начала конкурсного производства... Многие не понимают, что мертвого не поднимешь, в нашей стране предприятия попадают в банкротство, как правило, когда по отношению к ним возможна уже только ликвидация... Все бы ничего, если бы не вознаграждение кризис-менеджеров! Развалено более 1200 предприятий, а действующих управляющих чуть более 100, из них 60 работают более-менее активно, 25 можно доверять самые сложные дела, в т.ч. связанные с санацией. Поэтому, когда контролирующие органы взялись подсчитать заработок управляющих, возникли вопросы. Проверяющие не принимают во внимание, что это доход, а не "оклад"... Из него осуществляются все производственные расходы. И после вычетов на руках у управляющих остается процентов 20- 30 от начисленного. Если умножить на количество дел, то получается сумма в границах- 1,5-2 миллиона. Это и есть основной раздражитель... В результате поставлена под удар вся процедура санации. Ликвидация института управляющих по своим последствиям не поддается прогнозу... О законодательстве, регулирующем банкротство... Подготовлен пакет документов, чтобы Закон о банкротстве действовал в специфике белорусской экономики. В частности, проект указа, который регламентирует порядок банкротства предприятий градообразующих, оборонных и других. Определен их перечень, порядок приватизации и банкротства. Это небольшое количество предприятий, есть надежда, что остальные будут отпущены в свободное плавание... И им придется нести ответственность в полной мере, борясь с привычной психологией иждивенчества, которое особенно проявляется при попадании в банкротство. Например, ситуация на трикотажной фабрике "Алеся"; предприятие негосударственное, но как только у него возникают проблемы, связанные с необходимой реструктуризацией, которая повлечет изменение численности, летят письма на имя Президента: "Спасите!" Следует вмешательство в процедуру банкротства - она прекращается... Но ситуация усугубляется...
О судах в процедуре банкротства Антикризисные управляющие сегодня подготовлены настолько хорошо, что своими знаниями начинают "давить" на судей, которые, к сожалению, на протяжении последних лет не проходят специальной подготовки по вопросам экономики. А ведь судья принимает решения, которые готовят управляющие- При пассивной позиции кредиторов судья часто не может дать четкой оценки планов санации или ликвидации. Это приводит к тому, что на предприятии, которое нужно ликвидировать или продавать, начинается санация, которая крайне сомнительна... Поэтому нужна специальная подготовка судей, т.к. они не готовы сегодня эффективно принимать решения...
О деятельности антикризисных управляющих Это новая профессия в стране. Ее грани, содержание пока не достаточно раскрыты, но к ней уже существует крайне негативное отношение у директорского корпуса как конкуренту. Кроме того, деятельность управляющих идет вразрез с кадровой политикой "вертикали". Некоторые из кризис-менеджеров переоценили свои возможности, ориентируясь на высокий спрос. Выяснилось, что не всякий может одновременно решать проблемы 3-4 крупных предприятий. Ведь помимо управленческих задач у него еще около 20 функций, связанных со взаимодействием с судами, органами госуправления разных уровней...
О предупреждении банкротства Создать систему, способную осуществлять досудебное оздоровление, важно. Департамент по санации и банкротству проводит мониторинг деятельности больше 6 тысяч предприятий. По состоянию на 1 апреля т.г. количество неплатежеспособных из них-3731 (61%). Из этого количества 2942 предприятия или 79% устойчиво неплатежеспособны. Это значит, что есть основания подать заявления о признании банкротства этих предприятий. Будут ли приняты эти заявления - Другое дело, но тем, кто говорит, что "по долгам платит только трус", придется очень туго. Только сейчас этот вопрос основательно стал рассматриваться отраслевыми органами управления.
О приватизации Когда пошли по пути приватизации, заметили, что к предприятиям в банкротстве внимание потенциальных инвесторов более высокое. Поэтому среди включаемых в план санации мер, активнее следует использовать приватизацию. Так, например, были проданы Могилевский регенераторный завод (кредиторские долги погашены, предприятие успешно работает), швейная фабрика в Минской области (количество работников на ней удвоилось).
Записала Оксана КУЗНЕЦОВА
Источник «НЭГ», 26 августа 2003 г., № 65
|
|
|