Банкротство в Республике Беларусь
Банкротство Банкротство, Санация, Ликвидация
 
Антикризисное управление
 Главная О проекте Законодательство Контакты 
  Дефолт Федерального резерва: разве такое возможно?
 
По структуре активов ФРС уподобляется коммерческому банку, причем весьма сомнительному.
В течение всего октября одной из главных тем мировых СМИ был вопрос о дефолте правительства США. Обсуждались всевозможные аспекты проблемы. Что следует понимать под дефолтом правительства? Какова вероятность государственного дефолта? Каковы последствия возможного дефолта американского правительства для США и всего мира? Надолго ли удалось снизить угрозу государственного дефолта США тем компромиссом, который достигнут между демократами и республиканцами 17 октября сего года?

В этой связи иногда затрагивались и смежные вопросы, касающиеся других возможных или уже реальных дефолтов в Америке. Речь идет о дефолтах на уровне городов и муниципалитетов США, о банкротствах банков и корпораций, о неплатежеспособности целых штатов, о кризисе пенсионной системы и других сфер социального обеспечения (невыполнение государством своих социальных обязательств также можно назвать «дефолтом»).

Но вот об одном из возможных дефолтов Америки почему-то этой осенью ничего не было сказано. Речь идет о возможном дефолте Федеральной резервной системы (ФРС), которая, как известно, в Америке выполняет функции центрального банка. Федеральный резерв всегда выносят за скобки любых обсуждений, связанных с дефолтами, кризисами, банкротствами, считая его «бессмертным» и «непотопляемым». Напротив, о ФРС вспоминают как о «кредиторе последней инстанции», то есть чуть ли не как об «ангеле-хранителе», который при желании может сам кого угодно спасти и «оживить». Действительно, почти за сто лет существования ФРС (вплоть до начала нынешнего десятилетия) никто даже не заикался о том, что этот институт может оказаться в таком же положении, в каком не раз оказывались обычные банки, то есть объявить о своем банкротстве.

Скорее, такое происходило не раз с Казначейством. Например, 15 августа 1971 года Казначейство США, которое хранило официальный золотой запас США, прекратило размен долларов на золото для официальных иностранных держателей. «Золотое окошко» американского казначейства, открытое после Второй мировой войны на основании договоренностей, достигнутых на международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе в 1944 году, навсегда захлопнулось. Объяснение Вашингтона было простым: у Казначейства, мол, осталось мало золота. Золота на тот момент было достаточно – около 8500 тонн, но у хозяев ФРС уже созрели планы перейти от золотодолларового стандарта к системе бумажного доллара. Как бы то ни было, в экономической литературе событие 15 августа 1971 года часто именуют дефолтом американского Казначейства.

После завершения финансового кризиса в деятельности ФРС произошли серьезные изменения, которые заставляют усомниться в том, что эта организация действительно «бессмертна». Прежде всего потому, что может резко (и даже катастрофически резко) упасть спрос на продукцию «печатного станка» ФРС. Иначе говоря, нынешняя мировая нефтедолларовая система трещит по швам, и Федеральный резерв может оказаться не у дел. Эту тему я не буду развивать, поскольку о кризисе американского доллара сегодня не пишет и не говорит только ленивый.


«Количественные смягчения», или превращение ФРС в заурядный коммерческий банк

Речь идет о том, что даже в условиях сохранения долларовой системы Федеральный резерв может оказаться банкротом в банальном, буквальном смысле этого слова. И связано это с программами так называемых количественных смягчений, которые были запущены ФРС в 2010 году и суть которых сводится к интенсивному накачиванию экономики продукцией «печатного станка». Официально заявляемая цель программ – преодоление последствий финансового кризиса, особенно снижение уровня безработицы, который в отдельные месяцы, даже согласно официальным данным, достигал планки в 10%. С сентября 2012 года действует третья программа количественных смягчений (КС), которая предусматривает выпуск в обращение 85 миллиардов долларов в месяц посредством покупки на финансовом рынке ценных бумаг. Речь идет об облигациях Казначейства США (сумма покупки определена в 45 миллиардов долларов) и ипотечных бумаг на 40 миллиардов долларов. Бумаги приобретаются на вторичном рынке, то есть покупаются у американских банков и других финансовых организаций. Если казначейские бумаги до сих пор имеют самые высокие рейтинги, то ипотечные бумаги часто называют «мусорными». Фактически ФРС своей программой «количественных смягчений» помогает отнюдь не реальному сектору экономики и американцам, ищущим работу, а все тем же банкам, которые получили гигантские вливания от правительства и ФРС в период финансового кризиса.

Так вот, спасая тонущие банки Уолл-стрит, Федеральный резерв сам может оказаться в положении утопающего. По той причине, что баланс ФРС оказывается сильно приукрашенным: «мусорные» ипотечные бумаги имеют завышенную оценку, которая сильно отличается от рыночной. При попытке Федерального резерва продать эти активы обман выявится в виде реально ощутимых убытков. Пожалуй, на это обратили внимание лишь информационное агентство «Блумберг» и известный американский общественный деятель Линдон Ларуш.

26 февраля 2013 года агентство «Блумберг» сообщило, что его исследовательская служба заказала у MSCI стресс-тест Федеральной резервной системы – у той самой компании, которая по заказам ФРС испытывает на прочность 19 крупнейших американских банков. Применив те же критерии, что и для банков, MSCI установила, что при неблагоприятном сценарии выхода из «количественного смягчения» потери активов ФРС (составлявших на начало 2013 года 3 триллиона долларов балансовой стоимости по сравнению с 869 миллиардами на август 2007 года) при рыночной переоценке активов составят 547 миллиардов долларов. Даже при самом благоприятном развитии событий потери составят, по оценкам компании, 216 миллиардов долларов. «Блумберг» констатировал потенциальные потери, невиданные за столетнюю историю ФРС. От себя добавлю, что ФРС из некогда солидного «кредитора последней инстанции» сегодня по структуре своих активов уподобляется коммерческому банку, причем весьма сомнительному.

Федеральный резерв еще до этого просчитывал возможные убытки выхода из программы КС, но его оценки были равны лишь 120 миллиардам долларов. Специалисты, которые изучали оценки исследования, подготовленного для агентства «Блумберг», полагают, что в них не учтены все возможные убытки Федерального резерва, которые у него могут возникнуть в результате реализации программ КС. Дело в том, что еще до начала третьей программы Федеральный резерв проводил такую операцию по «смягчению», которая называлась «Тwist». В рамках этой операции проводился обмен находившихся на балансах банков долгосрочных казначейских бумаг на краткосрочные казначейские бумаги из портфеля ФРС. Это также была помощь со стороны Федерального резерва банкам, которая для «кредитора последней инстанции» может обернуться убытками. Эксперты предсказывают, что прекращение программы КС приведет к падению котировок на долгосрочные бумаги.


Реакция на информацию агентства «Блумберг»

Как бы то ни было, но указанные скрытые убытки ФРС значительно превышают сегодняшние официально заявляемые прибыли Федерального резерва. Отметим, что прибыль ФРС за 2012 года была рекордной за последние годы и составила 91 миллиард долларов (в 2011 году она была равной 79,3 миллиарда долларов). Это заметно меньше, чем скрытые убытки, рассчитанные самим Федеральным резервом; в 2,4 раза меньше минимальной оценки компании MSCI; в 6 раз меньше максимальной оценки той же компании. Ну что же, скажет защитник Федерального резерва, ничего страшного. Ведь у ФРС такие солидные акционеры, которые сформировали уставной капитал этой организации. За счет акционерного капитала можно и покрыть «выплывшие» на поверхность убытки. Но – увы! Уставной капитал ФРС составляет около 55 миллиардов долларов. Это лишь «ведро воды», а для «тушения пожара» (спасения Федерального резерва) может потребоваться целая «бочка». А за счет иных собственных средств акционеры ФРС вряд ли будут спасать свое детище. Акционеры ФРС – хозяева банков Уолл-стрит и Лондонского Сити, а эти банки сами сегодня испытывают не лучшие времена. Так что лишних денег на спасение «кредитора последней инстанции» у них не будет.

Сообщение агентства «Блумберг» достаточно сильно взволновало некоторых «народных избранников» на Капитолийском холме. Ведь оказывается, что в обозримом будущем федеральный бюджет США может лишиться ежегодных, уже ставших привычными, «вливаний» прибыли Федерального резерва. В среднем за последние годы это около 70-75 миллиардов долларов. Напомним, что в бюджет перечисляется вся прибыль ФРС, за исключением тех сумм, которые идут на выплату премий сотрудникам этой организации, и дивидендов банкам-акционерам по фиксированной ставке 6%. Некоторые из сенаторов и конгрессменов даже обратились за комментариями по поводу информации агентства «Блумберг» к председателю ФРС Бену Бернанке, но, как и следовало ожидать, вразумительного ответа не получили.

На информацию «Блумберга» быстро прореагировал постоянный оппонент Федерального резерва Линдон Ларуш. Учрежденный и руководимый им Комитет политических действий (КПД) в марте сего года в своем пресс-релизе заявил: «До ФРС, уолл-стритовской тусовки и их лондонских старших партнеров, наконец, дошло, что ФРС «поплыла». Учитывая сложившуюся ситуацию и полагая, что Федеральный резерв входит в фазу агонии, КПД Ларуша выдвинул лозунг создания Национального банка Соединенных Штатов Америки, который бы был подчинен государству и действовал строго в соответствии с Конституцией, которая, как известно, предусматривает, что полномочия по выпуску денег принадлежат Конгрессу США.


«Юбиляр» долго не проживет

Я бы не стал возвращаться к событиям февраля-марта 2013 года, если бы не те цифры, которые я увидел на сайте Федерального резерва на днях. За 8 месяцев валюта баланса ФРС выросла еще на 800 миллиардов долларов, достигнув на начало ноября 2013 года величины 3,8 триллиона долларов. Данные об изменении активов ФРС за последний год приведены ниже.



Из приведенных данных видно, что покупки ипотечных бумаг Федеральным резервом росли даже быстрее, чем это запланировано программой КС. В расчете на месяц прирост этих «мусорных» бумаг составил в среднем 45 миллиардов долларов, а прирост казначейских бумаг – немного менее 40 миллиардов долларов. Таким образом, Федеральный резерв тихой сапой внес коррективы в программу КС в пользу «мусорных бумаг». В результате их доля в активах ФРС за год выросла с 30,6 до 36,6%. Что это означает? Дальнейшее ухудшение баланса Федерального резерва, наращивание скрытых убытков. Впору «Блумбергу» заказывать новый стресс-тест Федерального резерва. Есть предчувствие, что ФРС ненамного переживет свой столетний юбилей. Кстати, не исключено, что именно из-за опасений банкротства ФРС совет управляющих этой организации передумал сворачивать программу КС. Федеральный резерв напоминает самолет, который уже долгое время парит в воздухе, но не может найти аэродром и не знает, как приземлиться.



В.Ю. Катасонов,
проф., д. э. н., председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова



"KM.RU", 14 ноября 2013 года




Источник "KM.RU", 14 ноября 2013 года
 
поиск по сайту
 
  Наш альянс:
 
 
Банкротство
Информационно-аналитический ресурс "Банкротство в Республике Беларусь"
(www.bankrot.by)
 
антикризисное управление
 
© bankrot.by / Банкротство в Республике Беларусь
адрес: Республика Беларусь, 220012, г. Минск, а/я 1
тел.: +375 (29) 650-05-70 (velcom), e-mail: gv@trust.by
Design by Normality studio