Банкротство в Республике Беларусь
Банкротство Банкротство, Санация, Ликвидация
 
Антикризисное управление
 Главная О проекте Законодательство Контакты 
  Расчеты с кредиторами и рассмотрение споров с участием банкрота
 
С 12 февраля 2001 года, момента вступления в силу Закона Республики Беларусь "Об экономической несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон) количество разрешенных хозяйственными судами дел о банкротстве значительно увеличилось. Так, в 2002 году по сравнению с 2001 годом их количество возросло более чем в четыре раза, с 265 дел о банкротстве, разрешенных в 2001 году, до 1165 дел в 2002 году. За это время хозяйственные суды, управляющие по делу о банкротстве, лица, участвующие в делах о банкротстве, столкнулись с рядом проблем, требующих разрешения. Часть этих проблемных вопросов касается расчетов с кредиторами, подведомственности споров, исполнения ранее принятых судебных актов.
Закон связывает наступление ряда последствий как с возбуждением дела о банкротстве, так и с открытием конкурсного производства.
В соответствии со статьей 33 Закона с момента возбуждения дела о банкротстве, в целях проверки наличия оснований для возбуждения конкурсного производства и обеспечения сохранности имущества должника, хозяйственным судом устанавливается защитный период продолжительностью до трех месяцев, одновременно с возбуждением производства по делу судом назначается временный управляющий по делу о банкротстве.
На стадии защитного периода должник производит расчеты с кредиторами в порядке, установленном законодательством, наравне с другими субъектами хозяйствования. Однако необходимо иметь в виду, что Закон устанавливает ограничение по осуществлению расчетов в это время с учредителями (участниками) должника - юридического лица о выделении доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом его из состава участников. Кроме того, сделки, совершаемые в это время, и расчеты по ним не должны нарушать законные интересы других кредиторов во избежании признания таких сделок недействительными по основания, установленным статьями 112, 113 Закона.
Согласно части первой статьи 38 Закона с момента вынесения определения о возбуждении производства по делу о банкротстве, по ходатайству должника, временного управляющего или иных лиц, приостанавливаются в общем или хозяйственном суде либо ином государственном органе производство по делу, связанному с взысканием денежных средств и (или) иного имущества должника. Данная норма позволяет приостанавливать производство по любым делам о взыскании денежных средств или имущества в судах либо иных государственных органах. Поскольку такое приостановление возможно только по ходатайству указанных выше лиц, рассматриваться оно должно только судом, разрешающим конкретный имущественный спор по правилам, установленным Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь или Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь. В этой связи хозяйственный суд, возбудивший дело о банкротстве, при возникновении необходимости с целью обеспечения интересов всех кредиторов может инициировать приостановление производства по конкретному имущественному спору.
С момента вынесения хозяйственным судом определения о возбуждении производства по делу о банкротстве также приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением исполнения исполнительных документов по взысканию задолженности в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью граждан, и морального вреда, а также задолженности по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих у должника по трудовому договору (контракту), выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов. Исходя из требования данной нормы, независимо от наличия ходатайств заинтересованных лиц, исполнительное производство по имущественным взысканиям (за исключением указанных выше случаев) должно приостанавливаться как в хозяйственных судах, так в судах общей юрисдикции.
Часть вторая статьи 38 Закона в этих целях предусматривает направление определения о возбуждении дела о банкротстве в банки и небанковские кредитно-финансовые организации, с которыми должник заключил договор об открытии банковского счета, а также в общий и хозяйственный суд, соответствующим судебным исполнителем, в налоговые и иные уполномоченные органы. На практике хозяйственные суды направляют определения о возбуждении производства по делу о банкротстве в суд общей юрисдикции по месту нахождения должника, управление юстиции облисполкома или Минского горисполкома, судебным исполнителям хозяйственного суда и при наличии сведений в банковские учреждения.
Исполнительные документы по взысканию задолженности в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью граждан, и морального вреда, а также задолженности по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих у должника по трудовому договору (контракту), выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов на стадии защитного периода производится в общем порядке. Вместе с тем в порядке, установленном статьей 38 Закона, не приостанавливается производство по исполнению неимущественных требований. Так, на основании приказа хозяйственного суда судебным исполнителем возбуждено исполнительное производство по выселению унитарного предприятия "Р" в связи с расторжением договора аренды нежилого помещения, впоследствии исполнительное производство было приостановлено и возобновлено уже когда в отношении унитарного предприятия "Р" возбуждено дело о банкротстве. На постановление судебного исполнителя прокурором принесен протест со ссылкой на нормы статьи 38 Закона. Надзорной инстанцией Высшего Хозяйственного Суда постановление судебного исполнителя оставлено без изменения, а протест прокурора - без удовлетворения.
Иные последствия, влияющие на расчеты должника с кредиторами, предусматривает Закон в связи с открытием конкурсного
производства.
Согласно статье 90 Закона со дня вынесения определения об открытии конкурсного производства вводится приостановление удовлетворения требований кредиторов по платежным обязательствам должника, все имущественные требования кредиторов могут быть предъявлены только в порядке, установленном статьями 93, 95 - 98 Закона, исполнение обязательств должника допускается в случаях и порядке, установленном данным Законом.
После открытия конкурсного производства управляющий по делу о банкротстве на основании заявлений о требованиях по обязательствам, возникшим до открытия конкурсного производства, предъявленных кредиторами, формирует реестр требований кредиторов с учетом очередности каждого требования.
Очередность удовлетворения требований кредиторов определяется статьями 102, 138, 144 - 150 Закона. При этом наибольшее количество вопросов в практической деятельности управляющих и хозяйственных судов вызывают внеочередные расчеты (часть четвертая статьи 102 и часть первая статьи 144 Закона). Указанные нормы предусматривают внеочередное покрытие судебных расходов и расходов, связанных с выплатой вознаграждения управляющему, расчеты по текущим платежам должника в процессе конкурсного производства за коммунальные, эксплуатационные и иные услуги, а также удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам должника, возникшим в процессе конкурсного производства. Действующая редакция статей 102, 138, 144 - 150 Закона, во-первых, не делает различий при определении очередности платежей между процедурой санации и процедурой ликвидации, во-вторых, позволяет производить расчеты по всем обязательствам, возникшим после открытия конкурсного производства в ущерб требованиям конкурсных кредиторов. В этой связи представляется, что необходимо внести изменения и дополнения в Закон, предусматривающие определение сумм, направляемых на внеочередные расчеты с кредиторами в планах санации или ликвидации. При этом план санации или план ликвидации должен быть одобрен собранием (комитетом) кредиторов и утвержден хозяйственным судом. Кроме того, внеочередные расчеты с кредиторами должны быть неразрывно связаны с процедурой санации или ликвидации. В частности, остро стоит вопрос об удовлетворении требований по выплате после открытия конкурсного производства обязательств, связанных с трудовыми отношениями. Такие обязательства, возникшие до открытия конкурсного производства, удовлетворяются в первую и вторую очередь (статьи 145, 146 Закона), несмотря на то, что исполнение исполнительных документов по этим требования не приостанавливалось. Представляется, что в процедуре санации такие платежи должны производиться вне очереди, а при ликвидации должника вне очереди должны производиться выплаты только по трудовым договорам работникам, непосредственно привлеченным к его ликвидации. В противном случае при недостаточности денежных средств и имущества ставится под угрозу возможность завершения ликвидационного производства.
Практика применения Закона показала, что вопрос о подведомственности споров как после возбуждения дела о банкротстве, так и после открытия конкурсного производства остается проблемным.
Республиканское унитарное предприятие обратилось с иском о взыскании задолженности к акционерному обществу "Н", в отношении которого возбуждено дело о банкротстве и установлен защитный период. Суд, считая требования истца не подлежащими рассмотрению в порядке искового производства вне рамок дела о банкротстве должника, сослался на статью 90 Закона и отказал в принятии искового заявления.
В данном случае судом необоснованно применены нормы статьи 90 Закона, поскольку эти нормы предусматривают последствия после открытия в отношении должника конкурсного производства. В такой ситуации суду следовало возбудить производство по делу, которое могло быть разрешено по существу до открытия конкурсного производства.
Согласно статье 90 Закона со дня вынесения хозяйственным судом определения об открытии конкурсного производства все требования кредиторов к должнику могут быть предъявлены только в порядке, установленном данным Законом.
Однозначно можно утверждать, что порядок и подведомственность споров неимущественного характера с участием должника и большинство споров, где должник является истцом, рассматривается по общим правилам подсудности. Имущественные требования к должнику применительно к правилам, установленным статьями 90 и 106 Закона, могут быть предъявлены только в суд, рассматривающий дело о банкротстве должника.
Судебная практика показывает, что имеют место случаи предъявления имущественных исков к должнику в период осуществления конкурсного производства (санации, ликвидации). Например, некоторые суды общей юрисдикции одновременно с рассмотрением споров о восстановлении на работе разрешали иски о взыскании с должника на стадии конкурсного производства заработной платы за вынужденный прогул. Представляется, что такая практика не соответствует требованиям Закона "Об экономической несостоятельности (банкротстве)". Какие аргументы можно привести в обоснование такой позиции?
Как уже отмечалось выше, в соответствии со статьей 38 Закона с момента вынесения хозяйственным судом определения о возбуждении производства по деду о банкротстве должника по ходатайству руководителя должника, временного управляющего или иных лиц приостанавливаются в общем или хозяйственном суде либо ином государственном органе производство по делу, связанному с взысканием с должника денежных средств и (или) иного имущества должника. В данном случае только тот суд (орган), который разрешает имущественный спор, может приостановить разрешение такого спора при наличии соответствующего ходатайства.
Согласно части второй статьи 106 Закона производство по всем делам по имущественным требованиям к должнику, в отношении которого открыто конкурсное производство, возбужденные общими и (или) хозяйственными судами до момента открытия конкурсного производства, приостанавливаются и приобщаются к производству по делу о банкротстве. При этом соответствующие материалы дел по запросу хозяйственного суда передаются в хозяйственный суд, рассматривающий дело о банкротстве этого должника. Редакция данной статьи не четко отвечает на вопрос о судьбе материалов дел в контексте с указанием в данной статье о приобщении дел к производству по делу о банкротстве. Вместе с тем практика показывает, что хозяйственный суд, рассматривающий дело о банкротстве, запрашивает материалы дел по имущественным искам к должнику только тогда, когда в суде рассматривается спор в порядке, установленном статьями 93, 95 - 98 Закона, о признании требований, предъявленных кредитором и не признанных (признанных частично) управляющим по делу о банкротстве. В такой ситуации наиболее правильно материалы приостановленного дела по имущественному иску к должнику хранить в суде, принявшем иск к производству. Судьба этих исков должна разрешаться указанным выше судом только после прекращения производства по делу о банкротстве или завершения ликвидационного производства в отношении должника. В зависимости от конкретной ситуации это может быть прекращение производства по делу или возобновление производства по делу.
После открытия конкурсного производства кредиторы, в том числе и те, которые обращались в суд в порядке искового производства за взысканием денежных сумм или по иным имущественным требованиям, могут защитить свои имущественные интересы, обратившись с заявлениями о требованиях к управляющему, в порядке, установленном статьей 93 Закона. Если управляющий не признает требований кредитора или признает их частично, кредитор вправе обратиться с соответствующим заявлением в хозяйственный суд или в комитет кредиторов (собрание кредиторов). При этом следует иметь ввиду, что хозяйственный суд рассматривает требования кредиторов не в порядке искового производства и принимает не решение, а выносит определение, в котором определяет объем признанных за Кредитором требований. Кредитор вправе обращаться с заявлениями о требованиях в хозяйственный суд и обжаловать решение управляющего, если хозяйственный суд не принял решение о рассмотрении заявлений о требованиях собранием кредиторов. Кредитор также вправе обжаловать в хозяйственный суд решение собрания кредиторов по рассмотрению его требований. Кроме того, особое внимание следует обращать на сроки, установленные статьями 93, 95, 97, 98 Закона, для подачи заявлений о требованиях, рассмотрения этих заявлений управляющим, направления возражений, рассмотрения заявлений по защите требований собранием кредиторов и рассмотрения хозяйственным судом.
Таким образом, Закон Республики Беларусь "Об экономической несостоятельности (банкротстве)" устанавливает особую процедуру рассмотрения споров в период после открытия конкурсного производства по имущественным искам к должнику.
Процедура эта не совершенна и требует совершенствования, внесения изменений и дополнений в Закон. Представляется также, что в настоящее время остался не урегулированным порядок рассмотрения имущественных споров между кредитором и должником по обязательствам, возникшим в период санации. С одной стороны, в соответствии со статьей 144 Закона по обязательствам должника, возникшим после открытия конкурсного производства, управляющий имеет возможность производить расчеты с кредиторами вне очереди. С другой, - в случае, когда управляющий не исполняет обязательства должника, кредитор не имеет возможности предъявить имущественный иск в общем порядке. В такой ситуации поставщики во взаимоотношениях с банкротами отдают предпочтение предоплате. Для урегулирования этой проблемы целесообразно закрепить в статье 98 Закона возможность рассмотрения споров по обязательствам, возникшим после открытия конкурсного производства, по процедуре, установленной статьями 93, 95 - 98 Закона, с определением порядка расчета по внеочередным платежам.
Не урегулирован в полной мере и вопрос исполнения исполнительных документов по взысканию задолженности по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью граждан, и морального вреда, а также задолженности по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих у должника по трудовому договору (контракту), выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментам. В соответствии со статьей 90 Закона с момента открытия конкурсного производства снимаются все аресты с денежных средств и имущества должника, наложить арест на денежные средства должника вправе только суд, рассматривающий дело о банкротстве. Думается, что в такой ситуации по указанным выше взысканиям исполнительные документы должны передаваться на исполнение управляющему по делу о банкротстве. Для урегулирования данного противоречия следует внести изменения в статью 91 Закона.
Безусловно, что высказанные в данной статье выводы и предложения требуют обсуждения как с целью выработки практики применения законодательства о банкротстве, так и выработки предложений по совершенствованию законодательства и, в частности, по подведомственности споров, связанных с трудовыми отношениями.

Источник «Вестник ВХС», № 5
 
поиск по сайту
 
  Наш альянс:
 
 
Банкротство
Информационно-аналитический ресурс "Банкротство в Республике Беларусь"
(www.bankrot.by)
 
антикризисное управление
 
© bankrot.by / Банкротство в Республике Беларусь
адрес: Республика Беларусь, 220012, г. Минск, а/я 1
тел.: +375 (29) 650-05-70 (velcom), e-mail: gv@trust.by
Design by Normality studio