Банкротство в Республике Беларусь
Банкротство Банкротство, Санация, Ликвидация
 
Антикризисное управление
 Главная О проекте Законодательство Контакты 
  Туркменистан: Ликвидация предприятия вследствие несостоятельности (банкротства)
 
Ликвидация предприятия вследствие несостоятельности (банкротства).
Основанием признания судом предприятия банкротом либо объявления им о своем банкротстве, а также порядок ликвидации такого предприятия устанавливаются Законом Туркменистана «О банкротстве» (далее — Закон о банкротстве), который определяет условия и порядок объявления субъектов, занимающихся предпринимательской и иной хозяйственной деятельностью, банкротами. А также регулирует их имущественное положение. Закон стоит на страже интересов и должников, и кредиторов. Например, если проведение мероприятий по санации предприятия экономически нецелесообразно, то в соответствии с настоящим Законом можно добровольно признать себя экономически несостоятельным. Иногда происходит принудительная ликвидация предприятия. Конечно, все эти действия подтверждает хозяйственный суд Туркменистана. Кстати, дела о банкротстве рассматриваются судом по месту нахождения должника. Ст. 6 Закона о банкротстве констатирует, что производство по таким делам регулируется также нормами гражданского и хозяйственно-процессуального законодательства.

Но что понимается в республике под банкротством? Как и в других странах, это устойчивая неспособность субъекта хозяйствования удовлетворить требования своих кредиторов и выполнить обязательства перед бюджетом. И тогда приостанавливаются текущие платежи, и происходят другие не очень приятные вещи… А ничего другого и не остается, если кредиторы (физические или юридические лица, или бюджет) предъявляют материальные или имущественные претензии. От сумы, говорят, никто не застрахован — несостоятельным должником может стать и физическое, и юридическое лицо, независимо от формы собственности. Недостаток платежных средств — и вы, батенька, банкрот! В установленном Законом о банкротстве порядке хозяйственный суд, повторяем, признает субъекта хозяйствования несостоятельным должником.

Скажем несколько слов об одном законодательном документе, согласно которому в Туркменистане признается и охраняется право собственности, гарантируются неприкосновенность, равная защита и одинаковые условия для развития всех видов и форм собственности. Это Закон о собственности (а также Конституция и некоторые другие законодательные акты). Право собственности возникает в результате хозяйственной деятельности, приобретения объекта собственности или иным способом, не противоречащим законодательству Туркменистана. Источниками собственности могут быть различные материальные и нематериальные активы (недвижимость, земля, ценные бумаги, патенты, лицензии, авторские права и др.). Субъектами собственности выступают физические и юридические лица и государство — то есть собственность бывает государственная и частная.

Кстати, государство в полной мере гарантирует субъекту возмещение убытков в соответствии с действующим законодательством. И если, например, в стране принят тот или иной документ о прекращении права собственности, то в полной мере покрываются убытки, возникшие вследствие тех иных обстоятельств. И еще: Меджлис Туркменистана может признать недействительным законодательный акт (изданный государственным или иным органом республики), если тот направлен на притеснение собственника. А последний, в случае нарушения его прав, может обжаловать действия должностных лиц и соответствующих органов в судебном порядке. Да и вообще суд осуществляет его защиту.

Но при этом никто не снимает с должника имущественную ответственность, если он в долгах перед кредиторами и государством. Данная норма закреплена в ст. 4 Закона о банкротстве. Имущественная ответственность должника распространяется на все его имущество, которое принадлежит ему на правах собственности либо полного хозяйственного ведения. Исключением является лишь арендованное имущество.

Такой же ответственности подлежат и физические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность с созданием юридического лица (то есть ставшие также собственниками) — но кроме имущества предприятия, они рискуют расстаться и с личным имуществом. А если имущества недостаточно? В таких случаях порядок и размеры возмещения устанавливаются законодательством. Суд же определяет и имущество, на которое не может быть обращено взыскание. От имущественной ответственности по обязательствам нанимателя – должника освобождаются лица, работающие по найму — договору либо контракту.

Подразумевается в законе о банкротстве и уголовная ответственность — за умышленные действия, вследствие которых наступило банкротство (об этом говорится в ст. 5).

В Туркменистане применяются, как правило, несудебные процедуры, реорганизационные, ликвидационные и мировое соглашение. Так, реорганизационные процедуры состоят из административного управления имуществом экономически несостоятельного должника или санации. Ликвидационные включают добровольную ликвидацию предприятия — под контролем кредиторов; принудительные процедуры осуществляются по решению хозяйственного суда.

Второй раздел Закона о банкротстве регулирует отношения должника и кредитора по принципам несудебных процедур. Другими словами, если они договорятся о возмещении убытков и возврате долгов, то заявление о банкротстве можно в суд не подавать. Переговоры, «круглый стол»… Но договоренность достигается при одном условии — что кредиторов должно быть не менее двух третей. И обязательное затем выполнение должником своих обещаний — платежи, погашение задолженности. Однако прежде чем приступить к переговорам, должник обязан согласовать свое решение с кредиторами. То есть добровольная ликвидация предприятия происходит только под их контролем!

Допустим, наш должник принял решение о добровольной ликвидации предприятия. В течение двух недель он должен собрать кредиторов и на этом собрании представить им бухгалтерский отчет о состоянии активов и пассивов. А также список кредиторов с четким указанием всех претензий и причитающихся им сумм. Если уважаемое собрание согласно с такой постановкой вопроса, оно назначает ликвидационную комиссию — из числа кредиторов и представителей должника — и принимает соответствующее постановление. Опять же в двухнедельный срок это решение доводится до органа, осуществляющего государственную регистрацию предприятий. Одновременно извещаются и все остальные — в средствах массовой информации.

Теперь за дела принимается ликвидационная комиссия, которая отныне распоряжается бухгалтерскими книгами и всеми остальными документами предприятия; выдает санкции на продажу имущества должника; разрабатывает соглашение между кредиторами и собственниками по вопросам реализации имущества и погашения обязательств; определяет вознаграждение управляющего. В обязанности этой комиссии входит и порядок удовлетворения претензий кредиторов в соответствии со ст. 34 Закона о банкротстве — «Порядок и очередность распределения ликвидационной массы».

Ст. 33 «Погашение долговых обязательств, обеспеченных залогом» разрешает вне очереди погашать такие долговые обязательства.

Вне очереди, естественно, покрываются и расходы, потраченные на ликвидационное производство (выполнение управляющим своих обязанностей, продолжающаяся деятельность предприятия). Далее идут лица, здоровью которых нанесен вред вследствие безответственности должника (путем капитализации соответствующих повременных платежей). Вторая очередь: работники предприятия-банкрота, которым не платили деньги в течение трех лет до возбуждения ликвидационного производства. Третья: платежи в бюджет (непогашенные в течение последних трех лет). Четвертая: удовлетворяются претензии кредиторов, не имеющих преимуществ при распределении ликвидационной массы. Пятая: требования трудового коллектива, имеющего акции ликвидируемого предприятия. Шестая очередь: все остальные требования. И, наконец, в последнюю очередь удовлетворяются имущественные права самого банкрота.

Надо отметить, что требования каждой очереди удовлетворяются после полного погашения претензий предыдущей очереди. Но при недостаточности взысканных сумм для полного удовлетворения требований кредиторов соответствующей очереди погашение задолженности каждого кредитора происходит на равных условиях. Кстати, если кто-либо из кредиторов недоволен с условиями добровольной ликвидации несостоятельного предприятия, может подать в суд заявление о принудительной ликвидации. Причем сделать это надо в недельный срок — чтобы орган, осуществляющий государственную регистрацию, исключил банкрота из реестра. Только после такого действия предприятие будет считаться ликвидационным. При недостаточности у ликвидируемого государственного предприятия имущества для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия.

Вопрос: откуда берутся средства для удовлетворения материальных претензий? Снимаются со всех имеющихся счетов, во-первых. А во-вторых, управляющий продает имущество должника (ст. 35 Закона о банкротстве) — по санкции ликвидационной комиссии. На таком аукционе имущество достается тому, кто назначит самую высокую цену. А все денежные средства распределяются между кредиторами в соответствии со ст.34 закона о банкротстве. Однако если кредиторы не довольны таким распределением имущества, они могут обратиться в суд с иском о привлечении должника к ответственности и возмещении ущерба. Одно важное дополнение: если претензии не были заявлены в установленный срок, то удовлетворяются в самую последнюю очередь — из имущества, оставшегося после погашения всех долгов.

Согласно ст. 31 «Должник в ликвидационном производстве», как только ликвидационное производство начато, должник теряет право на распоряжение своим имуществом, но может обжаловать в хозяйственном суде неправомерные, по его мнению, действия управляющего. Поводов для этого всегда более чем достаточно, наверное.

Управляющий, вступив в должность, прежде всего озадачен поиском средств, необходимой для формирования ликвидационной массы. В нее включаются все активы должника, а также объекты социальной сферы, имеющиеся на балансе должника. Управляющий вправе пригласить для их оценки экспертов, и проводит инвентаризацию имущества (активов) несостоятельного предприятия. В ликвидационную массу включается также личное имущество физических лиц и собственников предприятия-банкрота негосударственной формы собственности (при условии, что имущества предприятия недостаточно для погашения всех заявленных обязательств). Не включается только то, которое должник использует на правах аренды или взяты им на ответственное хранение, или же ему не принадлежащее.

После всех этих действий ликвидационная комиссия созывает собрание кредиторов и собственников, чтобы представить им отчет с приложением ликвидационного баланса — об использовании средств, оставшихся после удовлетворения претензий кредиторов.

В туркменском законодательстве о банкротстве фигурирует такая личность, как управляющий. Мы, кстати, уже несколько раз упоминали его в связи с теми или иными обстоятельствами процесса банкротства.

4-й раздел Закона о банкротстве «Реорганизационные процедуры» очерчивает права и обязанности управляющего. Последних почему-то больше. Это, как принято в общеизвестной практике, проведение мероприятий по инициации банкротства предприятия по заявлению должника, представление его интересов (а также кредиторов) в инстанциях, причастных к процедуре экономической несостоятельности; представительство в арбитражном суде…

Реорганизационная процедура, назначаемая хозяйственным судом по заявлению должника или собственников предприятия (или по инициативе кредиторов) — это не что иное, как административное управление имуществом должника. При этом управление предприятием от руководителя-должника переходит к специальному лицу — управляющему (ст. 19 «Административное управление имуществом должника»). Конечно, при назначении управляющего учитываются многие аспекты его деятельности, среди которых главное место занимают компетентность и профессионализм. Что требуется кандидату? Опыт работы в области управления производством — в первую очередь. Если таковые навыки имеются, управляющему остается только дать письменное согласие. По туркменскому законодательству, руководитель неплатежеспособного предприятия не может стать управляющим.

Управляющий назначен — и хозяйственный суд принимает решение о проведении процедуры административного управления имуществом должника, если последний не в состоянии платить по своим долгам в самое ближайшее время; или если имеется возможность восстановления платежеспособности, заключения мирового соглашения с кредиторами, реализации хотя бы части имущества…Хозяйственный суд ставит вполне выполнимые цели: ввести административное управление сроком на 18 месяцев (или до 18-ти), и ни днем дольше. Кстати, кандидатуру управляющего рассматривает хозяйственный суд — утверждает либо отклоняет.


Участники ликвидационного производства

В числе участников ликвидационного производства — хозяйственный суд, управляющий, собрание кредиторов, должник, есть и другие (заинтересованные) лица. Роли у всех разные, естественно. Хозяйственный суд возбуждает и прекращает ликвидационное производство; созывает кредиторов на собрание; и за всеми осуществляет контроль — кредиторами и управляющим.

Более сложная роль отводится управляющему, который принимает в свое распоряжение имущество должника с последующим управлением; анализирует финансовое состояние должника, дотошно изучает требования кредиторов; формирует ликвидационную массу; по первому требованию предоставляет запрашиваемую информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе всем кредиторам и суду; формирует состав и руководит деятельностью ликвидационной комиссии; принимает решение о сроках и форме продажи имущества должника, а затем осуществляет это. Другими словами, принимает на себя все функции управления предприятием. И права у него тоже есть: он может оспорить в хозяйственном суде сделки должника, заключенные тем в течение 12 месяцев до наступления неплатежеспособности.

Полномочия у управляющего по административному управлению масштабные. В соответствии со ст. 20 закона о банкротстве управляющий фактически руководит предприятием — полностью распоряжается имуществом, назначает или увольняет работников (вправе распорядиться и трудовой судьбой руководителя) по своему усмотрению. Единственное исключение при этом следующее: без ведома или одобрения хозяйственного суда управляющий не может распорядиться имуществом должника, если оно находится в залоге в обороте. На весь период проведения процедуры административного управления имуществом должника вводится мораторий на имущественные претензии к должнику. И требуется согласие управляющего, если производится удовлетворение признанных хозяйственным судом требований.

Времени на раскачку у управляющего нет — со дня назначения ему надо уложиться в двухмесячный срок, чтобы созвать собрание кредиторов и утвердить план реорганизации предприятия. Все дополнения и изменения вносятся в план реорганизации только с согласия управляющего. При возникновении разногласий (если две трети кредиторов не согласны с чем-то в этом реорганизационном плане) управляющий уведомляет об этом хозяйственный суд. Последний, в свою очередь, может отменить решение об административном управлении или оставить в силе. Естественно, после детального изучения плана реорганизации. Собранию кредитов управляющий предоставляет, кстати, точно такую же информацию! При достижении определенной цели (в случае завершения процедуры административного управления или невозможности ее исполнения) управляющий обращается в хозяйственный суд с соответствующим заявлением.


Ликвидация предприятия

Предприятие считается ликвидированным с момента исключения его из реестра государственной регистрации. Ликвидационные нормы имеются и в других законодательных актах. В частности, можно назвать Закон Туркменистана от 23 ноября 1999 г. «Об акционерных обществах», «Об иностранных инвестициях в Туркменистане», «Об инвестиционной деятельности в Туркменистане», Закон Туркменистана от 8 октября 1993 г. № 893-XII «Об экономической зоне свободного предпринимательства» (в редакции Законов Туркменистана от 23 сентября 1994 г., 1 октября 2007 г. № 144-III, 18 апреля 2009 г., 31 марта 2012 г. № 297-IV), который определяет общие правовые и экономические основы организации и функционирования экономических зон свободного предпринимательства, регулирует отношения хозяйствующих субъектов, действующих на территории экономической зоны свободного предпринимательства. Закон направлен на обеспечение развития регионального экономического и научно-технического потенциала с привлечением иностранных инвесторов и хозяйствующих субъектов негосударственного сектора экономики, др.

Более подробно рассмотрим Закон Туркменистана от 23 ноября 1999 г. «Об акционерных обществах», в котором приводится определение акционерного общества следующим образом: таковым считается «общество (или предприятие), в котором вклады физических и (или) юридических лиц объединены в уставной фонд (капитал), разделенный на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к этому обществу».

Заглянем в раздел IX «Ликвидация акционерного общества», 67-я статья которого трактует ликвидацию акционерного общества следующим образом. Оно может быть ликвидировано в связи с окончанием срока деятельности, установленного уставом; или если такое решение приняли члены собрания акционеров. А также по решению судебных органов, согласно действующему на тот момент законодательству.

А дальше происходит почти то же, что и с предприятиями на основании Закона о банкротстве — с некоторыми особенностями. Если это добровольная ликвидация, создается ликвидационная комиссия, к которой переходят полномочия по управлению обществом. В случае ликвидации общества по решению судебных органов (в том числе, если общество признается банкротом), ликвидаторы из числа комиссии назначаются судом. При условии, что один из акционеров — это государство, тогда в состав ликвидационной комиссии включается его представитель. Общество считается ликвидированным с момента внесения в Единый государственный реестр соответствующей записи.

Полномочия у ликвидационной комиссии велики. Она вправе оценивать активы общества, выявлять обязательства (и рассчитываться по ним), составлять ликвидационный баланс и представлять его общему собранию акционеров. Новые сделки допускаются только при условии, что они необходимы для завершения текущих дел и осуществления расчетов с кредиторами. Если денежных средств не хватает, комиссия имеет право продавать имущество с публичных торгов — в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Кредиторы получают причитающиеся им денежные суммы в порядке очередности, установленной законодательством Туркменистана. Если что-то осталось после расчета по оплате труда и социальному страхованию, то это распределяется между акционерами по ликвидационной стоимости — и также в том порядке, который установлен законодательством, настоящим Законом и уставом общества. Если имеющегося у общества имущества недостаточно для выплаты начисленных, но невыплаченных владельцам привилегированных акций, дивидендов и определенной уставом общества ликвидационной стоимости, то имущество распределяется между ними пропорционально количеству принадлежащих им акций. Ликвидация предприятия считается завершенной, а предприятие прекратившим существование — после исключения его из Единого государственного реестра юридических лиц.



Дмитрий Бондарович
Специально для газеты "Антикризисное управление"



Газета "Антикризисное управление", 2013 год




Источник "Антикризисное управление", 2013 год
 
поиск по сайту
 
  Наш альянс:
 
 
Банкротство
Информационно-аналитический ресурс "Банкротство в Республике Беларусь"
(www.bankrot.by)
 
антикризисное управление
 
© bankrot.by / Банкротство в Республике Беларусь
адрес: Республика Беларусь, 220012, г. Минск, а/я 1
тел.: +375 (29) 650-05-70 (velcom), e-mail: gv@trust.by
Design by Normality studio