|
Процедура банкротства в отношении Гомельского судостроительного и судоремонтного завода |
|
Со времени вступления в законную силу Закона Республики Беларусь "Об экономической несостоятельности (банкротстве)" прошло более двух лет. И с каждым годом в хозяйственных судах возрастает количество дел, связанных с процедурой банкротства субъектов хозяйствования. Хозяйственными судами республики за это время была наработана судебная практика рассмотрения дел о банкротстве (экономической несостоятельности). Так, только за прошлый год в хозяйственные суды поступило 1409 заявлений о банкротстве. Из них по 40 делам приняты решения о банкротстве с санацией, по 1063 делам приняты решения о банкротстве с ликвидацией, неоконченных дел о банкротстве - 792. Существенно увеличилось количество дел по заявлениям налоговых органов об экономической несостоятельности (банкротстве), если в 2001 году это было 2 процента, то в 2002 году - 30 процентов. Такое увеличение дел, прежде всего, связано с наличием ряда проблем в экономике страны, в частности, кризисом платежей. Как было отмечено на итоговом Пленуме Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, который проходил в феврале этого года, одной из целей возбуждения дела об экономической несостоятельности (банкротстве) предприятия является комплексный анализ финансового состояния предприятия для изыскания возможности удовлетворения требований кредиторов и восстановления его платежеспособности. Согласно статье 90 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2000 года № 423-3 "Об экономической несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон) с момента открытия конкурсного производства приостанавливается начисление процентов, неустойки (штрафа, пени) и иных экономических (финансовых) санкций по всем видам задолженности должника. Данное правило распространяет свое действие и на санкции за нарушение налогового законодательства. Однако налоговые органы придерживаются противоположной позиции. В связи с этим в письме Министерству по налогам и сборам от 29 июля 2002 года № 03-35/1604 Высший Хозяйственный Суд обратил внимание на недопустимость применения налоговыми органами экономических санкций к предприятию, в отношении которого открыто конкурсное производство. Также не редки случаи, когда налоговые органы предъявляют иски в суд о ликвидации предприятий государственной формы собственности, которые имеют существенное значение для экономики нашей республики и социальной сферы. В частности, инспекцией Министерства по налогам и сборам города Гомеля были предъявлены иски о ликвидации таких республиканских унитарных предприятий города Гомеля, как "Деревообрабатывающий завод", "Комбинат строительных конструкций", "Гомельский радиозавод имени 60-летия СССР", "Завод пусковых двигателей". Представляется, что ликвидация таких предприятий противоречит государственным и общественным интересам, так как влечет не только сокращение рабочих мест, но и создает напряженность в социальной сфере, снижает объемы валового национального продукта. Причем некоторые такие предприятия являются единственными в стране по производству отдельных видов продукции, которая необходима государству и населению. В судебной практике нередко возникают вопросы, связанные со взысканием обязательных платежей в бюджет - налоговых, таможенных и т.д. И в связи с этим возникают многочисленные вопросы, связанные с действиями вышеназванных органов по взысканию таких платежей. В настоящей статье хотелось бы остановиться на этих проблемных вопросах, которые связаны с применением норм законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве). Согласно статье 91 Закона в течение конкурсного производства приостанавливается удовлетворение требований кредиторов по платежным обязательствам, в том числе не начисляются проценты, неустойка (штраф, пеня) и иные экономические (финансовые) санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение платежных обязательств. В статье 1 Закона указано, что платежными обязательствами является обязанность должника исполнить денежные обязательства и (или) произвести обязательные платежи. Обязательными платежами признаются налоги, сборы, пошлины и иные обязательные платежи в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды, которые должник обязан уплатить в соответствии с законодательством, в том числе экономические (финансовые) санкции, примененные к должнику. Однако если задолженность по обязательным платежам в бюджет образовалась в процессе конкурсного производства, то она не относится к внеочередным требованиям, а, следовательно, погашается после расчетов с кредиторами, заявившими свои требования в установленный срок, по долгам, образовавшимся на момент открытия конкурсного производства. Так, определением хозяйственного суда было приостановлено взыскание обязательных платежей по платежному требованию, выставленному налоговой инспекцией предприятию, которое признано судом банкротом с санацией. В качестве доводов о незаконности вынесенного судом определения налоговая инспекция указала, что хозяйственным судом неправильно истолкованы нормы права, в частности, Закона Республики Беларусь "Об экономической несостоятельности (банкротстве)", что повлекло нарушение экономических интересов Республики Беларусь. По мнению заявителя, в соответствии с пунктом 5 статьи 91 Закона такое приостановление не распространяется на требования кредиторов по денежным обязательствам должника, возникшим в процессе конкурсного производства, которые покрываются во внеочередном порядке согласно статье 144 названного Закона. Кроме того, не установлено и разграничение денежных обязательств должника на обязательства по уплате обязательных платежей в бюджет и другие обязательства. Заместителем Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь было отказано в принесении протеста по следующим основаниям. Согласно статье 1 Закона разграничены понятия обязательных платежей и денежного обязательства. В частности, денежное обязательство определено как обязанность уплатить кредитору определенную сумму по договору и в иных случаях, предусмотренных гражданским законодательством, а обязательные платежи - это налоги, сборы, пошлины и иные платежи в соответствующий бюджет и внебюджетные фонды. Расчеты с кредиторами в процессе санации, как одной из стадий конкурсного производства, производятся в порядке, установленном статьями 102 и 144 - 150 данного Закона (статья 138 Закона). Статьями 102 и 144 Закона обязательные платежи, возникшие в процессе конкурсного управления, не относятся к внеочередным, а следовательно, данные требования должны удовлетворяться после расчетов с кредиторами, заявившими свои требования в установленный срок, по долгам, образовавшимся на момент открытия конкурсного производства. Таким образом, предъявление налоговым органом платежного требования об уплате обязательных платежей произведено в нарушение установленной законом очередности платежей. В практике весьма распространены ситуации, когда в отношении плательщика налогов, признаваемого таковым в соответствии с действующим законодательством, открыто конкурсное производство и в этот период налоговый орган назначает проверку правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды за период деятельности плательщика до открытия конкурсного производства. По результатам проверки уполномоченным должностным лицом налогового органа выносится решение о применении экономических санкций, согласно которому плательщик обязан внести в бюджет сокрытую либо заниженную сумму налогов, сборов, а также санкции и пени за их несвоевременную уплату. В силу статьи 8 Закона Республики Беларусь от 20 декабря 1991 года № 1323-XII "О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь" плательщик налогов до момента внесения записи о его ликвидации в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обязан вести в установленном порядке бухгалтерский учет и отчетность о финансово-хозяйственной деятельности, и представлять налоговым органам бухгалтерские отчеты и балансы, расчеты по налогам, декларации и другие необходимые документы и сведения, связанные с исчислением и уплатой налогов, своевременно и в полном объеме уплачивать причитающиеся суммы налогов. Таким образом, юридическое лицо - должник, находящийся в стадии конкурсного производства, в отношении задолженности, возникшей до даты открытия конкурсного производства, рассматривается налоговыми органами как обычный плательщик и в отношении него действует вся процедура организации и проведения проверок финансово-хозяйственной деятельности и применения экономических санкций, как и для остальных субъектов хозяйствования, в соответствии с Порядком организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности и применения экономических санкций, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 15 ноября 1999 года № 673 (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 6 декабря 2001 года № 722). На основании акта проверки уполномоченное должностное лицо налогового органа выносит решение о применении экономических санкций в отношении должника. Затем налоговые органы оформляют требования к должнику об уплате суммы задолженности перед бюджетом по акту проверки и направляют их управляющему по делу о банкротстве в соответствии со сроками, установленными статьей 93 Закона. Очередность удовлетворения требований кредиторов установлена в статье 144 Закона, согласно которой требования по обязательным платежам удовлетворяются в третью очередь. При определении размера требований по обязательным платежам учитывается задолженность (недоимки), образовавшаяся на дату открытия хозяйственным судом в отношении должника конкурсного производства. Если должником после возбуждения хозяйственным судом производства по делу о банкротстве не в полном объеме уплачены обязательные платежи, то суммы, не выплаченные до открытия конкурсного производства, включаются в сумму задолженности должника перед кредиторами третьей очереди. Однако суммы штрафов (пени) и иных экономических (финансовых) санкций подлежат удовлетворению в составе требований кредиторов пятой очереди (статья 147 Закона). Поэтому, если задолженность должника образовалась до открытия конкурсного производства и существовала на дату его открытия, и затем была установлена актом проверки, проведенной налоговыми органами, то требования налогового органа - кредитора, предъявляемые управляющему, в этом случае будут правомерны и должны удовлетворяться в соответствии со статьями 144 и 147 Закона. Как отмечалось выше, таможенные платежи также относятся к 1 обязательным платежам. Представляется интересным указать на некоторые особенности этой категории обязательных платежей. Не так давно, в мае - июне этого года, по всей республике проводились Дни правовых знаний, организованные Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь, в которых приняли участие судьи и некоторые специалисты суда, а также судьи и специалисты хозяйственных судов областей и города Минска. И в первую очередь самой насущной темой выступлений была тема j банкротства. В Могилеве такой День был организован 6 июня 2003 года. Во время нахождения в Могилеве заместитель Председателя Высшего Хозяйственного Суда Лилия Козырева, а также председатель хозяйственного суда Могилевской области Виктор Богуславский, судья этого суда Валентина Старовойтова посетили открытое акционерное общество "Могилевдрев" (далее - ОАО "Могилевдрев"), в отношении которого открыто конкурсное производство и проводится санация. Продукция этого предприятия пользуется большим спросом, о чем свидетельствует тот факт, что большая ее часть реализуется за рубежом. Как выяснилось при посещении этого предприятия, большим бременем для ОАО "Могилевдрев" является необходимость уплаты таможенных платежей, которую требует таможня, не взирая на то, что предприятие находится в стадии конкурсного производства. Руководство ОАО "Могилевдрев" высказало пожелание по отсрочке этих платежей, не соглашаясь с позицией таможни. И это весьма показательно, поскольку в последнее время многие субъекты хозяйствования, в отношении которых открыто конкурсное производство, обращаются с просьбой в таможенные органы проводить таможенное оформление товаров, ввозимых такими предприятиями, без уплаты таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в течение периода конкурсного производства. При этом они не учитывают специфику таможенного законодательства в части порядка уплаты таможенных платежей при ввозе (вывозе) товаров. Так, статьей 150 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2000 года "Об экономической несостоятельности (банкротстве)" установлено, что требования кредиторов, предъявленные по истечении срока, предусмотренного Законом для их предъявления, в том числе требования по уплате обязательных платежей, если они возникли после открытия конкурсного производства, удовлетворяются за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, предъявленных в установленный срок. В Таможенном кодексе Республики Беларусь (далее - ТК) указано, что допуск к пользованию товарами, перемещенными через таможенную границу, может быть получен только после их таможенного оформления, то есть после получения разрешения таможенного органа на пользование товарами в соответствии с заявленным таможенным режимом, которым определяются правомочия лиц, перемещающих товары, по отношению к таким товарам в дальнейшем. В полное распоряжение таких лиц ввезенные на таможенную территорию Республики Беларусь товары передаются после их таможенного оформления в таможенном режиме выпуска для свободного обращения. Условиями помещения товаров под таможенный режим выпуска для свободного обращения являются уплата таможенных пошлин, налогов и сборов, а также соблюдение мер экономической политики и других ограничений (статья 31 ТК). Таможенные платежи должны быть уплачены до или одновременно с принятием таможенной декларации должностным лицом таможенного органа (статья 119 ТК). Льготы по уплате таможенных платежей при ввозе (вывозе) товаров субъектами предпринимательской деятельности, в отношении которых открыто конкурсное производство. Законом не установлены. Следовательно, основания для помещения товаров, ввозимых субъектами хозяйствованиями, в отношении которых открыто конкурсное производство, под таможенный режим выпуска для свободного обращения без уплаты таможенных платежей отсутствуют. Это означает, что в отношении таких товаров может быть заявлен таможенный режим выпуска для свободного обращения только при условии уплаты таможенных платежей. Таким образом, обязанность по уплате таможенных платежей возникает непосредственно при перемещении через таможенную границу и подлежит исполнению плательщиком при помещении товаров под один из таможенных режимов, условием установления которых является уплата таможенных платежей. Срок уплаты в этом случае связан с датой подачи таможенной декларации. Действия должностных лиц таможенных органов по выпуску товаров непосредственно связаны с фактической уплатой таможенных платежей. То есть товары передаются в полное распоряжение заинтересованного лица только после их таможенного оформления. Что ж, таков порядок таможенного оформления, при котором требуется уплата таможенных платежей в отношении ввозимых товаров до передачи их в полное распоряжение заинтересованного лица. Из вышесказанного следует, что, во-первых, в Законе не содержится норм, которые могли бы регулировать порядок ввоза товаров субъектами хозяйствования, в отношении которых открыто конкурсное производство, и освобождения такой категории плательщиков от уплаты таможенных платежей и, во-вторых, в соответствии с таможенным законодательством невозможно без фактической уплаты таможенных платежей произвести таможенное оформление и выпуск товаров в свободное обращение. Однако если таможенная задолженность возникнет после открытия конкурсного производства, то статья 150 Закона применяется в полном объеме. В таком случае требование таможенного органа по уплате таможенной задолженности будет удовлетворяться за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, предъявленных в установленный срок.
Источник «Вестник ВХС», № 19
|
|
|