|
Ричард Лю в погоне за Alibaba: JD.com намерена стать номером один в интернет-торговле |
|
Основатель номера два среди китайских интернет-ретейлеров JD.com Ричард Лю после удачного майского IPO всерьез настроен обогнать по капитализации лидера рынка — Alibaba. И возможно, обожающему соперничество Лю это удастся: по выручке JD.com уже превзошла главного соперника. Фото: Global Look Press
Из социологов в программисты и рестораторы
Родившийся в 1974 году в восточной китайской провинции Цзянсу, Ричард в 18 лет отправился в Пекин, чтобы изучать социологию в университете. Вскоре, однако, юноша понял, что работу по данной специальности будет найти непросто, поэтому перешел на факультет компьютерного программирования. Этот выбор оказался весьма удачным: уже во время учебы Ричард начал зарабатывать программированием неплохие деньги.
В то время в Китае активно развивалось предпринимательство, и Лю также решил, что может стать бизнесменом. На заработанные средства он открыл ресторан, который, как пишет портал China Pictorial, вскоре прогорел, так как персонал присваивал выручку.
Первый неудачный бизнес стал большим разочарованием для Лю. «Как могли мои сотрудники сделать это, когда я им так доверял?» — вспоминает он с возмущением. Горе-ресторатору, потерявшему все деньги, даже пришлось взять в долг у отца, успешного бизнесмена.
Чтобы как-то заработать на жизнь, Лю поступил на работу в японскую компанию. «Проработав там два года, я в целом осознал, что банкротство ресторана было моей ошибкой, потому что я не построил структуру управления, не установил надзор за финансовыми системами и процессами», — признает бизнесмен.
Путь в Интернет
В 1998 году на небольшой стартовый капитал Ричард Лю открыл в Пекине магазин по продаже электроники. Уже к 2003 году у него было 12 магазинов с общей выручкой более 11,2 млн долл. (по курсу того времени).
Впрочем, и этому бизнесу не была суждена долгая жизнь: из-за эпидемии атипичной пневмонии, разразившейся в Китае в 2003 году, потребители старались как можно реже выходить из дома. Магазины опустели, и Лю был вынужден их закрыть. Было неясно, когда эпидемия закончится, поэтому предприимчивый китаец выбрал способ торговли, при котором покупатели меньше рисковали заразиться: через Интернет.
«Я бы никогда не занялся e-commerce, если бы не атипичная пневмония», — цитирует Лю Financial Times. Тогда его компания называлась 360Buy, позже она сменила название на JD.com. Он не ограничился электроникой и стал продавать онлайн самые разные товары, в том числе косметику, одежду, аксессуары. С 2007 года у его компании появилась и своя логистическая служба, так как клиенты жаловались на слишком медленную доставку сторонними компаниями.
Успешное IPO
В мае этого года JD.com провела весьма успешное IPO на бирже NASDAQ в Нью-Йорке. IPO JD.com является крупнейшим листингом китайской интернет-компании в США, свидетельствуют данные Bloomberg. Компания привлекла 1,78 млрд долл., продав акции по цене выше заявленной первоначально. Сейчас рыночная капитализация компании составляет около 35 млрд долл., а доля самого основателя и главы компании JD.com приближается к 8 млрд долл. Кстати, от первичного размещения весьма выиграли и российские инвесторы: фонды DST Global Юрия Мильнера и Алишера Усманова с 2011 года вложили в акции китайского интернет-ретейлера около 780 млн долл., сейчас же их пакет стоит более чем вдвое дороже.
Как считают эксперты, столь успешно разместить акции JD.com удалось благодаря растущему интересу инвесторов к китайскому рынку электронной коммерции. Согласно мартовскому исследованию McKinsey, рынок онлайн-ретейла в Китае рос более чем вдвое ежегодно с 2003 по 2011 год, а к 2015 году розничные продажи через Интернет должны как минимум утроиться по сравнению с 2011 годом и составить 395 млрд долл. Кроме того, инвесторов подогрел ажиотаж вокруг предстоящего IPO главного интернет-гиганта Поднебесной — Alibaba.
Второго места не существует
На данный момент силы двух лидеров китайской онлайн-торговли неравны: Alibaba оценивает себя в 130 млрд и рассчитывает разместить акции на 20—25 млрд долл. Тем не менее амбициозный Лю поставил перед собой цель догнать и перегнать главного конкурента. «Конкуренция делает обе компании сильнее, — рассказал он в интервью Reuters. — На самом деле я наслаждаюсь соревнованием».
Пока что JD.com не слишком прибыльная компания: ее чистая прибыль за прошлый год составила всего лишь 36 млн долл., да и то благодаря госсубсидиям. Но вот рост ее продаж инвесторов впечатляет: выручка за прошлый год достигла 11,2 млрд долл., что втрое больше, чем двумя годами ранее. По этому показателю компания Лю опережает лидера: выручка Alibaba с марта 2013 по март 2014 составила всего 8,4 млрд долл.
Важное преимущество JD.com перед конкурентом — сфокусированность на логистике. Компания обещает доставку в 43 крупнейших города Китая в день заказа. А вот Alibaba такой скоростью похвастаться не может, поскольку зависит от не слишком быстрой китайской почты.
«Тот, кто сможет дать клиентам лучший опыт, один достигнет всего и одержит окончательную победу», — сказал Лю Reuters. Амбициозность и целеустремленность Лю отмечают и его партнеры. «У него есть амбиции, чтобы выиграть... Он говорит, что может быть только один номер, номера два не бывает», — говорит Кэти Сюй, основатель и управляющий партнер Capital Today Group, вложившей в JD.com 18 млн долл. Своей цели — стать лидером на рынке — Лю подчиняет все, даже личную жизнь: по его словам, у него мало друзей и его не интересует общение в социальных кругах.
Основателю JD.com принадлежит 84% голосующих акций компаний, и, по его мнению, сосредоточение власти в его руках идет на пользу компании. «Правила управления, разработанные Лю, на мой взгляд, действительно беспрецедентны, — сказал Раффи Амит, профессор предпринимательства и менеджмента в Wharton School. — У него есть полный и односторонний контроль над советом директоров, который в свою очередь контролирует компанию». Автократию на стратегическом уровне Лю сочетает с демократией на уровне операционном: раз в году, в день рождения фирмы, он надевает красную униформу курьера и сам доставляет заказы ошеломленным клиентам.
"РБК daily", 29 июля 2014 года
Источник "РБК daily", 29 июля 2014 года
|
|
|