|
Владимир Баранич С тех пор как весной этого года инвесторов японской фирмы Sony поразили известия о неожиданных квартальных убытках компании в размере 1 млрд. USD, а ее акции подешевели по сравнению с мартом 2000 г. на 89%, существенных признаков выздоровления пока не видно. Явление, которому даже было придумано специальное название "шок Sony", явно затянулось. Причиной тому стали неудачи основного подразделения компании, занимающегося выпуском бытовой электроники и пострадавшего от затоваривания морально устаревшей продукцией и высоких затрат на производство. Постигший Sony спад некоторые аналитики объясняют тем, что раньше это была инновационная компания, законодательница моды, но в последнее время она плетется позади рынка. Sony слишком быстро стала расти в разных направлениях, хотя ей надо было сосредоточиться на главном, Сейчас менеджеры компании в спешном порядке разрабатывают новую стратегию и пытаются убедить инвесторов в своей решимости поправить дела в убыточном электронном подразделении. Руководство уже выделило 280 млрд. JPY (около 2,5 млрд. USD) на трехлетнюю реструктуризацию фирмы. Председатель правления Sony Нобуюки Идеи на майском собрании совета директоров указал, что размещенное в Японии производство приносит всего лишь 30% от общего дохода компании, однако на его долю приходится половина всех затрат. Особенно убыточны для Sony два японских завода по производству больших телевизоров, оснащенных ЭЛТ-трубками. "Объемы продаж таких аппаратов падают, цены на них снижаются, и у нас скапливаются нераспроданные запасы, так что нам ничего не остается, кроме как избавиться от этих мощностей", - сказал финансовый директор Sony Такао Юхара в интервью Reuters в июле. Долгое время на рынке царили знаменитые телевизоры с кинескопами Trinitron производства Sony. Однако, как отмечают аналитики, компания "проспала" переключение потребительского спроса на телевизоры с ЖКИ-экраном. А ведь это нововведение сравнивают с переходом от черно-белого телевидения к цветному. По данным исследовательской компании DisplaySearch, в 2002 г. Sony занимала 5-е место в мире по производству телевизоров с жидкокристаллическим экраном и 8,1% рынка. Лидеры рынка - Sharp и Samsung Electronics - оставили ее далеко позади, захватив соответственно 51,5 и 17,4%. Завершить 2003 г. Sony планирует выпуском 12 новых моделей телевизоров со сравнительно недорогими ЖКИ-экранами производства компании Samsung. Однако у нее появились новые мощные конкуренты-Dell, Gateway и Canon. Правда, все три компании являются новичками на рынке бытовой электроники, однако феноменальный успех Apple Computer, потеснившей Sony на ее территории благодаря созданию КПКiРоd, указывает на потенциальную опасность, исходящую от новичков. Sony необходимо вновь выйти в лидеры в той области, в которой она долгие годы чувствовала себя хозяйкой, - в производстве телевизоров и аудиопроигрывателей. Иначе ей не добиться намеченного на 2006/2007 финансовый год уровня рентабельности в 10%. В 2002/2003 финансовом году рентабельность компании составляла всего 2,5%. Аналитики считают планы Sony излишне амбициозными. Кроме всего прочего, даже двузначное число рентабельности совершенно не означает обретения былой славы.
Источник «Белорусский рынок», № 40
|
|
|