|
Российские турагенты высказали свою точку зрения на банкротство турфирм |
|
Демпинг, наложившийся на «черный сезон» - такова причина схемы большинства банкротств этого лета. По мнению Юрия Стрижака, руководителя сервиса онлайн-бронирования отелей в России Geoid, в сложившейся беспрецедентной ситуации рассматривать фактор случайности не приходится. Рентабельность турбизнеса ничтожно мала, не более 5%. Выживают только те организации, которые могут увеличить оборот средств за счет большого потока клиентов. Туроператор рискует уже задолго до начала сезона, так как вынужден заранее оплачивать договоры на оказание услуг авиаперевозчиков и размещение в отелях.
Нынешний сезон, ввиду многих факторов, среди которых западные санкции, запрет на выезд отдельных категорий граждан и членов их семей, а также нестабильность курса валют, стал "черным" для отечественного турбизнеса. Ежегодно в июле — сентябре приостанавливают деятельность с десяток компаний, не сумевших покрыть кассовый разрыв, но обычно это небольшие игроки: количество пострадавших туристов измерялось сотнями. Так как деятельность участников туристической бизнес-цепочки никогда жестко не регламентировалась, то вполне естественно, что у туроператоров, агентств и страховых компаний (которые зачастую даже не являются членами профессиональных сообществ), возникли серьезные проблемы. Демпинг и высокая конкуренция в отрасли привели к тому, что даже такой долгожитель, как московский «Лабиринт», начал сезон с общим долгом в 1,6 миллиарда рублей. На момент приостановки деятельности турфирмы за границей находилось около 27 тысяч ее клиентов, примерно столько же оплатили будущие туры.
Экономическая и политическая ситуация в стране привела к существенному падению спроса практически на все европейские направления. По статистике Ростуризма, поток выезжающих из России туристов в этом году примерно на 4% меньше, чем в прошлом, но реально падение больше — это один из факторов, влияющих на деятельность туркомпаний. Количество туристов, посещающих Италию, Испанию, Грецию и Крит сократилось на четверть. Для профилактики демпинга, туроператоры в срочном порядке отказываются от забронированных сверх возможностей чартерных мест и гостиниц. Ну а те компании, которые по каким-то причинам не готовы работать в новом режиме, спешат воспользоваться обстоятельствами и искусственно признать себя банкротом.
«Если бы руководители турфирм уловили нехитрую связь между девальвацией рубля, ростом цен на путевки и падением спроса клиентов, то тогда им было бы гораздо легче подготовиться к падению этого спроса. Для этого достаточно было заказывать меньше номеров в отелях и кресел в самолетах, и никакого кризиса на туристическом рынке России не произошло бы. Хотя, конечно, доходы туроператоров все равно бы сократились, но это сокращение не привело бы к краху», - полагает Юрий Стрижак.
"Турпром", 20 августа 2014 года
Источник "Турпром", 20 августа 2014 года
|
|
|