|
Главная роль передается исполнительной Власти |
|
Белорусское законодательство о банкротстве будет "одним из передовых в мире". Об этом заявил на пресс-конференции председатель Высшего хозяйственного суда РБ Виктор Каменков. Концепция этого законодательства действительно по-белорусски уникальна: главную роль управленца и регулятора в процедуре банкротства призвана играть исполнительная власть; интересы должника при этом ставятся на первый план. Хотя пресс-конференция была посвящена подведению итогов деятельности хозяйственных судов в первом полугодии, процедуре банкротства и грядущим изменениям законодательства в этой сфере председатель ВХС уделил особое внимание. Действующий Закон "Об экономической несостоятельности (банкротстве)", по мнению В. Каменкова, зарекомендовал себя с положительной стороны. Об этом говорит статистика: хозяйственными судами в прошлом году было рассмотрено 1.165 дел о банкротстве, в производстве находится около 800 дел. Учитывая, что данная категория имеет свою специфику, особенно по срокам рассмотрения, которые могут составлять и полтора года, и более, такие цифры для РБ, по словам главы ВХС, "весьма значительны". Как будет меняться концепция законодательства о банкротстве? Прежде всего В. Каменков сообщил, что действие Закона "Об экономической несостоятельности..." приостанавливаться не будет. Но "будет происходить усиление досудебных процедур". В настоящее время хозяйственные суды взяли всю тяжесть этой ноши на себя, что, по словам В. Каменкова, далеко не правильно. При этом органы исполнительной власти, по сути, дистанцировались от проблемы банкротства предприятий. Теперь же поставлена задача, чтобы именно они начинали заботиться о том или ином предприятии на самой ранней стадии грядущего финансового кризиса. Схема, как обрисовал ее председатель ВХС, будет примерно следующая. Как только хозяйственный суд выносит решение о взыскании крупной суммы долга, что может реально сказаться на финансово-хозяйственной .деятельности предприятия (о банкротстве речь еще не идет), о случившемся сообщается собственнику данного предприятия. При этом не имеет значения, будет ли это представитель государства (исполкома, правительства) или же представитель частного капитала. Такое уведомление означает, что собственник должен "посмотреть на свои обязанности" по отношению к данному предприятию и определиться с дальнейшими действиями. В проекте подготовленных Высшим хозяйственным судом нормативно-правовых актов предусматривается целый ряд мер, которые обязаны будут предпринять исполкомы, министерства или правительство. Так, например, им вменяется в обязанность изучить ситуацию, сложившуюся на данном предприятии, и решить, что с ним делать: производить санацию или ликвидировать. Если собственник приходит к выводу о необходимости оздоровления, то должны быть определены источники финансирования, предложены конкретные бизнес-планы. Кроме того, заявил В. Каменков, предполагается усилить основания для возбуждения дела об экономической несостоятельности, По ныне действующему закону сумма долга не имеет значения, и иногда дела о банкротстве возбуждались по заявлениям кредиторов в отношении крупных предприятий, хотя сумма долга не превышала 1-2% от всех активов должника. Как известно, сегодня существует "защитный период" после возбуждения процедуры банкротства. В этот период суд должен проверить обоснованность заявленных требований с привлечением одновременно всех кредиторов, включая тех, которые в суд никаких требований пока не предъявляли. Однако если учесть требования всех кредиторов, предприятие может просто перестать существовать, так как даже всех его активов не хватит, чтобы выплатить все долги одновременно. Именно поэтому планируется "усилить" и это основание, то есть установить конкретные размеры долга, позволяющие поднимать вопрос о возбуждении процедуры банкротства. Более того, одним из условий возбуждения дела будет являться невозможность исполнить решение суда о взыскании долга даже в принудительном порядке. То есть предполагается, что на предприятии должны будут отсутствовать любые активы. Судебную процедуру планируется оставить в том же виде, в каком она существует сегодня. Однако, по мнению В. Каменкова, если новый порядок заработает, количество судебных дел о банкротстве значительно сократится. Серьезные изменения предполагается также внести в регулирование деятельности антикризисных управляющих. Соответствующие лицензии в Беларуси имеют примерно 300 человек, из них только 100 реально работают и получили соответствующее удостоверение. При этом на каждого управляющего приходится не менее 10 кризисных предприятий. Даже с учетом того, что из этой десятки 7-8 существуют только dejure, квалифицированно справиться одновременно с остающимися 2-3 предприятиями одному управленцу практически невозможно. При этом если уровень квалификации антикризисных управляющих весьма неплохой, то с их "географическим распределением" , по словам В. Каменкова, дела обстоят значительно хуже. Если на Минск и Минскую область приходится 101 специалист, то в остальных регионах их явно не хватает. К тому же это должен быть универсальный управленец, знающий специфику любого предприятия, независимо от сферы его деятельности: сельское хозяйство, промышленность, строительство и т. д. Естественно, что таких специалистов у нас нет, констатировал председатель ВХС. Задача по увеличению числа и повышению профессионального уровня антикризисных управляющих, по словам В. Каменкова, будет решаться на государственном уровне: специалисты будут не только равномерно распределяться по регионам, но также готовиться с учетом специфики отрасли, в которой им предстоит работать. В результате, по словам В. Каменкова, белорусское законодательство о банкротстве будет одним из самых передовых в мире. В связи с этим можно лишь сказать, что во всем остальном, "менее передовом" мире законодательство о банкротстве прежде всего защищает интересы кредитора, тогда как наше - интересы должника, причем, как видим, в гипертрофированном виде. Последнее, впрочем, неудивительно, поскольку в большинстве случаев должниками выступают предприятия государственной формы собственности. Внесения изменений в законодательство о банкротстве, по словам В. Каменкова, можно ожидать уже в сентябре текущего года.
Вадим ХОДОСОВСКИЙ
Источник «Белорусский рынок», № 31
|
|
|