|
Мировой опыт борьбы с должниками |
|
В странах с развитой рыночной экономикой законодательство о банкротстве (несостоятельности) направлено прежде всего на развитие конкуренции. Оно помогает соблюдать правила в области финансового управления, которые помогают цивилизованными методами реконструировать ставшие экономически несостоятельными предприятия. Все это, конечно же, способствует экономическому развитию страны. Законы о банкротстве в этих странах решают многие задачи, и в числе основных назовем следующие. Защита имущества предприятия-должника в интересах кредиторов и его распределение в соответствии с Законом в целях максимального удовлетворения предъявляемых ими требований. Возврат долгов кредиторам посредством распределения выручки от продажи активов, в виде акций реорганизованного действующего предприятия, либо использование отсрочки или сокращения долга предприятия в случае восстановления его платежеспособности. Максимальное использование существующих возможностей спасения предприятия или его частей, которые после банкротства могут быть восстановлены. Обеспечение механизма рассмотрения дел о нарушениях и злоупотреблениях в управлении обанкротившимися предприятиями и аннулирования неправомерных сделок.
Одним из ключевых элементов современной системы несостоятельности является наличие специального правительственного учреждения с конкретными обязанностями по вопросам банкротства, способного контролировать действия законодательства и представлять соответствующие рекомендации правительству относительно действий последнего в данной области (другими ключевыми элементами системы несостоятельности являются законодательство, институт банкротства, судебная система и понимание этой проблемы в обществе). Государственные органы по банкротству в зарубежных странах имеют довольно схожие функции. Назовем некоторые.
Во-первых, это разработка законодательства по банкротству. Затем идут сбор, анализ и представление правительству соответствующей статистической информации; рекомендаций — относительно государственной политики в сфере несостоятельности. Организация системы подготовки, оценки профессионального уровня и лицензирования специалистов по банкротству. Разработка и утверждение размера вознаграждения арбитражных и конкурсных управляющих.
Во-вторых, качеству управления несостоятельными предприятиями уделяется особое внимание. Для этого выявляются случаи недобросовестного или некомпетентного управления, принимаются меры по дисквалификации таких руководителей предприятий и организаций. Если выясняются серьезные нарушения в управлении предприятиями (например, подлог с инвестиционными средствами, манипуляции с акциями на бирже, незаконное отчуждение активов, др.), государственные органы имеют право обратиться в суд для возбуждения дел о банкротстве. При этом, конечно же, на первый план выдвигается защита интересов мелких кредиторов (вкладчиков, акционеров) при осуществлении процедур несостоятельности.
Во многих странах имеются так называемые Государственные органы по банкротству, которые устанавливаются действующим в том или ином государстве действующим законодательством. Конечно, они имеют свои специфические особенности. Например, у Государственных органов по банкротству стран Европейского Союза имеются полномочия подавать в суд ЕС запросы относительно постановлений суда о толковании положений Европейской Конвенции по банкротству.
В Австралии Государственным органом по банкротству является государственная Комиссия по корпоративным делам, которая имеет право: - анализировать финансовое состояние предприятий, подвергаемых процедурам несостоятельности; - предоставлять о должнике достоверную информацию; - делать выводы о мере ответственности руководителей должника за доведение предприятия до банкротства; - дисквалифицировать виновных директоров предприятий самостоятельно, либо ходатайствовать о такой дисквалификации в суде.
В Великобритании роль Государственного органа по банкротству выполняет Служба несостоятельности, входящая в систему Министерства торговли и промышленности. В ее компетентность входит: - лицензирование специалистов по банкротству; - контроль за процессом выдачи лицензий специалистам по банкротству; - наблюдение за деятельностью арбитражных и конкурсных управляющих; - получение статистических данных из судов и от назначенных арбитражных и конкурсных управляющих для составления базы данных по банкротству; - выявление вероятных причин банкротства должника; - проверка документации любой компании в случае поступления жалоб от клиентов, партнеров или общественности; - предписание неблагополучным компаниям пройти аудиторскую проверку и назначение определенных аудиторов за счет компании.
Также Служба несостоятельности вправе добиваться ликвидации любой компании в случае, если у последней нет ни одного шанса на восстановление своей работоспособности. На долю таких банкротств приходится около 1% всех процессов в Великобритании (несколько сот в год). Имеется у этого государственного органа полномочия, чтобы требовать (и получать!) от конкурсного управляющего отчет о деятельности прежних руководителей предприятия-должника; в случае выявления злоупотреблений и злостной некомпетентности обращаться в суд о дисквалификации такого директора на срок до 15 лет; возбуждать дела о судебном преследовании должников.
В Канаде существует специализированный Государственный орган по делам о банкротстве, подчиненный правительству страны и именуемый Институтом суперинтендантов по несостоятельности. В его компетенцию входят: - законодательная инициатива по вопросам несостоятельности; - обобщение опыта и практики банкротств в стране; - разработка и контроль соблюдения единого профессионального стандарта арбитражных и конкурсных управляющих; - лицензирование, контроль деятельности и отзыв лицензий у специалистов по банкротству; - возбуждение дел о банкротстве в судах.
Богатый опыт государственного регулирования банкротств имеется в Соединенных Штатах Америки. С 1934 г. роль Государственного органа по банкротству выполняет Комиссия по биржам и ценным бумагам (далее — КБЦБ) правительства США. До 1938 г. у нее было право: - выступать в качестве эксперта-консультанта судов по банкротству; - быть стороной в судопроизводстве по делам о банкротстве с правом давать обязательные заключения по планам реорганизации несостоятельных предприятий; - рекомендовать судам по банкротству кандидатуры независимых внешних управляющих.
В 1978 г. Закон о банкротстве был реформирован, и там остались только три функции. Теперь Комиссия по биржам и ценным бумагам может и сама выступать в суде, и быть заслушанной по любому вопросу дела о банкротстве (в частности, по поводу назначения конкурсного управляющего, назначения комиссий кредиторов и акционеров, уровня оплаты конкурсных управляющих, использования, продажи и аренды собственности); контролировать и обеспечивать адекватность заявления предприятия-должника о своем финансовом состоянии и наличии активов; возражать против утверждения судом плана реорганизации по мотивам злоупотреблений со стороны должника.
Иногда КБЦБ вмешивается в процесс продажи действующих неплатежеспособных предприятий, настаивая и добиваясь других условий продажи. В 1983 г. в США появились Государственные федеральные конкурсные управляющие, задача которых, среди прочего, состоит в контроле деятельности и оплаты независимых конкурсных управляющих, а также в предотвращении мошенничества, нечестности и нарушения законности при осуществлении процедур банкротства.
Государственный орган по банкротству Швеции находится в единой системе с налоговой службой и органами судебного исполнения и состоит в совместной компетенции Министерства финансов и Министерства юстиции. Этот орган, имеющий отделения во всех провинциях страны, контролирует и регулирует осуществление процедур несостоятельности. Полномочия его широкие. Это: - выработка и контроль осуществления государственной политики в области банкротств; - консультирование судов, занимающихся процедурами несостоятельности; - подготовка, лицензирование, консультирование конкурсных управляющих; - осуществление функций конкурсных управляющих в случае банкротства предприятия с небольшими активами; - консультирование кредиторов при осуществлении процедур банкротства; - контроль уровня оплаты конкурсных управляющих, доплата за услуги этих специалистов в случае недостатков ресурсов у предприятия-должника; - контроль соблюдения интересов обеспеченных кредиторов; - осуществление публикаций о признании предприятий банкротами.
Муниципальные банкротства
Впервые специальная процедура банкротства муниципальных органов была установлена в США в 1934 г., когда на фоне резкого падения налоговых доходов местные органы власти стремились обеспечить население необходимыми социальными и коммунальными услугами. Обязательное решение суда об увеличении местных налогов не приносило ожидаемых дивидендов. Более того, это только сокращало доходность бюджета ввиду отказа налогоплательщиков от уплаты налогов. В итоге муниципалитет и кредиторы оказывались в финансовом затруднении. Не приносила ощутимых результатов и такая мера, как реструктуризация задолженности муниципалитета перед кредиторами, так как невозможно получить согласие сразу всех кредиторов. К тому же, некоторые из них настаивали на введении института банкротства муниципальных органов власти. Что необходимо делать в подобных ситуациях? Ведь нужно было удовлетворить требования кредиторов — это раз. Обеспечить защиту неплатежеспособных муниципалитетов — два. Выход есть: это предоставление финансовой помощи муниципалитетам.
Однако муниципалитет, желающий воспользоваться процедурой банкротства в рамках федерального закона, должен получить согласие большинства кредиторов. В то же время сами кредиторы не могут вынуждать его заявить о банкротстве, представлять на рассмотрение собственный план реорганизации, требовать назначения опекуна, решений о конкурсной продаже муниципального имущества или распределении доходов от муниципальной собственности.
В ФРГ высшим органом правового надзора за деятельностью муниципальных органов является Министерство внутренних дел. Орган правового надзора среднего звена для всех общин — окружное управление. Районная администрация, как нижнее звено управления, является органом правового надзора первичного порядка. Органы правового надзора вправе опротестовать решения и постановления общины, нарушающие закон, потребовать, чтобы они были отменены в течение определенного срока. Они могут также потребовать, чтобы действия, предпринимаемые на основе подобных постановлений и решений, были прекращены.
К слову, в ФРГ банкротства подразделяются на три вида: простое, злостное и особо тяжкие случаи. Как они появляются? В случае простого банкротства должник по собственной небрежности не знает о приближении или наступлении банкротства, или сам вызывает его своими действиями. Наказание за данное деяние — штраф или лишение свободы на срок до двух лет. Злостным банкротство будет признано, если в условиях чрезмерной обремененности долгами лицо прячет, уничтожает составные части имущества, которые в случае распродажи подлежат отчуждению в пользу кредиторов, либо заключает рискованные спекулятивные или явно убыточные сделки, продает товары по явно заниженной цене, а также скрывает права других лиц или признает заведомо вымышленные права. Наказанием в таких случаях является лишение свободы на срок до 5 лет и штраф. Особо тяжким случаем банкротства признаются действия виновного лица в корыстных интересах или сознательное создание для многих лиц угрозы разорения, утрата доверенных ему имущественных ценностей. Указанные деяния наказываются лишением свободы на срок до 10 лет.
Банкротства физических лиц
В Великобритании лицо, признанное банкротом, лишается права распоряжаться своим имуществом и частью доходов. Его имущество может быть продано в счет уплаты задолженности. Кроме того, он также лишается права занимать руководящие должности и брать в кредит более ?250 без указания на свое банкротство. Если банкрот не выплатит задолженность, сумма списывается автоматически через три года. В будущем лицо лишается возможности брать кредит.
В Голландии должники чаще всего прибегают к программе реструктуризации долга, рассчитанной на три года. В течение этого времени они не могут занимать руководящие должности и совершать коммерческие сделки без разрешения суда. Лица, не убедившие суд в искренности своих намерений погасить долги, признаются банкротами, а кредиторы получают право изъять все имущество должника.
В Испании банкрот обязан постоянно быть доступным для связи с судом. На его имущество накладывается арест, а если обвинение сочтет, что должник может попытаться продать имущество, оно вправе принять решение о помещении его под стражу. Лица, занимающие руководящие должности, автоматически их лишаются.
В США существует единое законодательство, регулирующее вопросы банкротства физических лиц. Лицо, чей не обеспеченный залогом долг не превышает $270 тыс., а обеспеченный — $808 тыс., может подать в суд заявление о банкротстве. Если суд признает должника платежеспособным, долг его реструктурируется и погашается по индивидуальному плану. Если же должник признан неплатежеспособным, часть его долга компенсируется продажей имущества, оставшаяся часть списывается. Но теперь ему не получить никакого кредита. Санкции, применяемые к банкротам, различаются в зависимости от провинции. Например, в провинции Альберта если лицо задолжало сумму более $40 тыс., кредитор вправе потребовать изъятия у должника недвижимости, эквивалентной по стоимости размеру долга. За исключением ряда оговоренных случаев, если у банкрота нет возможности выплатить долг, сумма автоматически списывается по истечении девяти месяцев. Если физическое лицо признает себя банкротом, государство назначает исполнителя, который оценивает имущество и обязательства. При этом домашнее имущество на сумму до 6 тыс. долл. включению в реализуемое имущество не подлежит, равно как и доходы до 300 долл. в неделю. После реализации имущества и не позднее чем в 9-месячный срок человек освобождается практически от всех долгов, за исключением некоторых приоритетных для государства. Можно начинать жизнь с чистого листа! Однако появляется одна проблема: в течение 7 лет кредитный рейтинг настолько низок, что нельзя получишь кредит даже на стиральную машину…. Насколько часто люди в Канаде становятся банкротами? По данным Федерального агентства Канады по банкротству, в 2010 г. таковых было всего 6,7% населения.
Ирина Лагесс Специально для газеты "Антикризисное управление"
Газета "Антикризисное управление", 2013 год
Источник "Антикризисное управление", 2013 год
|
|
|