|
Осенний марафон продолжается |
|
Осень этого года для крупнейших автомейкеpoв стала временем подведения итогов за последние несколько лет. В автобизнесе наблюдается спад - многие крупные корпорации отметили снижение продаж, лишь единицы укрепили свои позиции, оставляя за собой мировое лидерство. Бурная неделя События прошлой недели говорят о том, что мировая автомобильная война не окончена. Наоборот, наступило самое оживленное время для передела рынка, когда компании объединяются и перепродаются. Самым шумным событием стало банкротство южнокорейской компании Daewoo Motor. Ее руководство официально заявило об этом в среду 8 ноября. К этому времени стали известны потенциальные покупатели, переговоры с которыми, очевидно, велись задолго до этой даты, - это General Motors и Ford. Любопытно, что совет директоров Daewoo до сих пор ведет ожесточенный спор с Корейским банком развития о том, кто станет ее будущим собственником. Корейский банк как основной кредитор этой разорившейся компании настаивает на том, чтобы предпочесть General Motors, a совет директоров Daewoo склоняет свой выбор в пользу Ford. Ситуация предельно проста- Ford предложил больше: 6,9 млрд долларов США. Цена заставляет задуматься, так как GM обозначил разумный для себя предел в 5 млрд долларов. Позиция Корейского банка выглядит более дальновидной - он предпочитает GM, поступаясь миллиардом долларов. Все очень просто: General Motors имеет давнюю хорошую репутацию работы с известными автомейкерами. Ей принадлежат такие европейские как Ореl/Vauxhall Saab. Сегодня она вступила в альянс с компаниями Fiat и Renault. Кроме того, GM - это единственная на сегодняшний день компания, располагающая глобальной структурой производства и сбыта, куда входят Азия и Восточная Европа. В этот же день, 8 ноября, японская Honda заявила о своих убытках, связанных с колебаниями валютных курсов. Ее чистая прибыль упала к 30 сентября на 10,6 % по сравнению с этим же месяцем прошлого года. К концу года ожидается снижение чистой прибыли на 13,5 %. Это связано с тем, что до 70 % всех продаж Honda осуществляет на внешних рынках, причиной такого спада стала слабость евро на фоне сильной по отношению к доллару США йены. Общий спад объемов продаж декларируют и другие крупные автомобильные корпорации, в первую очередь американские. Ford потерял больше 10% от общего объема продаж на внутреннем рынке за год по данным на конец сентября. Западная Европа также отмечает понижение спроса на отдельные модели и легковые автомобили в целом. Аналитики связывают это с топливными проблемами, однако основными причинами нестабильности продаж остаются структурный кризис автобизнеса и колебания валютных курсов за последние полгода. Чего ожидать? Судьбу компании Honda разделят и другие японские автомейкеры, привязанные к европейскому и американскому рынкам. Американцы же, по прогнозам Automotive Europe News, будут по-прежнему наблюдать спад продаж на внутреннем рынке из-за невыгодного для них сочетания: сильная по отношению к доллару США японская йена и слабая евро. Это положение вряд ли изменится, даже несмотря на недавний реванш, который евро брала на биржах на фоне американского предвыборного бума и снижения индекса Доу Джонса. После выборов, скорее всего, все вернется к прежним рубежам, даже с большими потерями для евро. С другой стороны, системный кризис вынудит крупнейших автомейкеров серьезно пересмотреть структуру инвестиций, производства и сбыта. И, конечно же, в корне изменить предложение, ориентируясь на новые популярные модели. Нет худа без добра Хорошие результаты есть даже в этой ситуации, что и продемонстрировала Opel/ Vauxhall. Эта компания повысила объемы продаж на внешних рынках - в Европе и Азии, в первую очередь, за счет гибкой политики. Когда стало ясно, что дизельные автомобили, такие как Vectra. будут пользоваться меньшим спросом в Западной Европе, чем бензиновые, Opel изменил структуру предложения: на рынке появились бензиновые малолитражки Corsa и быстро ставшая популярной Zafira. Эти модели целиком отвечают современным требованиям к городскому автомобилю. Они вместительны, но малогабаритны и экономны. Расчет оказался верным. К началу ноября компания имеет стабильный уровень продаж на внешних рынках. 150800 единиц модели Zafira проданы в Западной Европе с начала этого года, причем объем продаж этой модели вырос примерно на 40%. С одной стороны, Opel под патронажем General Motors быстро реагирует на требования времени, с другой-эта компания застрахована от финансовых потрясений и смело продает свои автомобили по низкой цене. А она действительно упала вместе с падением курса немецкой марки, связанной с евро. Шансы Opel стать самым продаваемым автомобилем довольно велики. Это особенно касается Восточной Европы, где продаются немецкие машины. Поданным ноября цены на них упали на 17-20 % по сравнению с прошлым годом. И. что интересно, больше всего это коснулось белорусского рынка.
Источник «Белорусский рынок», осень 2000 г.
|
|
|