Банкротство в Республике Беларусь
Банкротство Банкротство, Санация, Ликвидация
 
Антикризисное управление
 Главная О проекте Законодательство Контакты 
  Частное определение хозяйственного суда Могилевской области 26 марта 2003 года Дело № 56-8/Б/2002
 
Аккредитация юридических и физических лиц на осуществление экспертной деятельности по вопросам экономической несостоятельности Сергей ВАСЬКОВСКИЙ, начальник Управления законодательства и международных отношений Высшего Хозяйственного Суда
Александр ПАПАЛАМОВ, заместитель начальника управления санации и экспертиз Департамента по санации и банкротству Министерства экономики

Эксперт - лицо, обладающее специальными знаниями и привлекаемое органами расследования, судом и иными государственными и общественными органами для проведения экспертизы. Заключение эксперта, как средство доказывания, имеет большое значение для суда при вынесении законного и обоснованного решения, т.к. экспертиза назначается для разъяснения вопросов, требующих специальных познаний в области экономики, техники или других областях и часто ложиться в основу мотивировки вынесенного судебного акта. В процессе рассмотрения дел о банкротстве могут проводиться как общие виды экспертиз, встречаемые в делах искового производства (почерковедческая, техническая, бухгалтерская), так и специфические виды экспертиз, встречаемые только в этой категории дел. Закон Республики Беларусь "Об экономической несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон) к ним относит экспертизы финансового состояния и платежеспособности должника, финансово-хозяйственной деятельности должника и возможных последствий продажи предприятия.
Проведение экспертизы - процесс сам по себе ответственный и в определенной степени сложный. Поэтому некоторые виды экспертиз поручаются лицам, прошедшим аттестацию и сдавшим экзамены. Специфические виды экспертиз в делах о банкротстве до введения аккредитации (признание полномочий) лиц, способных осуществлять экспертную деятельность, не проводились. Поэтому предстояло выявить и систематизировать информацию о лицах, обладающих такими возможностями. Эту функцию взял на себя орган государственного управления по делам об экономической несостоятельности (банкротстве), который в соответствии с Законом обязан проводить государственную политику по предупреждению банкротства и обеспечивать условия для реализации процедур банкротства. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2001 года № 516 "О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь", таким органом является Министерство экономики Республики Беларусь, а именно Департамент по санации и банкротству Министерства экономики Республики Беларусь (см. Положение о департаменте по санации банкротству Министерства экономики Республики Беларусь (с последующими изменениями и дополнениями), утвержденное приказом Министерства экономики от 30 ноября 2001 года № 100).
Минэкономики по согласованию с Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь было принято постановление от 11 февраля 2002 года № 38 "Об утверждении Положения об аккредитации (признании полномочий) юридических и физических лиц на осуществление экспертной деятельности по вопросам экономической несостоятельности (банкротства) и улучшения финансового состояния должников" (далее - Положение). В соответствии с Положением департамент проводит аккредитацию юридических и физических лиц по экспертизе финансового состояния и платежеспособности должника, экспертизе финансово-хозяйственной деятельности должника, экспертизе возможных последствий продажи предприятия. В Положении приводится перечень вопросов, которые могут освещаться экспертами при даче заключения по указанным видам экспертиз. При этом важно отметить, что указанный перечень является примерным. Согласно статье 75 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее - ХПК) окончательное содержание вопросов, которые необходимо осветить эксперту при проведении упомянутых экспертиз, определяет хозяйственный суд. Положением предусмотрены условия аккредитации (признания полномочий) юридических и физических лиц, требования, предъявляемые к аккредитуемым экспертам, порядок аккредитации, ее продления и прекращения, права и обязанности аккредитованных экспертов, формы контроля за их деятельностью, перечень представляемых документов для аккредитации.
К юридическим и физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, претендующим на аккредитацию в качестве эксперта по вопросам санации и банкротства должников, предъявляются следующие требования. Физическое лицо, претендующее на аккредитацию в качестве эксперта, должно иметь высшее образование (экономическое, юридическое или техническое), опыт хозяйственной (предпринимательской) деятельности, стаж работы по специальности не менее трех лет после окончания высшего учебного заведения, обладать специальными познаниями, необходимыми для дачи экспертного заключения по вышеуказанным видам экспертиз. Отметим, что регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в данном случае не обязательна. Юридическое лицо, претендующее на аккредитацию в качестве эксперта по указанным вопросам должно иметь в штате не менее трех специалистов, соответствующих требованиям, установленным для физических лиц. Лицо, претендующее на аккредитацию в качестве эксперта по вопросам, санации и банкротства, должно подтвердить свою профессиональную подготовку и практические навыки соответствующими документами. Как показывает практика, предпочтение при аккредитации конкретных лиц отдается аудиторам, конкурсным управляющим, лицам, получившим лицензию на право оказания юридических услуг.
Аккредитация действует в течение пяти лет с момента принятия департаментом соответствующего решения. Аккредитованному эксперту выдается свидетельство установленной формы, которое является документом строгой отчетности. Выданное аккредитованному эксперту свидетельство запрещается передавать иным лицам. По завершению срока действия аккредитации эксперта свидетельство об аккредитации подлежит возврату в департамент.
В аккредитации может быть отказано в случаях несоответствия претендующего на аккредитацию лица требованиям, предъявляемым к аккредитуемым экспертам, представления неполного перечня документов и (или) ненадлежащего их оформления, выявления недостоверных сведений в представленных документах. В соответствии с Положением к аккредитации на осуществление вышеуказанной экспертной деятельности не допускаются также государственные служащие, судьи, работники аппарата судов, а также органов государственного контроля, надзора и иных правоохранительных органов. К аккредитации не допускаются лица, имеющие непогашенную или не снятую судимость за преступления, указанные в пункте 2 Положения.
Аккредитованный эксперт имеет права и обязанности, вытекающие из Положения, которые он обязан выполнять. Так, в случае его привлечения хозяйственным судом в качестве эксперта в конкретном производстве по делу о банкротстве он имеет права, устанавливаемые в соответствии с ХПК, и обязанности, вытекающие из определения хозяйственного суда по данному вопросу.
Эксперт обязан проводить поручаемые хозяйственным судом работы на основе принципов законности, независимости, компетентности, в соответствии с принципами, нормами и стандартами профессиональной деятельности. Заключение эксперта должно подготавливаться в соответствии с установленными требованиями к их форме и содержанию, в полном объеме отвечать на поставленные для разрешения хозяйственным судом вопросы. Аккредитованному эксперту не запрещается использовать факт аккредитации для собственных рекламных целей и указывать об этом в своих информационных (рекламных) материалах. Вместе с тем конфиденциальную информацию, ставшую известной ему в процессе исполнения своих обязанностей, эксперту разглашать запрещается. Нарушение данного требования влечет установленные законодательством правовые последствия.
Целью проведения аккредитации (признания полномочий) экспертов по вышеуказанным видам экспертиз является привлечение к указанной деятельности квалифицированных специалистов, способных осуществлять экспертную деятельность в области санации и банкротства должников, имеющих соответствующую квалификацию и опыт выполнения этих работ. В случае необходимости это позволит своевременно обеспечить надлежащий уровень проведения экспертиз при подготовке к рассмотрению и рассмотрении дела о банкротстве хозяйственными судами. Особенно важно использовать экспертизу для проверки объективности выводов управляющих в производстве по делу о банкротстве, имеющих незначительный опыт антикризисного менеджмента. На наш взгляд, экспертиза должна более широко применяться в отношении определения стоимости отчуждаемого имущества должников, особенно в составе единого имущественного комплекса.
В соответствии с Положением департаментом ведется реестр аккредитованных экспертов. Информация об аккредитации, продлении аккредитации экспертов или ее прекращении является открытой и периодически должна публиковаться средствах массовой информации.

РЕЕСТР
экспертов, аккредитованных Департаментом по санации и банкротству
Министерства экономики Республики Беларусь

Файл в формате word

Источник «Вестник ВХС», № 10
 
поиск по сайту
 
  Наш альянс:
 
 
Банкротство
Информационно-аналитический ресурс "Банкротство в Республике Беларусь"
(www.bankrot.by)
 
антикризисное управление
 
© bankrot.by / Банкротство в Республике Беларусь
адрес: Республика Беларусь, 220012, г. Минск, а/я 1
тел.: +375 (29) 650-05-70 (velcom), e-mail: gv@trust.by
Design by Normality studio