|
Формула 1: Caterham и Marussia – банкроты? |
|
"Королевская серия" теряет команды. "Маруся" остается вне игры. Как и "Катерхэм" Фото: Reuters
Команды Формулы 1 Caterham и Marussia пропустят ближайший Гран-при США, а Caterham также и Гран-при Бразилии. Оба спортивных коллектива оказались в сложных финансовых ситуациях, в частности, в случае с Marussia речь идет о прекращении финансирования с российской стороны.
Спустя две недели после первого в истории Гран-при России команда Marussia столкнулась с самыми серьезными финансовыми неприятностями из тех, какие у нее были за время ее существования. Получив свое название в 2012 году по имени российского проекта по созданию спорткаров, Marussia долгое время старалась вырваться из числа аутсайдеров стартовой решетки. Ее владелец предприниматель Андрей Чеглаков совместно с руководством «конюшни» находил возможности финансировать участие во всех этапах Формулы 1. До настоящего времени команда не пропустила ни одного Гран-при по причине отсутствия средств. Единственный раз, когда на старте гонки оказался один ее болид, пришелся на Сочи – тогда Marussia не стала сажать в машину пилота на замену Жюлю Бьянки, до сих пор остающегося в тяжелом состоянии в японском госпитале.
В минувшую субботу в британской прессе появилась информация, что Marussia пропустит Гран-при США из-за финансовых проблем. В понедельник прозвучала расшифровка этой расплывчатой формулировки: с настоящего момента управление компанией Manor Grand Prix Racing Limited, по сути являющейся юридическим лицом команды, будет осуществлять сторонняя финансово-юридическая организация FRP Advisory LLP. Иными словами, в силу вступает антикризисный менеджмент, который должен будет найти наиболее оптимальный выход из сложившейся ситуации: возможно, банкротство или продажа «конюшни» заинтересованному покупателю.
Последний год выдался для Marussia настоящей черной полосой: в прошлом октябре умерла Мария де Виллота, в начале этого месяца тяжелую черепно-мозговую травму на гонке в Японии получил Жюль Бьянки, теперь команда и вовсе оказалась на грани банкротства. Фото: Formula 1 / Sutton Images
В своем заявлении представители FRP Advisory LLP Джефф Роули и Джефф Картон-Келли, назначенные менеджерами в данном деле, отметили, что держатели акций не смогли обеспечить требуемый уровень финансирования к установленному ранее сроку, поэтому к руководству всеми операциями была приглашена внешняя сторона, и теперь управляющей компании предстоит найти инвестиции, необходимые для сохранения команды. В настоящее время Marussia продолжит свое существование, и о сокращении персонала речь пока не идет, сотрудникам команды полностью будет выплачена заработанная плата за октябрь. Но в то же время участие коллектива в финальных этапах сезона Формулы 1 не гарантировано. Джефф Роули подчеркнул: «После гонки в Остине в календаре остаются еще два этапа в Сан-Паулу и Абу-Даби, и участие команды в них будет полностью зависеть от начавшихся процессов по стороннему управлению и переговоров, проведенных с заинтересованными сторонами, что, правда, имеет мало шансов».
Энди Уэбб, CEO Marussia F1 Team, и Дейв О’Нилл, тим-менеджер команды, во время Гран-при России в Сочи. Фото: Formula 1 / Sutton Images
В понедельник в новостной ленте ИТАР-ТАСС также появилось сообщение о том, что Андрей Чеглаков заявил о своем полном прекращении финансировании команды. Информагентство приводит слова предпринимателя: «Это грустная нота, но звучит она на фоне великолепного этапа Гран-при, впервые прошедшего в моей стране. Хочу выразить слова признательности каждому члену команды, как на треке, так и на базе в Бэнбури. Все они самоотверженно трудятся на пределе возможностей. Мы сделали невозможное возможным, став единственной командой, заработавшей призовые очки, среди трех, пришедших в мир Формулы 1 в 2010 году. У нас самый маленький бюджет, но самый мотивированный персонал, что позволяет быть эффективными достаточно, чтобы бороться практически в средней группе».
По информации британского телеканала Sky Sports, в покупке Marussia всерьез заинтересованы выходцы из Индии братья Балджиндер Сохи и Сонни Каушал, которые построили свое состояние на сталелитейном производстве. Фото: Formula 1 / Sutton Images
Действительно, в настоящее время Marussia занимает девятое место в Кубке конструкторов, опережая Sauber и Caterham. В ее активе 2 очка, заработанных Жюлем Бьянки на Гран-при Монако. Однако этого явно недостаточно, чтобы соответствовать дорогому уровню участия в «больших призах». На старт ближайшего этапа Формулы 1 выйдут лишь 18 автомобилей – еще два болида, которые пропустят гонку, принадлежат Caterham.
История с финансированием Caterham, вероятно, еще более запутанная, нежели с Marussia. Тони Фернандес, который в 2010 году попытался вернуть в Формулу 1 имя славной марки Lotus, а сезоном спустя был вынужден переименовать команду в Caterham из-за спора с правообладателями бренда, к середине текущего сезона окончательно потерял возможности для финансирования своего детища. В начале июля Caterham была продана консорциуму швейцарских и ближневосточных инвесторов, названия которых не разглашались, руководителем команды назначен Кристиан Альберс, который весьма скоро покинул этот пост, а консультантом стал Колин Коллес, ранее работавший с другими командами Формулы 1.
За три месяца, прошедшие со времени объявления о заключении сделки, новое руководство уволило из Caterham часть сотрудников, таким образом стараясь сократить издержки и оптимизировать финансовые затраты. Возможно, это имело бы свои результаты, если бы в борьбу за команду не вернулись прежние владельцы. Неделю назад в западной прессе появились сообщения, что из-за финансовых проблем Caterham Sports Limited (CSL), которая также располагается на базе команды в Лифилде, перешла под внешнее управление аудиторской фирмой Smith & Williamson. Однако тут же выяснилось, что CSL уже не имеет никакого отношения к Caterham F1 Team, поскольку операционную деятельность «конюшни» теперь выполняет компания 1Malaysia Racing Team (1MRT), которая была указана при регистрации команды и в настоящее время владеет лицензией на участие в чемпионате Формулы 1.
В начале октября поставщики оборудования предъявили претензии к команде, и судебные приставы арестовали часть имущества Caterham F1 Team. Произошло это накануне Гран-при Японии, но новый руководитель команды Манфреди Раветто в общении с журналистами не раз подчеркивал, что речь идет о неиспользуемых деталях, которые уже не пригодятся и в соревнованиях задействованы не будут. Фото: Formula 1 / Sutton Images
В то же время Smith & Williamson выпустили официальное заявление, в котором говорилось о предстоящих переговорах между ними и 1MRT, направленных на урегулирование финансовых отношений между организациями. В первую очередь речь шла о владении базой в Лифилде. Но эти переговоры не увенчались успехом, поскольку спустя всего день появилось весьма жесткое заявление Caterham F1 Team, сообщавшее о возможном выходе новых владельцев команды из проекта в Формуле 1. Причиной тому назывались несоблюдение Тони Фернандесом данных обещаний и, как следствие, действия сторонних управляющих CSL, которые могут отрицательно сказаться на операционной деятельности «конюшни». В частности, подразумевались их намерения препятствовать отправке болидов на Гран-при США или попытки выселить команду с базы в Лифилде.
Как пояснялось в заявлении команды, «29 июня 2014 года Caterham Enterprises Ltd. и шейх Мохамед Насарудин (продавец) и их держатели акций Тони Фернандес и Датук Камарудин бен Меранун вступили в сделку купли-продажи с Engavest SA (покупатель) касательно 1Malaysia Racing Team Sdn Bhd/Caterham F1 Team. С даты заключения соглашения продавец отказался исполнить свои обязательства по передаче прав покупателю. Покупатель оказался в несправедливой позиции финансировать команду, не обладая на то законными правами, хотя они были оплачены». Из этого следует, что владельцем Caterham F1 Team по-прежнему остается Тони Фернандес, за которого платит покупатель, исправляя финансовую ситуацию, в какую попала команда. В то же время это означает, что и ответственность за все действия команды возлагается на Фернандеса.
Для команды пропуск Гран-при отягощается одним немаловажным обстоятельством: по соглашению с Formula One Management, команды должны участвовать во всех этапах чемпионата, чтобы по итогам года получить призовые от реализации коммерческих прав, и если «конюшне» не удается доказать форс-мажорные обстоятельства своего пропуска, то она рискует заметно потерять в своей стоимости и попасть под долговые обязательства. Фото: Formula 1 / Sutton Images
Еще через день, в четверг 23 октября, сторонние управляющие Caterham Sports Limited блокировали доступ сотрудников Caterham F1 Team на базу. Под угрозой оказались сроки подготовки болидов для отправки морем в США. Однако последующие события четверга кардинально повлияли на судьбу команды в целом. Началось всё со взаимных обвинений между Тони Фернандесом, который нарушил молчание, и швейцарской компанией Engavest. Малазийский миллионер признал, что не передал права покупателю, поскольку тот в свою очередь не выполнил ряд обязательств. В частности, одним из условий была полная выплата текущих и будущих кредитов, а также заработной платы всем сотрудникам команды. «К сожалению, Engavest не выполнила имеющиеся условия соглашения, и Caterham Sports Ltd. (британская управляющая компания команды Формулы 1) попала под внешнее управление из-за огромной суммы долгов по кредитам», — заявил Фернандес.
В ответ Engavest еще раз подчеркнули полное выполнение своих обязательств по выплате заработных плат сотрудникам, а также напомнили о продаже CSL. А вечером появилось сообщение, что Smith & Williams назначаются сторонним управляющим также и для команды Caterham F1 Team. В то же время Engavest и ее представитель Колин Коллес отказывались от управления «конюшней». Инициаторами этого шага стали все три стороны: управляющие Caterham Sports Limited, юрисконсульты Тони Фернандеса, представляющие EXIM Bank, и представители 1MRT/Caterham F1 Team. Менеджерские функции были переданы Финбарру О’Коннеллу, также возглавляющему стороннее управление CLS. Главной задачей Smith & Williams было обозначено сохранение команды и подготовка к следующим соревнованиям.
Первым делом в пятницу 24 октября Финбарр О’Коннелл созвонился с Берни Экклстоуном и уведомил о поиске новых покупателей для Caterham F1 Team. На условиях, что примерно за месяц сторонние управляющие найдут финансовые гарантии для будущего команды, и машины малазийской «конюшни» будут выставлены на старте гонки в Абу-Даби, Экклстоун разрешил Caterham пропустить Гран-при США и Бразилии без риска попасть под долговые обязательства. В свою очередь Smith & Williams заверили, что уже есть несколько заинтересованных партнеров, и компания надеется заключить договор в ближайшие несколько недель.
Финбарр О’Коннелл: «Хотя мы получили возможность сохранить Caterham F1 Team и повысить ее активы, сотрудникам 1MRT нет необходимости возвращаться на базу в Лилфилде до совершения сделки по продаже команды». Фото: Formula 1 / Sutton Images
Таким образом, на старт предстоящего в эти выходные Гран-при США выйдут только 18 автомобилей. Caterham и Marussia пропустят как минимум одну ближайшую гонку, и, к сожалению, нет уверенности, что этот сезон не станет для них последним. Во всяком случае под этими именами. Называть команды банкротами пока рано, процедура банкротства еще не начата, но поиск новых покупателей, способных покрыть все финансовые издержки, может затянуться.
Ведь несмотря на многократные попытки сдержать рост расходов в Формуле 1, бюджеты команд заметно превышают отметку в 100 млн долларов. Тратить такие суммы на то, чтобы получать минимальную отдачу и регулярно занимать последние места на стартовой решетке готовы немногие. Значит, нужно заложить дополнительные статьи расходов на поиск и приглашение компетентных специалистов, технических партнеров, на конструирование и постройку конкурентоспособного автомобиля, на эффективный менеджмент в целом. И все равно это не гарантия успеха – наглядный пример тому история Toyota. Хотя справедливости ради стоит назвать и обратные случаи: Williams в этом году наконец удалось преодолеть череду неприятностей, и теперь ее пилот Вальттери Боттас занимает четвертую строчку в личном зачете, а сама команда вошла в ТОП-3 Кубка конструкторов.
"За рулем", 28 октября 2014 года
Источник "За рулем", 28 октября 2014 года
|
|
|