|
Предпринята пoпыткa огосударствить рыночный институт по оздоровлению экономик Беларусь попыталась провести в жизнь практику правового регулирования экономической неплатежеспособности - иначе говоря, банкротства. И испугалась - теперь поворачивает назад. В течение последних 5 лет в Беларуси наблюдается устойчивый рост неплатежей. Кредиторская задолженность белорусских предприятий достигает 40% от ВВП. Формальные основания для возбуждения процедуры банкротства есть у каждого второго предприятия. Власть растерялась. Следует отметить, что при столь тяжелой ситуации с неплатежами в Беларуси самые щадящие условия банкротства. У нас должник может не платить по долгам более года, а практика говорит, что бывает и 3-4 года. В России и Казахстане условия гораздо жестче - здесь ответственность наступает уже через 3 месяца. За рубежом ежегодно отбраковывается от 2 до 6% несостоятельных компаний. В Беларуси церемониться приходится практически со всеми более-менее крупными предприятиями. В хозяйственных судах лежат списки неприкосновенных градооб-разующих предприятий, о банкротстве которых не может быть даже речи. В 1998 г. в судах находилось 56 дел о возбуждении банкротства, в 1999 г. - 200 дел, в 2000 г. -400 дел, в 2001 г. - 500 дел, в 2002 г. - 1.150 дел, в том числе 91 дело в отношении госпредприятий (из них 21 предприятие - градообразующее). Если сравнить эти цифры с масштабами неплатежей, то это совсем немного, отмечают специалисты. Однако даже при таких цифрах институт банкротства ставится в Беларуси под сомнение. На начальном этапе в процедуре банкротства оказались в основном предприятия негосударственной собственности. Затем Все чаще стали попадать госпредприятия. И проблема обострилась. Хотя, как отметил один управляющий, из числа госпредприятий в процедуру банкротства попадают "лишь те гробы, которые жить не имеют права". Власть испугалась, что этот институт обнажил болячки белорусской экономической модели. Кроме того, в отсутствие приватизации процедура банкротства является едва ли не единственным эффективным каналом привлечения собственника на кризисные предприятия. Началось тотальное вмешательство в эту процедуру контрольных органов, силовых структур, а также бывших руководителей, которые довели предприятия до банкротства. Недовольство результатами реанимации предприятий в процессе банкротства вызвало беспокойство у власти. В июле этот вопрос слушался на совещании с участием А. Лукашенко. Банкротов должно стать меньше - приказало государство. Подготовлен проект декрета президента, которым предусматривается ввести институт государственных управляющих в делах о санации и банкротстве - административных директоров. Они будут назначаться решением правительства или главы государства на стратегически важных предприятиях. Перечень из 400 предприятий, имеющих статус важнейших, уже подготовлен. А нынешним антикризисным управляющим разрешат работать только на негосударственных предприятиях.
Источник «Белорусский рынок», № 35
|
|
|