|
Россия: Очередная нагрузка на бизнес - страхование работников на случай банкротства работодателя |
|
Недавно Роструд представил на суд общественности проект федерального закона “Об обязательном социальном страховании на случай утраты заработка вследствие несостоятельности (банкротства) работодателя”. Законопроект разработан во исполнение ряда поручений Президента РФ, касающихся подготовки предложений о совершенствовании механизма обеспечения права работников на получение причитающейся им заработной платы в случае банкротства работодателя. Фото: Евгений Смирнов, ИА "Клерк.Ру"
Документ, спровоцировавший волну критики со стороны экономистов и бизнес-сообщества, регулирует правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай утраты заработка, определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, а также устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования.
Невыплата зарплаты и планы государства
По данным Росстата, на середину минувшего, 2013 года просроченная задолженность по заработной плате работников организаций, находящихся в стадии конкурсного производства, составила 816 863,0 тыс. руб. И это только по крупным предприятиям, без учета субъектов малого предпринимательства. Численность работников организаций, находящихся в процессе конкурсного производства, перед которыми имеется просроченная задолженность по заработной плате, опять же, без субъектов малого предпринимательства приблизилась к отметке в 22 тысячи человек.
При этом средняя на одного работника просроченная задолженность по заработной плате работников организаций, находящихся в стадии конкурсного производства, составила 11 524,6 рублей. Общая сумма невыплаченной работникам зарплаты по причине отсутствия у предприятий-банкротов денежных средств составляет колоссальную цифру и по прогнозам экспертов в будущем будет только увеличиваться.
Не в последнюю очередь причиной подобной неутешительной статистики выступает несовершенство отечественного законодательства, регламентирующего вопросы банкротства. Напомним, в настоящее время, согласно нормам законодательства о банкротстве, требования кредиторов об оплате труда лиц, работающих по трудовым договорам, удовлетворяются лишь во вторую очередь. После удовлетворения требований по текущим платежам, связанным с судебными расходами по делу о банкротстве, выплатой вознаграждения арбитражному управляющему и так далее.
Буквально это означает, что довольно часто по завершении конкурсного производства задолженность работодателя по выплате работникам заработной платы может оставаться непогашенной. То есть, законодательство не исключает такой возможности. Это напрямую противоречит статье 130 Трудового кодекса, провозглашающей принцип обеспечения получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами.
В связи с этим Минтруд отмечает, что существующие меры, предусмотренные законом о банкротстве, не обеспечивают полноценную защиту интересов работников должника-работодателя, а банкротство работодателя в подавляющем большинстве случаев влечет за собой утрату работником причитающегося ему заработка и, как следствие, - потерю средств к существованию.
Исправить подобное положение вещей как раз и призван разработанный ведомством проект закона, предусматривающий страхование риска потери работниками заработка по вине работодателя. По замыслу авторов законопроекта, его принятие позволит улучшить социальное положение граждан и повысить гарантии защиты прав работников путем выплаты им части задолженности по заработной плате в случае неплатежеспособности работодателя до завершения соответствующей процедуры банкротства.
Финансовое же обеспечение расходов на выплату данного страхового обеспечения застрахованным лицам будет осуществляться за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, формируемых от уплаты страховых взносов на данный вид обязательного социального страхования.
Правила страхования
В качестве страхового риска по обязательному страхованию предлагается считать вероятность утраты застрахованным лицом причитающегося ему заработка в связи с банкротством работодателя. Страховым случаем законодателями признается подтвержденный факт наличия невыплаченного страхователем застрахованному лицу заработка на дату окончания расчетов со всеми кредиторами второй очереди в ходе конкурсного производства.
По новым правилам обязательному страхованию будут подлежать все граждане РФ, а также все постоянно или временно проживающие на территории России иностранные граждане и лица без гражданства, выполняющие работу на основании трудового договора. Страхователями же признаются организации - юридические лица и все индивидуальные предприниматели, использующие наемный труд, в том числе главы крестьянских хозяйств.
Согласно документу, страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию на случай утраты заработка осуществляется в виде единовременной компенсационной выплаты. Данная выплата устанавливается в размере задолженности по заработной плате, образовавшейся у страхователя перед работником за период, не превышающий три последних календарных месяца, предшествующих месяцу окончания расчетов со всеми кредиторами второй очереди, и календарный месяц окончания расчетов со всеми кредиторами второй очереди до даты окончания указанных расчетов.
Из этого правила существует одно исключение. Оно будет применяться в случаях, когда увольнение застрахованного лица произошло до дня окончания расчетов со всеми кредиторами второй очереди. В указанных случаях страховое обеспечение станет осуществляться в виде единовременной компенсационной выплаты в размере задолженности по заработной плате, образовавшейся у страхователя перед работником за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу увольнения, и календарный месяц, в котором произошло увольнение, до дня увольнения.
Правда, не более чем за 12 месяцев, предшествовавших дню окончания расчетов со всеми кредиторами второй очереди. При этом будущие правила не ограничат права застрахованных лиц на взыскание и получение в установленном порядке задолженности по заработной плате в части, не покрытой страховым обеспечением.
Что касается недобросовестных работодателей, то не обходит закон своим вниманием и право регрессного требования страховщика. Согласно документу, в случае если в отношении руководителя или учредителя юридического лица - страхователя либо ИП имеется судебное постановление, вступившее в законную силу и установившее факт совершения ими фиктивного или преднамеренного банкротства, страховщик вправе будет предъявить к указанным лицам регрессное требование в пределах выплаченного страхового обеспечения.
Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай утраты заработка вследствие несостоятельности (банкротства) работодателя будет осуществляться Фондом социального страхования РФ и его территориальными органами.
Минусы нового вида обязательного страхования
На первый взгляд, инициатива чиновников носит ярко выраженный социальный характер и представляет реальный механизм финансовой поддержки граждан, лишившихся работы. В то же самое время, результаты реализации закона могут носить и откровенно отрицательный характер.
И на то есть несколько причин – во-первых, проект закона недостаточно проработан, что грозит известными трудностями при его применении, во-вторых, вопросы вызывают и сами принципы, положенные в основу нового вида обязательного соцстарахования. А именно: проблемы, связанные с деятельностью недобросовестных работодателей в очередной раз пытаются разрешить за счет работодателей добросовестных, что представляется не совсем правильным.
Напомним, в соответствии с первоначальными планами Минтруда ставка отчислений в ФСС должна была составить ни много ни мало 0,1%. Позже ведомство поставило вопрос об увеличении ставки до 0,25 процентов. Данная величина показалась правительству чересчур завышенной и данный вопрос было предложено доработать с учетом обоснованной величины ставки от 0,1-0,2%.
Представляется, что и эта величина не совсем обоснована, поскольку по расчетам того же Росстата тариф не должен превышать 0,05%. Как бы то ни было, в ближайшем будущем работодателям придется отчислять во внебюджетные фонды гораздо больше средств, нежели чем сейчас.
Помимо финансовой нагрузки, возрастет и административная нагрузка на бизнес. Так, юрлица и ИП обязуются регистрироваться в территориальном органе страховщика, вести учет и отчетность по начисленным и уплаченным страховым взносам, выполнять требования территориальных органов страховщика, предъявлять для проверки в территориальные органы страховщика документы, связанные с начислением, уплатой страховых взносов, предъявлять документы, являющиеся основанием для назначения страхового обеспечения и так далее.
При этом не стоит забывать, что и сами работники от введения нового страхования мало что получат. Во-первых, на страховку в случае банкротства смогут рассчитывать работники не всех предприятий и учреждений, поскольку по новым правилам плательщиками страховых взносов по данному виду страхования будут признаваться организации и индивидуальные предприниматели, которые могут быть признаны банкротами в соответствии с Гражданским кодексом РФ.
Во-вторых, получить страховку смогут даже не все граждане, работающие у частных юрлиц и индивидуальных предпринимателей. Так, в соответствии с законопроектом объектом обложения страховыми взносами на обязательное социальное страхование на случай утраты заработка вследствие несостоятельности (банкротства) работодателя будут признаваться далеко не все выплаты, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц.
Согласно документу, объектом страхования выступает лишь заработная плата застрахованного лица - все виды выплат и иных вознаграждений, начисляемые страхователем в пользу застрахованного лица в рамках трудовых отношений и включаемые в базу для начисления страховых взносов в соответствии с законом о страховых взносах. Да и то за исключением выходного пособия и среднего заработка, сохраняемого на период трудоустройства.
Все, кто работают не по трудовых договорам, страховых выплат не получат. Таким образом, законодатель вполне сознательно создает для работодателей лишний повод “уйти в тень”, переведя отношения с работниками из плоскости трудовых в плоскость гражданско-правовых договоров.
Наконец, законодатель приводит и перечень оснований для отказа в назначении застрахованному лицу единовременной компенсационной выплаты. Например, такими основаниями будут являться непредставление страховщику всех документов и сведений, необходимых для назначения и осуществления единовременной компенсационной выплаты и наличие недостоверной информации в представленных документах и сведениях, необходимых для назначения и осуществления единовременной компенсационной выплаты. Таким образом, для получения данного пособия работникам предстоит еще как следует “побегать” и “подоказывать”.
Принять федеральный закон планируется в текущем году, а вступить в силу он должен будет уже с 1 января 2015 года. Выплачивать же страховое возмещение потерявшим заработок работникам предлагается начать через полгода с момента вступления закона в силу.
ИА "Клерк.Ру", 24 февраля 2014 года
Источник ИА "Клерк.Ру", 24 февраля 2014 года
|
|
|