|
Итоги спасения General Motors |
|
История о предотвращении большой экономической беды. Фото: Getty Images/fotobank.ua/Анна Наконечная
На прошлой неделе власти США завершили программу взятия на поруки General Motors – крупнейшей автомобилестроительной компании страны. Не смотря на финансовые потери программы, которые составили $10,5 млрд, этот проект власти США представили как грандиозную победу над угрожавшей стране «второй Великой депрессией».
В понедельник министерство финансов объявило о «закрытии важной главы в истории государства» – продаже 31,1 млн акций General Motors. Это были последние 2% из выкупленного правительством 60-процентного пакета.
«Когда все выглядело в темных тонах в нашей самой иконной индустрии, мы сделали верную ставку на наши сильные стороны: изобретательность, восстанавливающую силы гордость, трудолюбивых мужчин и женщин, делающих нашу страну крепкой. Сегодня эта ставка выплачена. Американская автоиндустрия возродилась», – сказано в заявлении президента США Барака Обамы.
Поэтапная продажа акций позволила вернуть лишь 39 из $49,5 млрд средств налогоплательщиков, выделенных на спасение General Motors. Не смотря на это министр финансов США Джек Лью заявил, что в итоге проект завершился удачно, т.к. «бездействие лишило бы экономику более миллиона рабочих мест, население потеряло бы миллиарды личных сбережений, а в производстве возник бы существенный спад».
Мичиганский Центр автомобильных исследований (CAR), опубликовал соответствующие цифры по этому поводу:
1,88 млн рабочих мест в 2009-2010 годах пропали бы вследствие обычного банкротства General Motors.
4,15 млн рабочих мест в 2009-2010 годах исчезло бы, если бы General Motors пошел ко дну с еще одним проблемным автогигантом Chrysler.
$39,4 млрд потеряли бы федеральные и местные власти вследствие сокращения налогов и выплат пособий по безработице после потопления General Motors.
$105,3 млрд потеряли бы федеральные и местные власти вследствие коллапса всей автоиндустрии США. Риск такого коллапса был: если бы власти дали утонуть одному автогиганту, он потащил бы за собой на дно поставщиков запчастей и множество сопутствующих бизнесов, тесно связанных с Chrysler и другими автопроизводителями.
$284,4 млрд личных накоплений в 2009-2010 годах пришлось бы снять с банковских счетов и извлечь из-под подушек рядовым гражданам для компенсации ущерба из-за потери заработка.
Положительный эффект измерялся не только в деньгах. Быстрый выход правительства из капитала General Motors был необходим для репутации американского автопрома – корпорацию начали клеймить презрительным эпитетом «государственные моторы», что угрожало отразиться на объемах продаж.
Расчеты CAR свелись в оптимистический вывод – в результате взятия на поруки General Motors экономика получила 768-процентную окупаемость инвестиций.
«Эта мирная интервенция правительства США в частный сектор запомнится как одна из самых успешных интервенций в экономической истории», – написал автор исследования CAR Шон МакАлинден.
Решение спасать частные корпорации за бюджетные деньги создавало множество противоречий. Критики доказывали, что ослабевшим автогигантам нужно было дать умереть естественной смертью, чтобы на их месте выросли сильные конкурентоспособные производства.
Чтобы подчеркнуть то, что корпорация омолодилась и оздоровилась, ей сменили лидера. Вчера 65-летний глава General Motors Тим Солсо сообщил о досрочном уходе, обосновав это решение тем, что у его жены обнаружили позднюю стадию рака. Новым лицом компании впервые стала женщина – 51-летняя Мэри Барра, отвечающая в автоконцерне за разработку глобальных продуктов, закупки и поставки.
General Motors сообщила о наличии $26,8-миллиардных запасов наличности и прибыли, составившей за 9 месяцев 2013 года $4,3 млрд.
Если бы государство не вмешалось, стандартная «затяжная и беспорядочная» процедура банкротства могла погубить производство автогиганта, объемы долгов которого составляли $172 млрд при заявленных активах в размере $82 млрд. Правительство быстро «срезало» этот долговой груз, в ущерб держателям облигаций.
С другой стороны, с позиции инвестора, когда правительство забирает корпорацию и отказывается выплачивать ее долги, ситуация выглядит неоднозначно.
«Те, кто называет взятие на поруки успехом, всегда начинают с декларации: «Если бы правительство не вмешалось… тогда GM и Chrysler погрузились бы в пучину банкротства». Однако банкротство не равняется разрушению бизнеса. Процедура банкротства авиакомпании American Airlines не мешает ее самолетам летать по небу. В истории с GM мы имеем миллионы мифических «спасенных» рабочих мест против реальных миллиардных не возмещенных убытков», – рассуждает инвестиционный банкир Кэрол Рот.
По ее словам, правительство не должно выбирать в экономике победителей и проигравших, давая одним бюджетные средства, а других оставляя без поддержки. Власти не должны ставить интересы отдельных групп над интересами других, перечисляя отдельным профсоюзам средства налогоплательщиков. Когда это происходит, экономика в целом проигрывает.
В свою очередь, правительство указывает, что даже по расходам и возвратам налогоплательщики на данный момент в плюсе, если целиком рассматривать программу TARP, в рамках которой бюджетные деньги выделялись еще и кредитным организациям. Всего казначейство США потратило $421,8 млрд на спасение автомобилестроительных и финансовых организаций. За прошедшие с тех пор пять лет в бюджет вернулось $432,7 млрд, или на 2,5% больше.
По утверждению властей США, полностью восстановили силы и другие два гиганта из «большой тройки» американских автоконцернов. Ford справился с трудностями своими силами, а Chrysler находился на поруках у правительства до 2011 года. На его спасение было потрачено $12,5 млрд бюджетных денег, из которых вернуть удалось на $1,3 млрд меньше.
Стали ли американские финансовые компании от этого сильнее, чем были до кризиса – пока рано говорить. В оценках ошибаются и самые авторитетные рейтинговые агентства. Сентябрь 2008 года показал, что даже у крупнейших инвестбанков кредитный рейтинг может падать с наивысшего уровня до минимального за считанные часы, а связанные с этими банками многомиллиардные хедж-фонды могут оказаться обычными финансовыми пирамидами.
"Forbes Украина", 11 декабря 2013 года
Источник "Forbes Украина", 11 декабря 2013 года
|
|
|