|
Шлагбаум на пути передела собственности |
|
Александр Лукашенко 12 ноября издал Указ № 508 "О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)". Данный документ был подписан после совещания, которое президент провел накануне, 10 ноября. Государство может очень многое потерять из-за неконтролируемого перераспределения собственности, и поэтому нужно срочно откорректировать процедуру банкротства в Беларуси. Таков лейтмотив состоявшегося совещания у Александра Лукашенко, где обсуждался проект президентского указа по вопросам совершенствования действующего законодательства о банкротстве. В июле этого года эти вопросы уже рассматривались у президента. Тогда А. Лукашенко высказал массу замечаний в адрес этого института, Главная мысль, прозвучавшая тогда, - банкротов нам не надо. Но прежде чем поставить свою подпись под указом, А. Лукашенко счел нужным еще раз предать публичной огласке проблематику вопросов, связанных с банкротством в нашей стране. Сейчас акценты при обсуждении документа сместились в приватизационную плоскость. "Мы ни в коем случае не должны допустить попыток передела собственности, как это произошло у наших соседей, в том числе и законного передела через подобные нормативные акты", - сказал президент. Поэтому процесс должен носить регулируемый характер, жестко заявил он о своей позиции. В условиях, когда приватизация в Беларуси практически остановлена, банкротство оставалось единственным механизмом, с помощью которого кризисное предприятие могло попасть к эффективному собственнику (правда, на практике примеры подобной приватизации можно пересчитать на пальцах). Да и раньше этот процесс пристально контролировался, а теперь, следует ожидать, этот контроль усилится многократно. А. Лукашенко не стал скрывать, что власти опасаются повторения ситуаций, сложившихся у наших соседей, когда под видом ложного банкротства у предприятия появлялся новый собственник. Подобные попытки, как отмечалось на совещании, были и в Беларуси. Они не были озвучены, но, видимо, имелись в виду ОАО "БАТЭ", "Крынiца", "Гомсельмаш" и т. д. Теперь сделано все возможное, чтобы убрать формальные основания, по которым кредитор мог обращаться в суд на белорусское предприятие. С этой целью будет изменен порядок досудебного оздоровления потенциальных банкротов. И перед отраслевыми госорганами и собственниками предприятий задача поставлена четко - не допустить того, чтобы кризисные предприятия оказались в процедуре банкротства. По новым правилам, суд может начать процедуру банкротства только в том случае, если исчерпаны все возможные варианты его спасения. Далее. Коренным образом меняются основания возбуждения дела о банкротстве. Если по действующему законодательству наличие любого долга считается достаточным для того, чтобы кредитор обратился в суд, то после вступления в силу нового указа для рассмотрения дела о банкротстве в суде потребуется наличие одновременно нескольких условий. Прежде всего, необходимо будет представить документально подтвержденные сведения о том, что должник является убыточным предприятием, неспособным платить долги. Причем нижний предел этих долгов для "непривилегированных" предприятий составляет 100 базовых величин. Что касается градообразующих и других значимых для отечественной экономики предприятий - для них установлена особая планка: сумма имеющейся задолженности должна быть не менее 2,5 тыс. базовых величин (с 1 сентября одна базовая величина равна 16,5 тыс. BYR). Предусмотрена также иная очередность платежей со стороны должников. Теперь предприятия, независимо от того, возбуждено в отношении их дело о банкротстве или нет, обязаны в первоочередном порядке выплачивать налоги и платежи по социальной защите населения. Вносятся изменения и в институт антикризисных управляющих. Поставлена задача не допустить в эту сферу "случайных людей". Между тем до сих пор это был лицензируемый вид деятельности, антикризисных управляющих (а это были, как правило, специалисты с юридическим и экономическим образованием) готовили по специальной программе и обязательно аттестовывали. Сейчас их будут готовить из числа управленцев, состоящих в кадровом резерве предприятий и организаций. Похоже, под административным нажимом. Ведь суровое предупреждение тем чиновникам, которые предложат кандидатуры некомпетентных управляющих, уже вынесено - они будут привлекаться к административной ответственности. Институт банкротства, как известно, является индикатором рыночной экономики. Белорусская экономика не является рыночной, поэтому и не выдержала испытание этим законом. Сейчас власть пытается подчинить этот институт выполнению своих задач. Сказано: банкротов нам не надо - будет выполнено. Доказательства нужны? В октябре количество дел о банкротстве предприятий, имеющих особое для экономики и социальной сферы предприятий (официальная трактовка) уменьшилось по сравнений с сентябрем этого года на 38, Причем дела о банкротстве в отношении таких организаций в октябре не возбуждались, в сентябре их было 2. Между тем, отмечают эксперты, формальные основания для возбуждения процедуры банкротства есть сегодня практически у каждого второго предприятия. Татьяна МАНЕНОК.
Справка "БР" В Беларуси на 1 ноября 2003 г. в производстве хозяйственных судов находилось 769 дел о банкротстве. Из них 675 - о банкротстве организаций частной формы собственности (87,8% от общего количества дел). В процедуре банкротства находятся 9 сельскохозяйственных организаций. Сейчас хозяйственными судами Беларуси разрешаются 94 дела о банкротстве организаций, имеющих важное значение для экономики страны. Из них в отношении 51 организации принято решение о банкротстве с санацией, в отношении ЗЗ-о банкротстве с ликвидацией.
Источник «Белорусский рынок», № 45
|
|
|