Банкротство в Республике Беларусь
Банкротство Банкротство, Санация, Ликвидация
 
Антикризисное управление
 Главная О проекте Законодательство Контакты 
  Санация без соблюдения интересов сторон невозможна
 
Интервью с заместителем Председателя Высшего Хозяйственного Суда Лилией Григорьевной КОЗЫРЕВОЙ
Лилия КОЗЫРЕВА, заместитель
Председателя Высшего Хозяйственного Суда В декабре прошедшего года в Вене проходили сессии рабочих групп Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮН-СИТРАЛ) - тридцать седьмая сессия Рабочей группы ЮНСИТРАЛ по арбитражу и согласительной процедуре, двадцать седьмая сессия Рабочей группы ЮНСИТРАЛ по законодательству о несостоятельности и тридцать седьмая сессия Рабочей группы ЮНСИТРАЛ по обеспечительным интересам при производстве по делам о несостоятельности. В этом высоком форуме от Республики Беларусь принимала участие заместитель Председателя Высшего Хозяйственного Суда Лилия Григорьевна КОЗЫРЕВА
- Лилия Григорьевна, несколько слов о том, в какой Рабочей группе Вы принимали участие и впервые ли Высший Хозяйственный Суд страны был приглашен на такого рода работу ООН?
- По дипломатическим каналам Министерством иностранных дел Республики Беларусь было получено приглашение Генерального секретаря ООН Высшему Хозяйственному Суду принять участие в качестве наблюдателя в сессиях трех Рабочих групп Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ).
В связи с подготовкой в то время мероприятий, связанных с 80-летием экономического правосудия Беларуси, была возможность принять участие в работе тридцать седьмой сессии Рабочей группы по обеспечительным интересам при производстве по делам о несостоятельности (банкротстве). Работа этой группы координировалась с работой Рабочей группы по законодательству о несостоятельности. Координация такой деятельности получила широкую поддержку, поскольку, по общему мнению, она имеет основополагающее значение для обеспечения государств всеобъемлющим и согласованным инструктивным материалом в отношении режима обеспечительных интересов при производстве по делу о несостоятельности.
Эта группа продолжает свою работу с 2000 года. Кстати, Национальным корреспондентом ЮНСИТРАЛа в Республике Беларусь является Председатель Высшего Хозяйственного Суда Виктор Сергеевич Каменков. Заседания проводятся 2 раза в год - весной, в марте, в Нью-Йорке, затем, осенью, в Вене. Заседание проходило в Венском Международном Правовом Центре, где проводится работа всех комиссий ООН.
В состав этих рабочих групп входят представители 36 государств, в том числе и России, поэтому русский язык также является рабочим. В качестве наблюдателей были представители также из 36 государств - Беларуси, Украины, Болгарии, Польши, Словакии, Австралии, Индонезии, Швейцарии, Финляндии, Чехии, Чили и других государств и, кроме того, представители многих международных организаций, в том числе Международного валютного фонда.
На рассмотрение Комиссии был предложен проект Руководства для законодательных органов по обеспечительным сделкам, в нем рассматривался порядок, в котором обеспеченные кредиторы могут затрагиваться законодательством о несостоятельности.
Цель Руководства - в оказании государствам помощи в разработке современного законодательства об обеспеченных сделках с тем, чтобы содействовать наличию недорогостоящего обеспеченного кредитования. Предполагается, что Руководство призвано быть полезным для государств, которые в настоящее время не имеют действенного и эффективного законодательства об обеспеченных сделках, а также для государств, которые уже имеют действующее законодательство, но желают провести его обзор или обновление, или же согласовать или скоординировать свое законодательство с законодательством других государств.
Кроме того, необходимо отметить, что в Высшем Хозяйственном Суде разрабатывается проект Декрета Президента Республики Беларусь "О некоторых вопросах применения законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве)" и проект Закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "Об экономической несостоятельности (банкротстве)", поэтому для Высшего Хозяйственного Суда работа вышеназванных сессий представляла определенный интерес для практического применения в разработке национального законодательства.
- Как строилась работа Рабочей группы, где Вы участвовали, по выработке итоговых документов?
- Надо отметить общую атмосферу демократичности, открытости на этом форуме, что помогало не только оперативно решать обсуждаемые вопросы, но и давало возможность выступить и наблюдателям, и представителям общественных интересов. Все они имеют право голоса и все к ним прислушиваются. Проект предложенного Руководства обсуждался по главам. Обсуждение проходило очень активно, каждый старался высказаться, поделиться наработками в законодательстве своего государства. Было выслушано очень много мнений. Генеральный секретарь должен был на этой же сессии собрать и свести все высказанные предложения воедино и в конце последнего дня работы раздать участникам сессии уже новый проект Руководства для работы следующей Рабочей группы, которая будет продолжать свою деятельность в марте этого года в Нью-Йорке. Но поскольку предложений было очень много, то доработанное Руководство будет всем разослано.
В результате же обсуждения проекта Руководства рабочей группой были сделаны выводы о том, что законодатели, пересматривающие действующее законодательство об обеспечительных правах или устанавливающие новый режим обеспеченных сделок, должны согласовывать предлагаемое законодательство с действующим законодательством о несостоятельности. Для осуществления широкой экономической и социальной политики (например, обеспечения защиты работников или сохранения рынков сбыта) режим несостоятельности может предусматривать нормы, которые изменяют права обеспеченных кредиторов. Это в наибольшей степени присуще тем режимам, которые предусматривают возможность реорганизационной процедуры. Основная цель реорганизационной процедуры заключается в максимальном повышении стоимости предприятия несостоятельного должника в интересах всех кредиторов путем разработки плана санации предприятия, а также защиты инвестиций и сохранения рабочих мест. Для достижения этих целей вполне может быть необходимым, чтобы обеспеченный кредитор участвовал в реорганизации, особенно в том случае, если обремененные активы должны использоваться предприятием несостоятельного должника для того, чтобы оно могло быть реорганизовано и чтобы несостоятельный должник мог осуществлять свою деятельность после производства по делу о несостоятельности.
В результате обсуждения Руководства рабочая группа выработала рекомендации.
Среди них такие:
режим обеспеченных сделок должен признавать право обеспеченных кредиторов на экономическую стоимость их обеспечительных прав и сохранять приоритет обеспечительных прав, существовавший до наступления несостоятельности;
в принципе обремененные активы должны включаться в состав имущественной массы в деле о несостоятельности;
если от обеспеченных кредиторов требуется участие в производстве по делу о несостоятельности, то режим несостоятельности должен обеспечивать, чтобы такое участие было достаточно эффективным для защиты интересов обеспеченных кредиторов;
законодательство о несостоятельности должно содержать конкретное положение о финансировании после открытия производства с тем, чтобы кредитор, предоставляющий кредит должнику, до открытия производства по делу о несостоятельности мог учесть возможность финансирования после открытия производства до предоставления такого кредита.
- Таким образом. Лилия Григорьевна, насколько я поняла, если говорить проще, то отношение к должнику одинаковое что у нас, что у европейских и других странах. Независимо от обеспечительных прав кредитора, прежде всего дается шанс должнику восстановиться, санировать свою деятельность.
- Совершенно верно. Что же касается права на первоочередное получение обеспеченным кредитором экономической стоимости их обеспеченных прав, то никто из выступающих и экспертов односторонне и однозначно к этому вопросу не относится. Предусматривается, чтобы законодательство было гибким, законодательные органы каждой страны могут с учетом своей системы права выбрать то, что им приемлемо. Например, в нашем законодательстве о банкротстве норм об обеспеченных кредиторах не предусмотрено. Предусматривается только право кредиторов по обязательствам, обеспеченных залогом имущества, получить удовлетворение за счет имущества должника в четвертой очереди. Но с другой стороны, я хочу сказать, обеспеченным кредиторам тоже должна быть какая-то гарантия в случае неплатежеспособности должника. Т.е. обеспечительные права на будущее в нашем законодательстве о банкротстве, по моему мнению, следует предусмотреть более широко.
А вот другой пример правовой системы. В Канаде все совершенные сделки проходят обязательную регистрацию и данные об этой сделке могут получить все. У последующего кредитора, заключившего сделку или предоставившего кредит, есть возможность посмотреть по этой регистрации, с кем еще его сторона уже заключила договор и кто впереди него значится по обеспечительным интересам. Т.е. при таком подходе представляется дополнительная возможность проанализировать, заключать сделку или нет, потому что преимущественное право получит ранее заключивший эту сделку. И может случиться так, что у второй стороны может не хватить имущества, чтобы покрыть кредиты, например, шестого или седьмого кредитора. Как отметил на сессии представитель Канады, при такой правовой системе нет необходимости включать в законодательство о несостоятельности, а также в другие законы норму об обеспеченных правах кредиторов при рассмотрении дел о несостоятельности и банкротстве.
- Лилия Григорьевна, какие выводы о практической реализации позволяет сделать Ваше участие в работе Рабочей группы ЮНСИТРАЛ для дальнейшего совершенствования национального законодательства о несостоятельности?
- Во-первых, все-таки необходимо предусмотреть в Законе Республики Беларусь "Об экономической несостоятельности (банкротстве)" нормы о защите обеспеченного кредитора в случае неспособности должника вернуть кредит.
В целях же обеспечения возможностей для эффективного проведения производства по делу о несостоятельности на должника необходимо возложить общее обязательство осуществлять сотрудничество с управляющим в деле о несостоятельности и оказывать ему помощь в выполнении его обязанностей. Для этого необходимо внести изменения в статью 92 Закона Республики Беларусь о несостоятельности (банкротстве).
Далее. В законах о несостоятельности применяется целый ряд различных подходов по вопросу о выборе и назначении управляющего в деле о несостоятельности. Предпочтение отдано тем правовым системам, где выбор управляющего осуществляется по поручению суда независимым органом или учреждением, на которое возложены функции по общему руководству деятельностью всех управляющих в делах о несостоятельности. Преимущества такого подхода связаны с тем, что он позволяет независимому органу, ведающему назначениями, выбирать управляющих из числа специалистов, обладающих надлежащим опытом и знаниями для ведения дел с учетом конкретных обстоятельств, включая характер коммерческих операций или другой деятельности должника; категории активов; рынок, на котором действует должник; специальные знания, необходимые для того, чтобы разобраться в делах должника, или с учетом других особых обстоятельств.
Такие подходы Высшим Хозяйственным Судом предусмотрены в проекте Декрета "О некоторых вопросах применения законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве)", которым предусмотрено, что кандидатура управляющего в производстве по делу о банкротстве в случаях, когда должник является государственной организацией, организацией, имеющей долю государственной собственности в уставном фонде, назначается хозяйственным судом по представлению местного исполнительного и распорядительного органа соответствующего уровня на основании его решения о представлении кандидатуры управляющего. Если должник является организацией, имеющей существенное значение для экономики страны или социальной сферы, то кандидатура управляющего представляется Советом Министров Республики Беларусь.
Кроме того, опыт работы с делами об экономической несостоятельности и законодательство других стран показывают, что в наш Закон о несостоятельности необходимо внести такие квалификационные требования к управляющему, как обладание требуемыми знаниями в соответствующей области коммерческого права и опытом в коммерческих и предпринимательских вопросах.
Необходимо пересмотреть также ныне действующий механизм определения размеров вознаграждения управляющему. В Законе о несостоятельности (банкротстве) необходимо предусмотреть, чтобы вознаграждение соответствовало квалификации управляющего в деле о несостоятельности и масштабам задач, которые он обязан выполнить. Необходимо принимать во внимание время, которое управляющий надлежащим образом затра-гил на управление имуществом должника. Должна предусматриваться возможность увеличения или сокращения размера вознаграждения в зависимости от обстоятельств конкретного дела.
Эти и иные законодательные положения Рабочей группы Комиссии ООН по праву международной торговли с учетом судебной практики по данной категории споров будут реализованы Высшим Хозяйственным Судом в проекте Декрета Президента Республики Беларусь "О некоторых вопросах применения законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве)" и проекте Закона Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "Об экономической несостоятельности (банкротстве)".

Интервью провела
Фаина КИТАЕВА

Источник «Вестник ВХС», № 2
 
поиск по сайту
 
  Наш альянс:
 
 
Банкротство
Информационно-аналитический ресурс "Банкротство в Республике Беларусь"
(www.bankrot.by)
 
антикризисное управление
 
© bankrot.by / Банкротство в Республике Беларусь
адрес: Республика Беларусь, 220012, г. Минск, а/я 1
тел.: +375 (29) 650-05-70 (velcom), e-mail: gv@trust.by
Design by Normality studio