Банкротство в Республике Беларусь
Банкротство Банкротство, Санация, Ликвидация
 
Антикризисное управление
 Главная О проекте Законодательство Контакты 
  Через «дыры» в законах капитал уходит к мошенникам
 
За последние два года органами прокуратуры, внутренних дел, финансовых расследований и налоговыми инспекциями пресечена деятельность более 600 фирм-"однодневок". На их счетах арестовано и обращено в доход государства денежных средств в сумме 3,2 миллиарда рублей, 312 тысяч долларов США, применены экономические санкции в сумме 56,2 миллиарда рублей, возбуждено 129 уголовных дел.
Предлагая читателю настоящий материал, надеемся, что он поможет руководителям предприятий извлечь печальный опыт других, не стать объектом мошенничества, избежать потери финансовых средств и уголовной ответственности. Корыстные преступления лжепредпринимателей наполнены драматичностью и художественностью замыслов, глубоким знанием законодательства и его слабых сторон. Надо отдать должное мошенникам:
это, как правило, грамотные, хорошо информированные исполнители, которые опережают государство и его институты, активно внедряются в свободные рыночные ниши, умеют извлекать сверхприбыли, уклониться от уплаты налогов, либо через финансовые игры прирастить первоначальный капитал.
За короткое время лжепредпринимательство прошло путь от финансовых структур, привлекающих средства населения, организации услуг по строительству и приобретению
жилья, трудоустройства за рубежом, сетевого маркетинга, предложений работы на дому, незаконных лотерей до очень хитроумных, изощренных финансово-хозяйственных схем мошенничества и теневого бизнеса.
Казалось бы, переболев "пирамидами" и заработав собственный иммунитет, граждане и должностные лица должны были научиться защищаться от мошенников. Однако материалы вскрытых экономических преступлений свидетельствуют о другом. Спрос на услуги лжепредпринимательских структур продолжает оставаться. С их участием совершаются такие противоправные действия, как уход от налогообложения и уплаты таможенных платежей, перевод за границу денежных средств, сокрытие безлицензионной деятельности, перемещение контрабанды, получение ссуд, кредитов, конвертация денежных средств, скупка ценных бумаг (векселей, депозитных сертификатов, акций, чеков "Имущество"), извлечение иной имущественной выгоды.
В погоне за "вашингтончиками" наиболее распространены следующие случаи создания лжепредпринимательских структур. В основном, предприятия создаются и регистрируются злоумышленниками на подставных лиц, как правило, малоимущих, безработных, злоупотребляющих спиртными напитками, которым обещается соответствующее вознаграждение или даже работа на этом предприятии. Регистрация осуществляется по юридическим адресам, указанным в гарантийных письмах, хотя впоследствии от заключения договоров аренды помещений они уклоняются. После создания и регистрации предприятия все документы у таких горе-учредителей изымаются злоумышленниками, которые в дальнейшем действуют от имени созданного предприятия. Поиск их крайне затрудняется, так как "подставное" лицо о них ничего не знает, кроме имен, которыми они ему представлялись.
Нередко злоумышленниками используется предприятие, созданное и действующее в установленном порядке, но находящееся в тяжелом экономическом положении. Завладение чужим имуществом совершается от имени юридических лиц, зарегистрированных без каких-либо нарушений, они получают его по договорам без явно видимых правонарушений. Для этого мошенниками у прежних владельцев незаконно скупаются регистрационные документы (свидетельство о регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, устав, учредительный договор, свидетельство (справка) о присвоении учетного номера налогоплательщика), либо печати, иные документы (лицензии, доверенности, электронные ключи доступа к расчетному счету и т.д.) и далее предприятие действует уже как лжепредпринимательская структура.
Ряд коммерческих структур создается для осуществления незаконной предпринимательской деятельности самим лжепредпринимателем и для одновременного прикрытия незаконной деятельности других субъектов хозяйствования. При этом за первыми стоит финансовый капитал, который преумножается за счет игры на курсах валют, на заключении бестоварных контрактов, на получении продукции без предоплаты.
Ведущие реальную предпринимательскую деятельность, субъекты хозяйствования обращаются к услугам лжепредпринимательских структур для незаконного выведения доходов предприятий из оборота и личного обогащения, легализации товарно-материальных ценностей, сокрытия истинного размера получаемой валютной выручки, завышения затрат предприятия с целью уменьшения налогооблагаемой базы и, соответственно, сокрытия доходов от налогообложения. На рынках и в пунктах розничной торговли субъекты предпринимательской деятельности, реализующие за наличный расчет товары (услуги) без отражения в бухгалтерском учете, передают часть выручки лжепредпринимательской структуре под приобретение товаров за безналичный расчет.
Умышленное невыполнение покупателями, заемщиками своих обязательств перед поставщиками, кредиторами стало приближаться к "норме" взаимоотношений между субъектами хозяйствования, кредитными организациями и индивидуальными предпринимателями.
Законодателем в статье 234 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее - УК) лжепредпринимательство определяется как создание юридического лица без намерения осуществлять уставную деятельность в целях получения ссуд. кредитов, либо для прикрытия запрещенной деятельности, либо для сокрытия, занижения прибыли. доходов или других объектов налогообложения, либо для извлечения иной имущественной выгоды, повлекшее причинение ущерба в крупном размере (величина в 250 и более, превышающая базовую). Наказывается штрафом или лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок.
Исходя из буквы упомянутой статьи для ответственности за лжепредпринимательство не имеет значения, кому причинен ущерб: физическому или юридическому лицу, либо государству. Если ущерб меньше указанной величины, то по этой статье лицо к ответственности не привлекается, возможно, его действия будут квалифицированы как уклонение от уплаты налогов (статья 243 УК), как завладение денежными средствами, имуществом (статья 209 УК, мошенничество), или как деятельность, осуществляемая без государственной регистрации либо без специального разрешения (лицензии), которая преследуется статьей 233 УК (незаконная предпринимательская деятельность).
Правоприменительная практика свидетельствует о слабости статьи 234 УК Республики Беларусь, потому что привлечь "подставное" лицо к уголовной ответственности бывает невозможно, так как не его действиями причинен ущерб, а также трудностью сбора доказательства того, что оно знало о создании фиктивного юридического лица, не имело намерения осуществлять уставную деятельность, преследовало корыстные интересы и предвидело наступление последствий именно в виде ущерба в крупном размере.
Лицо (орган), регистрирующее предприятие, в последующем не имеет отношения к его деятельности и, соответственно, своими действиями не причиняет ущерб. Напротив, лица, заинтересованные в существовании лжепредприятия, не являются участниками регистрации.
Следственным отделом Управления Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля (далее - УДФР КГК) по Гомельской области в отношении Б. возбуждено уголовное дело по статье 234 УК Республики Беларусь (лжепредпринимательство). В феврале 2001 года с целью уклонения от налогов и извлечения выгоды материального характера он создал ОДО "Кунар", выступив ее учредителем и директором, а впоследствии назначив на должность директора Ч. До января 2002 года они осуществляли деятельность от имени общества, предоставляя в налоговую инспекцию заведомо недостоверные сведения о размере объекта налогообложения и причинили ущерб государству в сумме 67,7 миллиона рублей. В ходе следствия в их действиях кроме лжепредпринимательства усмотрен также состав преступления как уклонение от уплаты налогов (статья 243 УК), а в отношении Ч. и разбой (статья 207 УК). Судом признаны виновными и осуждены соответственно к 4 и 6,5 годам лишения свободы.
Прокуратурой города Минска в суд Фрунзенского района города Минска 23 декабря 2002 года направлено уголовное дело (статья 234 УК (лжепредпринимательство) в отношении X., который, совместно с неустановленным следствием лицом, без намерения осуществлять уставную деятельность в целях сокрытия, занижения прибыли, выступив в качестве учредителя, создал торговое частное унитарное предприятие "Эрфурт", назначил себя на должность директора и главного бухгалтера и допустил неуплату налогов в сумме 63,1 миллиона рублей. Приговором суда X. признан виновным и ему назначено наказание в виде 6 месяцев ареста, прокуратурой города Минска направляется в суд иск о возмещении ущерба.
Прокуратурой города Минска 19 декабря 2002 года в отношении неустановленных лиц, создавших УП "Т" (г. Минск) и занимавшихся от имени указанного предприятия неуставной и незаконной предпринимательской деятельностью, сопряженной с сокрытием объектов налогообложения и извлечением иной имущественной выгоды, возбуждено уголовное дело по статье 234 УК Республики Беларусь (лжепредпринимательство). В августе прошлого года это предприятие получило груз фольги. Оплата таможенных платежей за него произведена на основании договоров поручения другими коммерческими структурами. Однако по данным налоговых органов УП "Т" не осуществляло хозяйственной деятельности и не представляло расчетов по налогам.
Прокуратурой Гродненской области с участием УДФР КГК по Гродненской области проведена проверка в отношении должностных лиц 000 "Т" (г. Москва), которые с целью уклонения от уплаты налогов с ноября 2001 года по май 2002 года реализовывали на ОАО "М" сырье для производства мебели, приобретенные у
белорусских производителей. В ходе предварительной проверки установлено, что общество по юридическому адресу не располагается, о финансово-хозяйственной деятельности в налоговом органе не отчитывается, телефоны принадлежат сторонним организациям. В отношении должностных лиц общества возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 233, части 1 статьи 243 и части 1 статьи 216 УК.
Проведенные оперативно-розыскные мероприятия позволили вскрыть механизм противоправной деятельности на территории республики с участием финансовых компаний и фирм-"однодневок", зарегистрированных в оффшорных и особых экономических зонах, осуществляющих теневые финансовые операции с использованием счетов типа "Т" (текущие счета нерезидентов РБ) в белорусских банках. По результатам проверки ряда юридических лиц, зарегистрированных в ЦМБ "Ингушетия", налоговые органы изъяли в бюджет 28,7 миллиона рублей, а Национальный банк запретил осуществление расчетов с субъектами хозяйствования, зарегистрированными в таких зонах без его разрешения.
Одним из условий, способствующих осуществлению незаконной финансовой деятельности, является возможность открытия коммерческими организациями расчетных счетов в банковских учреждениях не по месту их регистрации и постановки на налоговый учет, порой по дубликатам извещений о присвоении учетного номера налогоплательщика. Имели место факты регистрации субъектов предпринимательской деятельности, учредителями которых являлись юридические лица Российской Федерации, которые у себя не состояли на налоговом учете, либо не осуществляли хозяйственную деятельность длительное время.
Как правило, такие фирмы начинают выполнять на территории республики функции комиссионеров в рамках договоров комиссии и только встречные проверки у комитентов показывают, что по юридическому адресу они не находятся, документации не имеется, должностные лица и учредители неведомо, где пребывают. То есть имеет место реализация через комиссионера контрабандного товара с поступлением выручки на счет комитента, за которым стоят мошенники. Под налогообложение в данной ситуации подпадает только комиссионное вознаграждение комиссионера.
Во многих налоговых инспекциях созданы комиссии по оценке возможности регистрации юридических лиц. В частности, после заседаний в инспекциях МНС по районам г. Минска указанных комиссий в прошлом году не представили дополнительно требуемых документов (договор аренды, гарантийные письма, подтверждение подписей в учредительных документах и в паспортах и т.д.) и не явились за получением дубликата УНН для открытия расчетных счетов в банковских учреждениях 33 субъекта хозяйствования.
На базе инспекции МНС по г. Минску ныне создается специальный реестр лжепредпринимательских структур и физических лиц - учредителей субъектов хозяйствования, которые уличались в осуществлении незаконной предпринимательской деятельности и в нарушении законодательства о налогах. В него уже попало свыше 1,5 тысячи субъектов хозяйствования.
Чтобы избежать ошибок при заключении сделок и не очутиться в ситуации известной басни о вороне с сыром, желательно выполнять хотя бы следующие рекомендации:
навести справки о деловой репутации клиента, его платежеспособности;
требовать от контрагентов предоставления свидетельств о регистрации, лицензии, указания точного почтового, юридического и фактического места нахождения предприятия;
следить за публикациями о ликвидации субъектов хозяйствования, так как у многих сохранились печати, бланки документов, что не исключает использование их при заключении сделок;
убедиться, полномочными ли лицами заключается договор, для чего ознакомиться с уставом, положением, доверенностью, паспортом;
тщательно изучить законодательство, особенно национальные коллизионные нормы, международные соглашения (конвенции);
во избежание фальсификации отдельных страниц договора проставлять оттиски гербовых печатей и подписи лиц, заключающих договор, на всех его страницах;
в заключаемом договоре лучше указать, что он оформлен на территории республики и предусмотреть рассмотрение споров по законодательству Республики Беларусь;
определять базисные условия поставки, из которых предпочтение отдавать предоплате;
не допускать случаев заключения договоров путем обмена письмами, телефонограммами, ксерокопиями договоров и т.д.
Изложенное выше дает основание утверждать, что в статье 234 УК следовало бы предусмотреть ответственность за передачу учредителем, должностным лицом юридического лица, индивидуальным предпринимателем третьим лицам регистрационных документов, а также гражданами своих документов, удостоверяющих личность, ответственность за их использование. Учитывая корыстный характер лжепредпринимателей и их пособников, представляется обоснованным дополнение статьи наказанием в виде конфискации имущества.
Для устранения причин возникновения лжепредпринимательских структур необходимы также практические шаги по. унификации таможенного и налогового законодательства с Российской Федерацией, совершенствование внутреннего налогового законодательства, создание равных условий хозяйствования для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сокращение лицензируемых видов деятельности, снижение документооборота. Считал бы необходимым законодательно закрепить, что при постановке на налоговый учет на должностных лиц и учредителей в обязательном порядке должны заводиться личные карточки (с фотографиями), позволяющие впоследствии однозначно идентифицировать личности, в которых предусматривать расписку о предупреждении об уголовной ответственности за регистрацию лжепредпринимательской деятельности предприятия.

Источник «Вестник ВХС», № 4
 
поиск по сайту
 
  Наш альянс:
 
 
Банкротство
Информационно-аналитический ресурс "Банкротство в Республике Беларусь"
(www.bankrot.by)
 
антикризисное управление
 
© bankrot.by / Банкротство в Республике Беларусь
адрес: Республика Беларусь, 220012, г. Минск, а/я 1
тел.: +375 (29) 650-05-70 (velcom), e-mail: gv@trust.by
Design by Normality studio