Банкротство в Республике Беларусь
Банкротство Банкротство, Санация, Ликвидация
 
Антикризисное управление
 Главная О проекте Законодательство Контакты 
  О процедуре исключения имущества из состава имущества должника, в отношении которого возбуждено конкурсное…
 
В процессе конкурсного производства управляющий, назначенный хозяйственным судом, производит опись (инвентаризацию) и оценку всего имущества, которое находится у должника. Это необходимо, прежде всего, для того, чтобы иметь четкое представление об имуществе должника, за счет которого могут быть погашены требования кредиторов.
Наряду с имуществом, принадлежащем должнику на праве собственности, у него может находиться и иное имущество (например: арендованное имущество, находящееся на хранении или в безвозмездном пользовании, переданное в доверительное управление). Такое имущество подлежит исключению из состава имущества должника в соответствии с нормами гражданского законодательства, а также Закона Республики Беларусь от 18 июля 2000 года "Об экономической несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон).
Наряду с указанным имуществом из состава имущества должника подлежат исключению некоторые виды имущества, прямо установленные Законом. При исключении подобного имущества следует соблюдать особый порядок, предусматривающий передачу имущества его собственникам либо уполномоченным лицам.
Так, в соответствии со статьей 100 Закона при осуществлении процедур банкротства из имущества должника исключается имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на лицензии на осуществление определенных видов деятельности, а также иное имущество, предусмотренное Законом.
В законодательстве не дано четкого определения имущества, изъятого из оборота. Однако Конституцией Республики Беларусь установлено, что недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. Земли сельскохозяйственного назначения находятся также в собственности государства. Вместе с тем Конституцией предусмотрена возможность определения посредством закона и других объектов, находящихся только в собственности государства, либо установления особого порядка перехода их в частную собственность (статья 11).
В Республике Беларусь действует специальный Закон от 5 мая 1998 года "Об объектах, находящихся только в собственности государства", который содержит полный перечень видов имущества, находящихся в собственности государства и устанавливает некоторые особенности владения, пользование и распоряжение указанными объектами. Например, только в собственности государства может находиться военное и другое имущество, используемое исключительно в интересах государственной и общественной безопасности, радиоактивные вещества и материалы, включая изделия с их применением, соответствующие отходы и подобное.
Поэтому при наличии в составе имущества должника имущества, изъятого из оборота, установлен особый порядок передачи подобного имущества его собственнику. Прежде всего управляющий в обязательном порядке должен уведомить об этом собственника, хозяйственный суд и прокурора.
В течение одного месяца со дня получения от управляющего такого уведомления собственник изъятого из оборота имущества обязан принять его в соответствии с законодательством от управляющего в свое управление или закрепить это имущество за другими лицами.
При осуществлении процедур банкротства вопрос передачи указанного имущества очень важен, поскольку закрепленные за должником государственные объекты не в ходят в состав имущества должника и за счет этого имущества не могут быть удовлетворены требования кредиторов. В свою очередь должник понесет соответствующие затраты на содержание этого имущества.
В связи с этим Законом предусмотрена ответственность за неисполнение собственником изъятого из оборота имущества указанной обязанности. В силу части третьей статьи 101 Закона по истечении одного месяца со дня получения собственником уведомления от управляющего все расходы по содержанию имущества, изъятого из оборота, производятся за счет собственника указанного имущества. Это означает, что управляющий имеет право требовать от собственника выплаты денежных сумм, необходимых для содержания исключенного из оборота имущества, которые будут поступать в имущественную массу должника.
Законом предусмотрено также исключение из состава имущества должника жилых помещений социального пользования, детских дошкольных учреждений и объектов коммунальной инфраструктуры, обслуживающих регион. Указанные объекты подлежат передаче в управление соответствующей административно-территориальной единицы Республики Беларусь (уполномоченных ею органов) в том же порядке, который предусмотрен для передачи имущества, изъятого из оборота. Это положение направлено на защиту интересов населения соответствующего региона от возможных негативных последствий банкротства организаций, имеющих жизненно необходимые объекты социальной инфраструктуры. Необходимость исключения такого имущества из состава имущества должника не вызывает никаких сомнений. Вместе с тем статья 101 Закона устанавливает некоторые особенности передачи подобных объектов.
Так, по истечении одного месяца со дня получения от управляющего уведомления обязанность по содержанию и обеспечению функционирования указанных объектов в соответствии с их целевым назначением возлагается на уполномоченные органы соответствующей административно-территориальной единицы Республики Беларусь.
Передача подобных объектов уполномоченным органам соответствующей административно-территориальной единицы Республики Беларусь осуществляется по фактическому состоянию без каких-либо дополнительных условий, а финансирование их содержания производится за счет соответствующих местных бюджетов. Однако следует подчеркнуть, что в случае восстановления платежеспособности должника денежные средства, израсходованные на их содержание, по общему правилу должны быть возмещены должником.
Законом также установлены последствия непринятия указанных объектов административно-территориальными единицами Республики Беларусь. В соответствии с частью шестой статьи 101 Закона должностные лица уполномоченных органов, нарушающие или не исполняющие предусмотренные положения, несут административную и иную ответственность в соответствии с законодательством.
Таким образом, при наличии убытков, вызванных уклонением должностных лиц от принятия соответствующего имущества, они могут быть привлечены не только к административной ответственности, но и к гражданско-правовой ответственности в виде возмещения понесенных должником убытков.
Обязанность передачи объектов социальной инфраструктуры обусловлена, прежде всего, убыточностью их содержания. На практике встречаются случаи, когда неплатежеспособность ряда государственных организаций была вызвана именно обязанностью содержания закрепленных за ними объектов социальной инфраструктуры. Поэтому если управляющим не будут приняты предусмотренные меры,
особенно при проведении процедуры санации должника, вред может быть причинен не только должнику, но и его кредиторам, а организация может стать под угрозу ликвидации.
Также следует согласиться с исключением из состава имущества должника имущественных прав, связанных с личностью должника, в том числе прав, основанных на разрешении (лицензии) на осуществление определенных видов деятельности, поскольку выдача лицензии прежде всего связана с соблюдением определенных условий, обеспечивающих безопасность при осуществлении данного вида деятельности, и государство должно исключить возможность приобретения такого права лицами, не отвечающими установленным требованиям.
Исключение иного имущества, принадлежащего на праве собственности третьим лицам, из состава имущества должника осуществляется в соответствии с законодательством по ходатайству собственника этого имущества либо уполномоченного собственником органа. Процедура исключения подобного имущества также имеет некоторые особенности, которые содержаться в статье 109 Закона.
При исключении имущества из состава имущества должника оно должно быть возвращено его собственникам. Это правило распространяется также и на имущество, находящееся у других лиц (например, когда имущество было передано в субаренду). До возврата подобного имущества его собственникам на управляющем лежит обязанность по обеспечению сохранности этого имущества.
Законом предусмотрен двухмесячных срок со дня открытия конкурсного производства для подачи ходатайства управляющему об исключении имущества из состава имущества должника. Однако представляется более правомерным установить течение этого срока с момента опубликования сообщения об открытии конкурсного производства в средствах массовой информации, т.е. по аналогии со сроком для предъявления требований кредиторов, поскольку на практике встречаются случаи, когда такое объявление публикуется по истечении почти месяца со дня вынесения хозяйственным судом определения об открытии конкурсного производства.
Более того, целесообразным было бы и установление обязанности управляющего по принятию мер по поиску собственника, а также возврату принадлежащего ему имущества. В настоящее время законодательство о банкротстве лишь в общем обязывает управляющего производить выделение и исключение из состава имущества должника имущества третьих лиц (абзац тринадцатый части первой статьи 76 Закона), чего явно не достаточно для принятия соответствующих мер.
Таким образом, из существа норм первой и третьей частей статьи 109 Закона вытекает, что собственник имущества по истечении двухмесячного срока со дня открытия конкурсного производства теряет право ходатайствовать об исключении своего имущества из состава имущества должника, что, следовательно, существенным образом ограничивает его права как собственника соответствующего имущества. В этой части Закон нуждается в доработке и более детальной регламентации вопросов, связанных с судьбой имущества третьих лиц.
В свою очередь, при предъявлении собственником ходатайства не исключена возможность, что управляющий откажется исключить указанное имущество из состава имущества должника. В связи с этим законодатель предоставил собственнику этого имущества (уполномоченному собственником органу) право предъявить иск в хозяйственный суд, т.е. разрешить спор в судебном порядке.
Однако Закон для предъявления в хозяйственный суд подобного иска устанавливает лишь четырнадцатидневный срок с момента отказа управляющего удовлетворить ходатайство об исключении имущества из состава имущества должника или в случае не получения ответа на такое ходатайство в течение четырнадцати дней со дня его заявления (часть третья статьи 109 Закона).
При проведении процедур банкротства должника встречаются случаи, когда имущество, принадлежащее на праве собственности третьим лицам, реализуется управляющим или должником. В связи с этим Законом справедливо установлена ответственность за подобное неправомерное отчуждение имущества, подлежащего исключению из состава имущества должника.
Так, в соответствии с частью четвертой статьи 109 Закона, если управляющий до истечения двухмесячного срока со дня введения конкурсного производства продал или иным образом произвел отчуждение имущества, подлежащего исключению из состава имущества должника, то собственник имущества либо уполномоченный собственником орган вправе получить за счет имущества должника возмещение стоимости проданного имущества. Причем необходимо учитывать, что такое возмещение выплачивается собственнику соответствующего имущества с основного счета должника во внеочередном порядке, как это предусмотрено частью первой статьи 144 Закона.
Кроме того, собственник вправе требовать возврата своего имущества от его приобретателя, но при условии, если последний знал или должен был знать, что управляющий не имел права отчуждать это имущество, либо если имеются соответствующие основания для возвращения полученного по сделке вследствие ее недействительности.
В случае если должник до открытия конкурсного производства произвел отчуждение имущества, подлежащего исключению из состава имущества должника, то собственник имущества либо уполномоченный собственником орган в случае отсутствия оснований для недействительности этой сделки имеют право ходатайствовать перед хозяйственным судом:
о выплате им приобретателем имущества его стоимости, если приобретатель имущества еще не уплатил за него;
о возмещении им стоимости проданного имущества за счет имущества должника в соответствии с указанным выше порядком, если приобретатель имущества уплатил за него после открытия конкурсного производства;
об участии в конкурсном производстве на общих основаниях, если должнику до открытия конкурсного производства выплачено возмещение стоимости имущества.
Если лицо, имеющее право на исключение имущества из состава имущества должника, потребует возврата имущества от его приобретателя, то оно вправе предъявить иск к приобретателю этого имущества в течение одного месяца со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать об отчуждении имущества.
Однако при исключении имущества, принадлежащего на праве собственности другому лицу, из состава имущества должника из общего правила существует лишь одно исключение, прямо предусмотренное Законом и устанавливающее отказ в передаче подобного имущества.
Так, в соответствии с частью седьмой статьи 109 Закона хозяйственный суд по ходатайству управляющего в процессе конкурсного производства вправе отказать в передаче подобного имущества, либо в выплате возмещения его стоимости лицу, имеющему право на исключение имущества из состава имущества должника. Обязательным условием такого отказа является проведение санации в отношении должника. Таким образом, если в отношении должника будет проводиться процедура ликвидационного производства, хозяйственный суд не вправе отказать собственнику в исключении его имущества из состава имущества должника.
Возможность пользоваться имуществом третьих лиц (на законных основаниях, вытекающих из договора или иного акта) при проведении процедуры санации предприятия установлена в Законе вполне справедливо. Ведь подобное имущество может быть жизненно необходимо для должника, и именно с его помощью может быть восстановлена платежеспособность должника.
Вместе с тем хозяйственный суд не освобождает управляющего от выплаты соответствующей компенсации собственнику за пользование его имуществом. Иными словами, за использование имущества, подлежащего исключению из состава имущества должника, управляющий обязан выплатить вознаграждение собственнику этого имущества или иному лицу, в чьем вещном праве находится имущество и чьи права нарушены в результате включения имущества в состав имущества должника.
В случае продажи имущества управляющий обязан выплачивать проценты от стоимости проданного имущества. Размер указанных процентов обязательно должен быть установлен договором между управляющим и собственником этого имущества или иным лицом, в чьем вещном праве находится имущество и чьи права нарушены в результате включения имущества в состав имущества должника. Размер подобных процентов не может быть ниже учетной ставки Национального банка Республики Беларусь, установленной в соответствии со статьей 366 Гражданского кодекса Республики Беларусь.

Источник «Вестник ВХС», № 2
 
поиск по сайту
 
  Наш альянс:
 
 
Банкротство
Информационно-аналитический ресурс "Банкротство в Республике Беларусь"
(www.bankrot.by)
 
антикризисное управление
 
© bankrot.by / Банкротство в Республике Беларусь
адрес: Республика Беларусь, 220012, г. Минск, а/я 1
тел.: +375 (29) 650-05-70 (velcom), e-mail: gv@trust.by
Design by Normality studio