Банкротство в Республике Беларусь
Банкротство Банкротство, Санация, Ликвидация
 
Антикризисное управление
 Главная О проекте Законодательство Контакты 
  Основные положения проекта Декрета «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)»
 
В соответствии с поручением Президента Республики Беларусь от 18 июля 2003 года Советом Министров Республики Беларусь разработан проект Декрета "О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)" (далее Проект Декрета). Данным документом вводятся существенные новшества в вопросах регулирования порядка производства по делам об экономической несостоятельности (банкротстве), назначении управляющих по таким делам, значительно увеличивается роль местных органов власти в процедуре экономической настоятельности (банкротстве).
Основной новеллой Проект Декрета является введение новой стадии в процедуре экономической несостоятельности (банкротства) - досудебной санации, которая определяется как меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые руководителями организаций, собственником имущества должника - унитарного предприятия, их учредителями (участниками) должника, республиканскими органами государственного управления, иными организациями, подчиненными Правительству, местными исполнительными распорядительными органами, в подчинении или ведении которых находится должник (далее - ответственных лиц). В число указанных мер входят:
" заключение мирового соглашения;
" реструктуризация образовавшейся кредиторской задолженности должника;
" изменение структуры и состава органов управления государственными организациями, в том числе отстранение руководителя должника и др.;
" продажа части имущества юридического лица с целевым направлением полученных средств на ликвидацию последствий неплатежеспособности должника;
" взыскание дебиторской задолженности;
" выделение должнику бюджетных средств для погашения задолженности перед кредиторами, заключение договоров займа и погашение кредиторской задолженности за счет других источников;
" привлечение инвестиций, в том числе иностранных;
" организация или содействие достижению соглашений должника с кредиторами о реструктуризации их кредиторской задолженности, в том числе путем предоставления необходимых государственных гарантий;
" изменение по решению уполномоченных органов сроков уплаты налогов путем отсрочки с единовременной уплатой суммы налогов, рассрочки с поэтапной уплатой суммы налогов и налогового кредита с единовременной либо поэтапной уплатой налогов в период действия такого кредита;
" реорганизация должника путем слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования;
" ликвидация должника;
" иные меры, не противоречащие требованиям законодательства Республики Беларусь.
Осуществление досудебной санации является обязанностью ответственных лиц. За не осуществление мер по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) указанные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь. В Проекте Декрета не установлена конкретные виды и размеры такой ответственности, что позволяет говорить о возможности применения в таком случае норм ч. 2 п. 3 ст. 52 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее ГК) и ч. 2 ст. 9 Закона Республики Беларусь "Об экономической несостоятельности (банкротстве)" либо закрепления мер ответственности в окончательном тексте Декрета.
Хозяйственным судам предоставлено право вынесения и направления в адрес ответственных лиц частного определения о проведении досудебной санации, в случае если судом установлено, что взыскиваемая сумма долга не позволит организации в дальнейшем осуществлять хозяйственную деятельность.
Завершение досудебной санации может происходить в рамках защитного периода установленного хозяйственным судом после возбуждения процедуры банкротства по заявлению должника. В этом случае план завершения процедуры досудебной санации утверждается хозяйственным судом, а максимальный срок защитного периода составляет три года. Кроме того, после утверждения хозяйственным судом плана завершения процедуры досудебной санации руководитель должника подлежит увольнению. Также предусмотрена возможность получения банковских кредитов для реализации плана завершения досудебной санации в защитном периоде либо плана санации должника.
В Проекте Декрета получили различное толкование термины "экономическая несостоятельность" и "банкротство". Под первым понимается неплатежеспособность должника, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда о санации. Банкротство определяется как "неплатежеспособность должника, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда о банкротстве с ликвидацией должника - юридического лица, прекращением деятельности должника - индивидуального предпринимателя, с освобождением его от долгов (решение об открытии ликвидационного производства)".
Кроме того, предусмотрено создание при областных (Минском городском) исполнительных комитетов и республиканских органах госуправления комиссий по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) (далее Комиссия). В полномочия указанных Комиссий входят:
" выработка и внесение предложений о проведении мер досудебной санации;
" подбору, организации, подготовке и аккредитации лиц на осуществление деятельности антикризисного управляющего;
" подготовке предложений по проектам мировых соглашений, планов защитного периода, планов по завершению досудебной санации в защитном периоде или планов ликвидации организаций должников.
Проект Декрета вносит существенные изменения в процедуру подачи заявлений о банкротстве как должником, так и его кредиторами. Дополнительным основанием для подачи заявления должника об экономической несостоятельности (банкротстве) является наличие коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами более 0,85. Под указанным коэффициентом понимается способность должника рассчитаться по своим финансовым обязательствам после реализации активов и определяется как отношение всех обязательств должника к общей стоимости имущества.
Кроме того, заявление должника должно содержать доказательства, свидетельствующие о том, что ответственными лицами обеспечена разработка, должником осуществление мер по досудебной санации либо принято решение о нецелесообразности применения подобных мер, а также расчет коэффициента обеспеченности финансовыми обязательств активами на последнюю отчетную дату. К заявлению должны прилагаться учредительные документы должника.
В соответствии с Проектом Декрета установлено лишь два основания для подачи заявления кредитора. Ими могут быть в совокупности:
" наличие у кредиторов сведений о неплатежеспособности должника, если эта неплатежеспособность имеет или приобретает устойчивый характер, в том числе применение к должнику принудительного исполнения, не произведенного в течение трех месяцев, либо выявление в процессе принудительного исполнения, что должник не обладает имуществом достаточным для удовлетворения предъявленных к нему требований;
" наличие задолженности перед кредитором (кредиторами), подавшим (подавшими) заявление об экономической несостоятельности (банкротстве) должника в размере 10 базовых величин и более, а в случаях если должник является градообразующей организацией или организацией приравненной к ней 2 500 базовых величин и более.
Подача заявлений кредитора налоговыми и иными уполномоченными государственными органами в отношении организаций с долей государственной собственности возможно только в случае принятии ответственными лицами решения о нецелесообразности проведения досудебной санации. Также планируется увеличение срока рассмотрения хозяйственными судами заявлений об экономической несостоятельности (банкротстве) до 30 дней.
В Проекте Декрета предусмотренные льготные условия проведения санации организаций - субъектов естественных монополий, режимных и особо режимных объектов, объектов находящихся в исключительной собственности государства. Так, в отношении таких организаций возможно принятие решение о преобразование их в казенные предприятия, продление срока санации до 5 лет.
Большие изменения планируется внести и в процедуру назначения антикризисных управляющих. В отношении организаций имеющих долю коммунальной или республиканской собственности управляющие назначаются хозяйственным судом по представлению местных исполнительных распорядительных или республиканских органов госуправления из числа лиц аккредитованных на должность управляющего. Аккредитации подлежат лица из числа руководителей предприятий, отраслевых институтов, лиц, стоящих в резерве на замещение руководящих должностей и др., имеющие высшие юридическое или экономическое образование и соответствующие требованиям, предъявляемым к антикризисному управляющему. В случае своего назначения на должность управляющего, указанные лица не могут заниматься иными видами деятельности, кроме антикризисного управления, преподавательской и научной деятельности.
В Проекте Декрета предусматривается закрепление норм касающихся проведения проверок деятельности управляющего, как со стороны контролирующих и правоохранительных органов, так и республиканских органов управления и местных исполнительных распорядительных органов в ведении которых находится организация-должник.
Также планируется изменение порядка погашения кредиторской задолженности путем включения во внеочередные платежи выплат физическим лицам, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, уплаты обязательных платежей, выплат выходного пособия, авторского вознаграждения и оплаты труда работникам должника. Таможенные платежи согласно проекта подлежат уплате в общем порядке установленном таможенным законодательством Республики Беларусь.
Таковы основные положения Проекта Декрета Президента Республики Беларусь "О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)". Вступление его в силу планируется в течение шести месяцев со дня его официального опубликования. За этот срок Правительство Республики Беларусь, Национальный банк Республики Беларусь, областные (Минский городской) исполнительные комитеты должны будут принять ряд новых актов и внести соответствующие изменения в уже существующие с целью реализации положений нового Декрета.

Коробейников Александр Викторович
Зам. директора по правовым вопросам
ООО "Корпорация Антикризисного Управления"

Источник Коробейников Александр Викторович
 
поиск по сайту
 
  Наш альянс:
 
 
Банкротство
Информационно-аналитический ресурс "Банкротство в Республике Беларусь"
(www.bankrot.by)
 
антикризисное управление
 
© bankrot.by / Банкротство в Республике Беларусь
адрес: Республика Беларусь, 220012, г. Минск, а/я 1
тел.: +375 (29) 650-05-70 (velcom), e-mail: gv@trust.by
Design by Normality studio