|
Беларусь стоит на пороге реальной приватизации. Поэтому правительство готовит надежные тылы, чтобы исключить малейшую возможность неконтролируемого передела собственности. Ожидается, что в ближайшее время Александр Лукашенко подпишет указ, касающийся согласования правовых актов по вопросам приватизации. Президиум Совмина 20 мая одобрил проект Указа президента "О согласовании проектов нормативных правовых актов по вопросам приватизации государственного имущества и внесении дополнения и изменений в Указ президента Республики Беларусь от 23 июня 1998 г. № 327". В официальных комментариях говорится о том, что с принятием этого документа при решении вопросов приватизации государственной собственности, а также при осуществлении процедуры банкротства "будет исключена возможность коррумпированности". Такая формулировка вызывает, по меньшей мере, недоумение. Процедура приватизации в Беларуси шлифовалась в течение десятилетия и, по оценкам экспертов, является отработанной. Самым распространенным способом малой приватизации остается аукцион - достаточно прозрачный и эффективный метод. Большая приватизация в Беларуси еще не начиналась. Что же касается продажи госпакетов акций (этот процесс носит в Беларуси несистемный характер - сделки такого рода за всю историю отечественной приватизации можно пересчитать по пальцам), то они продавались по конкурсу - это стандартный цивилизованный способ. О том, что белорусская собственность находится под бдительным контролем, говорит тот факт, что глава государства патронирует все имущественные проекты свыше 70 тыс. USD - TO есть все одежи с имуществом стоимостью свыше 10 тыс. базовых величин. По сути, заморожен вторичный рынок ценных бумаг до завершения безвозмездной приватизации, что также исключает возможность неконтролируемого государством передела собственности. Процедура реформирования госпредприятий тоже появилась в стране не вчера, а отрабатывалась несколько лет. В Беларуси приватизационные органы не наделены особыми полномочиями, как это было во многих постсоветских странах. Решение о разгосударствлении предприятий численностью свыше 2 тыс. человек принимает правительство страны, а свыше 4 тыс. человек-президент. На местном уровне все решения, связанные с вопросами собственности, проходят через облисполкомы и местную "вертикаль". Говорить о какой-то коррупции в сфере белорусской приватизации не приходится еще по одной причине - из-за отсутствия процесса как такового. Пока госпредприятия лишь акционируются, получая львиную долю государства в уставном капитале, единственная заметная сделка за последнее время - продажа госпакета акций "Славнефти",которая для белорусского правительства носила вынужденный характер. Что же в таком случае послужило поводом для ревизии процедуры приватизации? По информации, полученной в правительстве, данный документ разработан в соответствии с распоряжением А. Лукашенко о борьбе с коррупцией. В рамках этой задачи чиновники и вынуждены были совершенствовать процедуру. Если раньше при подготовке рабочих вопросов документы согласовывались в ключевых министерствах страны -Минэкономики, Минюсте и Минфине и т. д., то сейчас любые бумаги, связанные с вопросами собственности, должны пройти через силовые структуры Беларуси. Проекты всех нормативны? правовых актов по вопросам приватизации государственного имущества должны быть согласованы с Верховным судом и Высшим хозяйственным судом Беларуси, Комитетом госконтроля, прокуратурой, КГБ и МВД. Это касается законов Беларуси, декретов, указов, распоряжений президента страны, постановлений Совмина, республиканских органов госуправления и решений органов местного управления и самоуправления, Если раньше приватизация в Беларуси двигалась черепашьими темпами, то трудно даже представить, какое "ускорение" она может получить теперь.
Татьяна МАНЕНОК
Источник «Белорусский рынок», № 20
|
|
|