Банкротство в Республике Беларусь
Банкротство Банкротство, Санация, Ликвидация
 
Антикризисное управление
 Главная О проекте Законодательство Контакты 
  Экспертиза финансового состояния и возможных последствий продажи предприятия при осуществлении процедур…
 
Сергей ВАСЬКОВСКИЙ, начальник управления законодательства
и международных отношений Высшего Хозяйственного Суда
Александр ПАПАЛАМОВ, заместитель начальника управления санации и экспертиз
Департамента по санации и банкротству Министерства экономики Республики Беларусь условиях рыночной экономики коммерческие организации могут подвергаться риску утраты своей платежеспособности в результате совокупного действия множества различных факторов, связанных с состоянием и управлением производственным и иными процессами их деятельности. Указанное состояние характеризуется снижением способности выполнять обязательства перед кредиторами государством и обществом. Когда неплатежеспособность организации приобретает или имеет устойчивый характер, в отношении нее могут быть применены положения Закона Республики Беларусь "Об экономической несостоятельности (банкротстве)"1 (далее - Закон).
Характерной особенностью процедур банкротства является то, что они осуществляются в конфликтной ситуации, затрагивающей интересы многих сторон - должника, его кредиторов и работников, отраслевых органов государственного управления, органов социального обеспечения, местных исполнительных и распорядительных органов. Поэтому решение о банкротстве вызывает негативный общественный резонанс, а также повышенный интерес уполномоченных и других заинтересованных органов в отношении признаков банкротства.
Выявление признаков "ложного банкротства", "преднамеренного банкротства", "сокрытия банкротства" и "срыв возмещения убытков кредитору" влечет за собой ответственность и имеет большое значение для государства и кредиторов.
Определение данных признаков банкротства осуществляется в соответствии с Правилами по определению наличия признаков ложного и преднамеренного банкротства, сокрытия банкротства или срыва возмещения убытков кредитору и подготовки заключения по данным вопросам, утвержденными постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 16 декабря 2002 № 271 (далее - Правила)2.
Указанные Правила разработаны по согласованию с Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь во исполнение пункта 22 Государственной программы по усилению борьбы с коррупцией на 2002 - 2006 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 2 октября 2002 года № 5003.
В соответствии с Законом обязанность по определению наличия признаков ложного банкротства, преднамеренного банкротства, сокрытия банкротства или срыва возмещения убытков кредитору возлагается на временного управляющего (статья 36) и на антикризисного управляющего (далее - управляющий) (статья 76). Управляющий в случае необходимости всегда имеет возможность не только проверить выводы временного управляющего, но и самостоятельно определить их наличие. Вместе с тем каждый из них несет персональную ответственность за совершаемые действия при исполнении своих обязанностей в соответствующих процедурах банкротства.
К сожалению, предусматривая обязанность временного управляющего и управляющего по определению вышеуказанных признаков банкротства, Закон не достаточно четко регулирует условия и порядок их установления. В частности, не оговорено, в каких процедурах банкротства указанные признаки должны определяться? В какой последовательности? Как учитываются особенности их определения? Правила также не содержат всех ответов.
В этой связи возникает необходимость в соответствующих разъяснениях и рекомендациях.
Определение наличия (отсутствия) признаков банкротства имеет важное практическое значение. В ряде случаев должник заинтересован в признании его банкротом при отсутствии для этого законных оснований. Поэтому важно отметить обстоятельства, в которых могут предприниматься попытки отдельных должников (при наличии признаков ложного банкротства или преднамеренного банкротства, срыва возмещения убытков кредитору) использовать судебную процедуру для невозвращения долга или, по крайней мере, для длительной его отсрочки (рассрочки), а также избежать признания банкротства, в случае сокрытия банкротства. В то же время, следует учитывать, что в судебной практике крайне редко выявляются эти обстоятельства ввиду их новизны, неясности оценки и многих других причин. В данной статье мы только очертим некоторые проблемы, которые могут возникнуть при установлении данных фактов судом.
Ложное банкротство может иметь место в том случае, когда должник преднамеренно пытается с помощью процедур банкротства защититься от обоснованных индивидуальных и совместных требований кредиторов, а также, если он находится в неосведомленном состоянии или в заблуждении относительно "реальной" стоимости активов, входящих в состав его имущества.
В соответствии со статьей 9 Закона под ложным банкротством понимается подача должником в хозяйственный суд заявления должника о признании его банкротом при наличии у должника возможности удовлетворения требований кредиторов в полном объеме.
Заявление должника в данном случае может подаваться как в добровольном (статья 7 Закона), так и в обязательном порядке (статья 8 Закона). В этом случае должник, выполняя требования статьей 23 и 24 Закона, в своем заявлении умышленно может обосновать невозможность удовлетворения требований кредиторов в полном объеме и представить письменные доказательства, якобы подтверждающие эти обстоятельства. Прояснить ситуацию обязан, прежде всего, назначаемый хозяйственным судом временный управляющий в процессе проведения анализа финансового состояния и платежеспособности должника в защитном периоде. Выявление признаков ложного банкротства производится с использованием источников информации, указанных в пункте 7 Правил (бухгалтерская отчетность должника с аналитической расшифровкой активов; документы, свидетельствующие об учреждении и регистрации должника и внесении изменений и дополнений в учредительные документы; договоры и иные документы, на основании которых производилось отчуждение или приобретение имущества должника, изменение в структуре активов, увеличение или уменьшение кредиторской задолженности, а также другие документы по сделкам или действиям, повлекшим изменения финансового состояния и платежеспособности должника и т.д.).
Возможность удовлетворения требований кредиторов в полном объеме определяется в зависимости от значения показателя обеспеченности краткосрочных платежных обязательств должника его оборотными активами на дату его обращения в хозяйственный суд с заявлением должника. Наличие признаков ложного банкротства усматривается при величине значения указанного показателя обеспеченности больше или равного единице. В целях более основательной аргументации наличия признаков ложного банкротства целесообразно также определять реальную обеспеченность обязательств должника оборотными активами. Для этого следует дополнительно использовать, кроме балансовых данных, данные оценки рыночной (т.е. реальной) стоимости активов. Основная сложность состоит в том, каким образом в процедуре защитного периода получить эту возможность, так как результаты такой оценки не всегда могут быть в наличии (при отсутствии такой оценки возможно применение ориентировочной оценки рыночной стоимости активов самим временным управляющим на основании определения хозяйственного суда).
В случае применения для расчетов результатов оценки рыночной стоимости активов должника значение показателя обеспеченности может существенно отличаться (как в меньшую, так и в большую сторону) от значений аналогичного показателя, рассчитанного на основании данных бухгалтерского учета. Влияние оценки рыночной стоимости активов должника целесообразно отражать в выводах о наличии признаков ложного банкротства. При этом необходимо иметь в виду, что данные рекомендации не ставят целью проверку правильности ведения бухгалтерского учета, поскольку в соответствии с действующим законодательством рыночная стоимость имущества должника в бухгалтерском учете отражаться не должна.
Следует учитывать, что в соответствии со статьей 7 Закона должник вправе подать в хозяйственный суд заявление должника при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он будет не в состоянии в установленный срок исполнить платежные обязательства и (или) обязательства, вытекающие из трудовых и связанных с ними отношений, ввиду своей неплатежеспособности, приобретающей устойчивый характер. Это может быть подтверждено следующим примером. Должнику стало доподлинно известно, что взыскание значительной части его дебиторской задолженности невозможно из-за банкротства дебитора. При этом стоимость его имущества недостаточна для удовлетворения всех предъявленных к нему требований. В связи с этим требования кредиторов будут удовлетворены путем их погашения. Несмотря на указанные обстоятельства, эта дебиторская задолженность, независимо от безнадежности ее взыскания, будет входить в состав имущества должника. В этом случае на основании прогнозной оценки своего финансового состояния и платежеспособности должник вправе подать заявление должника, а хозяйственный суд не вправе отказать в приеме его к рассмотрению. Назначенный хозяйственным судом временный управляющий обязан оценить платежеспособность должника и определить наличие или отсутствие признаков ложного банкротства.
Однако если на дату рассмотрения дела о банкротстве должника оснований открытия конкурсного производства, предусмотренных статьей 41 Закона, не установлено (неизвестен процент удовлетворения требований дебитора и т.д.), то хозяйственный суд может отказать в удовлетворении заявления должника. Наличие (отсутствие) признаков ложного банкротства при этом не влияет на принятие этого решения.
О наличии признаков ложного банкротства временный управляющий обязан, в соответствии со статьей 120 Закона, сообщить в хозяйственный суд, направив соответствующую информацию отдельным письмом, а также указав об этом в отчете о результатах своей деятельности. Рассмотрев представленную информацию, хозяйственный суд, согласно статье 47 Закона, может признать банкротство ложным и вынести определение об отказе в признании должника банкротом и прекращении производства по делу. В случае признания хозяйственным судом по завершению защитного периода банкротства должника ложным существенно сокращается срок разрешения дела о банкротстве, снижаются судебные издержки и т.д.
Кроме того, лицо, от имени которого подано заявление о банкротстве должника, может нести ответственность за убытки (вред, в том числе моральный), причиненные кредиторам подачей заявления должника. Кредиторы, в соответствии с законодательством, могут потребовать от должника возмещения ущерба, нанесенного подачей заявления должника. В этой связи целесообразность определения признаков ложного банкротства в процедуре защитного периода очевидна. Более того, на наш взгляд, наличие признаков ложного банкротства должно определяться в максимально короткие сроки в самом начале защитного периода, поскольку их определение не требует значительных трудозатрат временного управляющего.
В судебной практике ложное банкротство должника встречается значительно реже преднамеренного банкротства. Одной из причин преднамеренного банкротства может быть недостаточность, в ряде случаев, способностей к управлению должником в кризисных условиях или умышленные действия руководителя и иных должностных лиц должника, которыми преследуются корыстные цели. При этом и доказать наличие признаков преднамеренного банкротства значительно сложнее, чем наличие признаков ложного банкротства. Это в первую очередь связано с различными определениями понятия "преднамеренное банкротство" в гражданском и в уголовном законодательстве. Формулировка Уголовного кодекса Республики Беларусь предусматривает умысел в действиях должностного лица должника в личных интересах или интересах иных лиц, повлекших причинение ущерба в крупном размере, а формулировка Закона - вину, которая может быть и неумышленной. Действиями, квалифицируемыми как преднамеренно предпринятые в целях доведения должника до банкротства, могут быть невыгодные должнику отчуждение или приобретение активов, обременение их обязательствами, ограничивающими распоряжение ими, заключение убыточных сделок и другие. В совокупности указанные действия приводят должника к банкротству.
В соответствии со статьей 9 Закона под преднамеренным банкротством понимается банкротство должника по вине его учредителей (участников) или иных лиц, в том числе по вине руководителя должника, имеющих право давать обязательные для должника указания либо имеющих возможность иным образом определять его действия. Признаками преднамеренного банкротства являются действия учредителей (участников) или иных лиц, в том числе руководителя должника, имеющих право давать обязательные для должника указания либо имеющих возможность иным образом определять его действия, вызвавшие неспособность должника удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Указанные основания выявляются в ходе проведения анализа финансового состояния и платежеспособности должника.
В соответствии с Правилами определение признаков преднамеренного банкротства производится в случае возбуждения хозяйственным судом производства по делу о банкротстве должника. При определении наличия признаков преднамеренного банкротства, в соответствии с пунктом 7 Правил, рассматриваются учредительные документы должника, договоры и иные документы, на основании которых проводились сделки с имуществом должника, изменения в структуре его активов и пассивов, сведения о составе руководства и органов управления должника, отчеты об оценке имущества должника, иная информация, в том числе и информация о заинтересованных лицах. Полезная дополнительная информация по этому вопросу может быть получена от работников должника, в первую очередь, среднего звена административно-управленческого персонала. В качестве проверяемого периода принимается период не менее одного хозяйственно- финансового года, предшествующего дате подачи заявления о признании должника банкротом. Задачей анализа является поиск сделок, которые могут быть признанными как приведшие к преднамеренному банкротству. Особенно внимательно изучаются сделки по отчуждению активов путем продажи, мены, наложения ограничений на распоряжение активами путем их передачи в залог, доверительное управление, в уставный фонд, создаваемых дочерних обществ, иному обременению, приобретению дорогостоящих активов, заключению сделок в ходе текущей деятельности должника с одним кредитором (дебитором) или их устойчивой группой, убыточных для должника, сомнительных финансовых вложений в акции, облигации и другие ценные бумаги.
В соответствии с Правилами определение признаков преднамеренного банкротства проводится в два этапа. На первом этапе рассчитываются показатели, характеризующие изменения в обеспеченности платежных обязательств должника активами перед его кредиторами, имевшие место за период проверки (продолжительность не менее 12 месяцев, предшествующих дате подачи заявления о банкротстве). К этим показателям, рассчитываемым в соответствии с Правилами, относятся обеспеченность платежных обязательств должника всеми его активами, обеспеченность обязательств должника его оборотными активами, величина чистых активов.
Для получения объективных значений указанных показателей в состав обязательств должника включаются, кроме суммы основного долга, величины признанных пеней, штрафов и иных финансовых (экономических) санкций. Целесообразно использовать кроме балансовой, оценку рыночной (т.е. реальной) стоимости активов. В случае выявления существенного ухудшения в показателях обеспеченности обязательств должника активами, совершенные им сделки оцениваются на предмет занижения (завышения) цен на поставляемые (приобретаемые) товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, заведомой невыгодности для должника сроков и (или) способов оплаты реализованного или приобретенного имущества. В этом случае управляющему следует дополнительно запрашивать у должника обоснование совершенных невыгодных для него сделок. Определенную трудность составляет проверка оценки рыночной стоимости активов на момент совершения сделок должником, независимо от того, подтверждаются они актом оценки имущества или нет. Для проверки объективности оценки рекомендуется рассмотреть сделки в соответствующем периоде с аналогичными активами, совершенными в месте нахождения должника другими юридическими лицами на региональном товарном рынке. Соответствующая информация может быть получена в органах технической инвентаризации и регистрации, статистики, ценообразования, исполнительных и распорядительных органах и т.д. С помощью указанных организаций можно попытаться проверить хотя бы часть сделок.
На втором этапе анализируются условия совершения сделок должника за этот же период, повлекшие существенные изменения в показателях обеспеченности платежных обязательств должника перед его кредиторами. Выясняются причины заключения сделок на предложенных условиях. Следует отметить, что совершенные сделки на крайне не выгодных для должников условиях возможны вследствие стечения тяжелых обстоятельств или вследствие обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной и т.д. Согласно гражданскому законодательству такие сделки могут быть признаны судом недействительными.
При наличии веских подтвержденных фактов преднамеренного банкротства управляющий уведомляет об этом хозяйственный суд и указывает в своем отчете о результатах деятельности по итогам процедуры банкротства. В соответствии с Правилами такой вывод можно сделать, если обеспеченность требований кредиторов существенно ухудшилась (пять и более процентов) и сделки, совершенные должником, не соответствуют действующему законодательству.
Сокрытие банкротства можно рассматривать, с одной стороны, как бы логически завершающую стадию процесса преднамеренного банкротства. В этом случае, скрывая банкротство, должник пытается защититься от применения установленных законодательством последствий данных обстоятельств. С другой стороны, сокрытие банкротства может быть не связано с преднамеренным банкротством и определяться совершенно независимо от него.
Определение признаков сокрытия банкротства производится при наличии в производстве хозяйственного суда дела о банкротстве должника, возбужденного хозяйственным судом по заявлению кредитора либо иных уполномоченных органов в соответствии с действующим законодательством. Признаком сокрытия банкротства является отсутствие у должника возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме на дату обращения вышеуказанных лиц в хозяйственный суд с заявлением о признании должника банкротом. Для установления наличия признаков сокрытия банкротства определяется обеспеченность платежных обязательств должника всеми его активами. В случае, если обеспеченность платежных обязательств должника всеми его активами больше или равна единице, то признаки сокрытия банкротства отсутствуют. Если же обеспеченность платежных обязательств должника всеми его активами меньше единицы, то признаки сокрытия банкротства усматриваются. Исходя из незначительных временных затрат, определение этого признака в полном объеме может быть проведено временным управляющим в процедуре защитного периода. При этом, как и в предыдущих случаях, рекомендуется использовать оценку рыночной (т.е. реальной) стоимости активов должника. При определении признаков сокрытия банкротства управляющий обязан сообщить об этом в хозяйственный суд и указать об этом в отчете о результатах своей деятельности.
Применением действий, квалифицируемых как срыв возмещения убытков кредитору, должник пытается изменить состав и
структуру своих активов путем досрочного и преимущественного удовлетворения требований отдельных кредиторов с нарушением обязательств перед другими кредиторами. Этим действием должник пытается "переместить" сроки исполнения нарушенных обязательств перед кредиторами в процедуру банкротства, где они в определенной степени утрачивают индивидуальный характер и будут удовлетворяться в порядке и в очередности, установленной Законом.
Для признаков срыва возмещения убытков кредитору характерным является то, что эти признаки могут быть сопутствующими признакам ложного и преднамеренного банкротства, сокрытия банкротства.
Определение признаков срыва возмещения убытков кредитору производится при наличии в производстве дела о банкротстве должника, возбужденного хозяйственным судом по заявлению кредитора либо иных уполномоченных органов в соответствии с законодательством.
Признаком срыва возмещения убытков кредитору является совершение должником сделок и исполнение платежных обязательств, влекущих предпочтительное удовлетворение требований одних кредиторов перед другими, в том числе в период, когда должник узнал или по обстоятельствам дела должен был узнать о намерении кредитора подать заявление кредитора о признании должника банкротом.
Порядок определения признаков срыва возмещения убытков кредитору, установленный Правилами, распространяется не только на случай наличия в производстве дела о банкротстве, а также на случай, когда после вынесения в отношении должника определения о завершении ликвидационного производства стало достоверно известно, что имела место сделка или были исполнены должником платежные обязательства кредиторов в нарушение порядка очередности, установленного законодательством о банкротстве. Для установления наличия признаков срыва возмещения убытков кредитору определяются сроки удовлетворения требований кредитора должником в соответствии с заключенным договором между ними. Выявление вышеуказанных сделок или совершенных платежных обязательств должником свидетельствует о том, что признаки срыва возмещения убытков кредитору усматриваются. Заслуживает внимания словосочетание "совершение должником сделок и исполнение платежных обязательств, влекущих предпочтительное удовлетворение требований одних кредиторов перед другими", содержащееся в пункте 28 Правил. Что означает предпочтительность удовлетворения в данном случае? Если у должника имеется не менее двух кредиторов, срок исполнения обязательств перед которыми наступил, должник всегда произведет исполнение обязательств одному из них в первоочередном порядке. Поэтому в случае применения к сделкам должника пункта 28 Правил предпочтительность должна носить явный характер. Если должник, например, при непогашенной задолженности по обязательным платежам приобретает имущество с предварительной его оплатой, то явное предпочтение можно проследить. Но когда должник заключает договоры поставки продукции на условиях предварительной оплаты, срок исполнения обязательств по которым примерно совпадает, явной предпочтительности не усматривается. Выбор кредитора, первым получающего исполнение обязательств, может быть связан с особенностями текущей хозяйственной деятельностью должника. Соотношение количества заказанной и наличие готовой к отгрузке продукции, предъявляемые требования к качеству и упаковке, наличие транспорта, пригодного для доставки продукции одному из кредиторов, и другие обстоятельства могут быть решающими для определения момента исполнения обязательств. Вместе с тем, по смыслу пункта 28 Правил, сделка должника в момент ее заключения может быть и не квалифицирована как влекущая предпочтительное удовлетворение требований отдельного кредитора, однако она может приобрести такую квалификацию в результате произведенного должником исполнения обязательств перед кредитором.
Важно отметить, что в случае выявления признаков ложного банкротства, преднамеренного банкротства, сокрытия банкротства и срыва возмещения убытков кредитору и при наличии умысла в действиях руководства и иных лиц должника, временный управляющий, управляющий обязаны сообщить об этом не только суду, но и правоохранительным органам, которые могут привлечь их к уголовной ответственности.
В случае необходимости Департаментом по санации и банкротству Министерства экономики Республики Беларусь может даваться заключение о наличии (отсутствии) выявленных признаков банкротства. В соответствии со статьей 14 Закона Департамент организует подготовку такого заключения силами аккредитованных экспертов.

1 "Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь", 11.08.2000, № 73, 2/198
2 "Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь", 13.01.2003, № 4, 8/8908
3 "Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь", 10.10.2002, № 113, 1/4068

Источник «Вестник ВХС», № 16
 
поиск по сайту
 
  Наш альянс:
 
 
Банкротство
Информационно-аналитический ресурс "Банкротство в Республике Беларусь"
(www.bankrot.by)
 
антикризисное управление
 
© bankrot.by / Банкротство в Республике Беларусь
адрес: Республика Беларусь, 220012, г. Минск, а/я 1
тел.: +375 (29) 650-05-70 (velcom), e-mail: gv@trust.by
Design by Normality studio