|
В режиме выживания и выжидания работают белорусские aнтикризисные управляющие |
|
Красноречивый показатель белорусской экономики: формальные основания для возбуждений процедуры банкротства сегодня имеются в отношении 50% белорусских субъектов хозяйствования. Однако государство пока щадит должников процедуре банкротства сейчас находится лишь около 1,5 тыс. предприятий. Но провести эту процедуру без профессионалов невозможно. Банкротство востребовало и новую для нашей страны профессий - антикризисный управляющий. В апреле 1999 г. в Беларуси были аттестованы первые 16 специалистов по антикризисному управлению. Отбирали их "чуть ли не поштучно они обязаны иметь юридическое или экономическое образование, а лучше, если оба. Получению аттестата предшествовали сдача экзаменов по основным экономическим дисциплинам и специальное тестирование. Аттестат той или иной категории свидетельствовал о степени подготовки специалиста, Например, аттестат категории А давал право быть назначенным антикризисным управляющим на предприятиях до 100 работающих, категории В-на предприятиях от 100 до 1 тысячи работающих, категории С - свыше 1 тысячи работающих. Сейчас в Беларуси уже аттестовано более 300 специалистов по банкротству, а лицензии выданы 131 антикризисному управляющему. Более половины антикризисных управляющих первого выпуска стали обладателями универсальны" дипломов категории С. Один из них - Мечислав БУРАК. - Мечислав Иосифович, что подвигло заняться совершенно новым делом? -Информацию об обучении антикризисных управляющих увидел в "Белорусском рынке". До этого времени занимался безопасностью сложных технических систем, в частности - атомных станций. Пришел учиться, абсолютно не зная, что это за профессия - антикризисный управляющий. Но прекрасно понимал, что пришло время заниматься реструктуризацией экономики. Приятно был удивлен, что работники Комитета по санации и банкротству говорили на рыночном языке. Однако сегодня очевидно, что антикризисные управляющие не имеют той востребо-ванности, на которую рассчитывали. В нерыночной экономике по-другому быть не может - процесс заторможен. По этой причине и ощущаем социальный дискомфорт. Другая проблема: антикризисных управляющих, которые "кормятся" исключительно с этого вида деятельности, всего человек 5. Остальные совмещают работу управляющего с "другими занятиями, которые могут прокормить. Нужен, как минимум, еще один бизнес, чтобы параллельно работать и иметь источник доходов. - А как оплачивается работа антикризисных управляющих? - Система здесь такая. При возбуждении процедуры банкротства в отношении того или иного субъекта хозяйствования судья, руководствуясь списком управляющих, поручает одному из них дело. Если процедура возбуждена в отношении государственного предприятия, в этом случае управляющего рекомендует Департамент по санации и банкротству. Сейчас готовится проект декрета президента, согласно которому кандидатура управляющего будет согласовываться с облисполкомами. Я провел 33 дела по банкротству, преимущественно по упрощенной процедуре. Это значит, что надо провести процедуру в отсутствие самого должника. Процесс достаточно трудоемкий, связанный с проверкой и согласованием многочисленных документов в регистрирующих и налоговых органах и т. д. Если управляющий ведет дело по полной процедуре банкротства, то в этом случае вознаграждение ему выплачивается за счет должника, а если по упрощенной - то из госбюджета. Раньше нам платили 1 МЗП за один день процессуального срока. В зависимости от степени сложности работы можно было получить до 150 МЗП. Однако чиновники подняли шум, что управляющие очень много зарабатывают, и теперь система оплаты принципиально изменилась. В результате сейчас управляющий за свою работу по делу о банкротстве по упрощенной процедуре может получить 5 базовых величин - около 70 тыс. бел. руб. , хота саму процедуру, менее чем за 5-6 месяцев завершить вряд ли удастся. Кроме того, с 1 апреля этого года вступило в действие постановление Совмина, которое регламентирует порядок выплаты вознаграждения управляющим за счет должника. Ставилась задача установить зависимость размера вознаграждения управляющего от фактических затрат рабочего времени. Предусмотрены коэффициенты размеров вознаграждения в зависимости от численности работающих в организации-должнике и балансовой стоимости его имущества, а также в зависимости от отрасли экономики, к которой отнесем основной вид деятельности должника. Установлены понижающие коэффициенты с ростом количества дел у управляющих. На мой взгляд, данное постановление неграмотное и дискриминационное и направлено на то, чтобы разрушить институт антикризисных управляющих. Если я - предприниматель, то государство должен интересовать результат моей работы, а не затраты рабочего времени. Что получается? Обязанности и ответственность управляющего определены законом о банкротстве, а зарплату ему устанавливает чиновник, который ни за что не отвечает. То есть сегодня меня контролируют кредиторы и судья, а оплату определяет чиновник, который вообще не заинтересован в институте банкротства и выступает против моей деятельности. Как предприниматель, я исхожу из того, дает ли мне этот вид деятельности возможность зарабатывать. Если нет, то я заниматься этой работой не буду. Считаю, что оплата управляющих должна быть установлена законом, как это сделано в России. Вторая проблема. Закон о банкротстве есть, но нужно создать условия для его реализации. Например, я сейчас пишу в хозяйственный суд кассационную жалобу. По постановлению правительства, предприятия, которые находятся в процедуре банкротства, освобождаются от госпошлины. Но на практике это положение не работает. За кассацию, надзорную жалобу и .т. д. надо платить, а у должника нет денег. Если же деньги находятся, кредиторы возмущаются: откуда деньги на кассационные жалобы? - Известно, что сейчас готовится несколько декретов президента, направленных на ужесточение контроля самой процедуры банкротства... - На мой взгляд, определенные круги не заинтересованы в том, чтобы институт банкротства в нашей стране развивался. Сегодня антикризисные управляющие - это независимые специалисты, которые стремятся проводить процедуру в рамках закона. Думаю, есть немало органов, которые хотели бы влиять на этот процесс. - Несколько лет назад антикризисные управляющие создали свое корпоративное объединение. Может ли оно лоббировать интересы управляющих? - Наше корпоративное объединение слабенькое. Это объективно: если нет серьезной работы, то и некому лоббировать интересы. Надо повернуть экономику к рынку, тогда и работа появится, и наше общественное объединение будет сильным. ...Иногда говорят о возможном сговоре управляющего с кредиторами в процедуре банкротства. Такие разговоры чаще всего не имеют под собой почвы. Надо иметь в виду, что антикризисный управляющий работает под постоянным контролем: ежеквартально представляет отчет в Департамент по санации и банкротству, не реже одного раза в месяц проходят собрания кредиторов, кроме того, его контролирует должник и постоянно ревизируют государственные проверяющие. Если же своими действиями антикризисный управляющий нанес предприятию ущерб, то он несет ответственность своим имуществом. С другой стороны, не нужно никакого сговора: процедура банкротства настолько сложна, что управляющий, сам того не желая, может нанести ущерб кредиторам, если у него мало опыта. Надо создать такую процедуру, чтобы она легко контролировалась кредиторами, должником и судом. Нужно нарабатывать опыт - это единственная гарантия от ошибок. - От одного российского специалиста довелось услышать, что заниматься процедурами банкротства в нерыночной экономике бесполезно: как собственник предприятий не будет же государство возбуждать процедуру против самого себя? - Безусловно, институт банкротства - это элемент рыночной экономики. Мой опыт говорит о том, что поменять ситуацию на предприятии можно лишь в том случае, если поменять там собственника, У нас же на большинстве предприятий доминирует один собственник-государство. Между тем процедура банкротства позволяет ввести для предприятия льготный режим. Когда предприятие находится в процедуре банкротства, директор отстраняется от дел и понятия"собственник там уже нет. То есть собственник на время "отсекается",чтобы удовлетворить требования кредитора и оздоровить предприятие. В это время власть собственника и власть администрации принадлежит управляющему и суду. Хотел бы подчеркнуть, что процедура банкротства ведет к оздоровлению всего экономического пространства. Ведь один должник топит, как правило, несколько предприятий. Ликвидировав его, мы, таким образом, санируем экономическое пространство. А продав имущество банкрота, мы реанимируем неиспользуемые активы предприятия, гасим долги и позволяем задышать другим предприятиям. И пусть эта процедура не пугает коллектив, потому что понятие "ликвидация" относится к собственнику, а не к трудовому коллективу. Работники предприятия в результате чаще оказываются в выигрыше, ибо получают новые условия работы.
Татьяна МАНЕНОК
Источник «Белорусский рынок», № 25
|
|
|