Банкротство в Республике Беларусь
Банкротство Банкротство, Санация, Ликвидация
 
Антикризисное управление
 Главная О проекте Законодательство Контакты 
  О толковании норм законодательства
 
(Разъяснение от 17 февраля 2003 года № 14-04/1051) В соответствии с поручением Совета Министров Республики Беларусь от 18 января 2003 года № 11/151-2 Министерство экономики Республики Беларусь совместно с Министерством юстиции Республики Беларусь и при участии Министерства финансов Республики Беларусь рассмотрело письмо Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь об официальном толковании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 12 ноября 2002 года № 1734 "Об освобождении от уплаты государственной пошлины при подаче заявлений об экономической несостоятельности (банкротстве) и других исков и заявлений" (далее - постановление) и в соответствии со своей компетенцией сообщает следующее.
Согласно статье 70 Закона Республики Беларусь "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" официальное толкование нормативного правового акта осуществляет нормотворческий орган, принявший этот акт.
Вместе с тем полагаем целесообразным изложить свою точку зрения по вопросу об освобождении от уплаты государственной пошлины за подачу кассационных и надзорных жалоб по искам и заявлениям, поданным в процессе производства по делам об экономической несостоятельности (банкротстве) юридическими лицами, перечисленными в постановлении.
Постановление устанавливает, что от уплаты государственной пошлины освобождаются: государственные органы, уполномоченные в соответствии с законодательством на подачу заявлений об экономической несостоятельности (банкротстве); юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, за исключением унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления (казенных предприятий), а также не являющиеся некоммерческими организациями, действующими в форме потребительских кооперативов, благотворительных или иных фондов, и индивидуальных предпринимателей (далее - лица, указанные в постановлении) за подачу заявлений о своей экономической несостоятельности (банкротстве), а также за подачу этими лицами в процессе производства по делу об их экономической несостоятельности (банкротстве) иных исков и заявлений в суды.
Таким образом, постановлением достаточно точно определен перечень субъектов, освобождаемых от уплаты государственной пошлины за подачу заявлений об экономической несостоятельности (банкротстве), а также за подачу ими иных исков и заявлений в суды.
На наш взгляд, постановлением определен узкий круг случаев освобождения от уплаты государственной пошлины (за подачу заявлений о своей экономической несостоятельности (банкротстве), а также за подачу этими лицами в процессе производства по делу об их экономической несостоятельности (банкротстве) иных исков и заявлений в суды).
Подача кассационных и надзорных жалоб по искам, заявленным лицами, перечисленными в постановлении, в процессе производства по делам об их экономической несостоятельности (банкротстве), самостоятельно в вышеуказанном круге случаев самостоятельно в вышеуказанном круге случаев освобождения от уплаты государственной пошлины не выделена.
Полагаем, что отнесение указанных жалоб к иным искам и заявлениям необоснованно и неправомерно, поскольку:
законодательство не содержит единой трактовки понятий "исковое заявление" или "(иск)", "кассационная жалоба", "надзорная жалоба", "заявление";
сущность данных понятий в различных отраслях законодательства едина и заключается в том, что кассационная или надзорная жалоба, поданная в кассационную или надзорную инстанцию хозяйственного суда, является письменной формой волеизъявления несогласия с ранее вынесенным судом решением (определением), которое либо вступило (в случае обжалования в порядке надзора), либо не вступило в силу (в случае обжалования в десятидневный срок в кассационном порядке), и содержит просьбу об отмене ранее вынесенного решения (определения) в части или полностью. Исковое же заявление (иск) или иное заявление, поданное в хозяйственный суд, представляет собой письменное выражение требования защиты нарушенных прав и законных интересов граждан (организаций).
Таким образом, подача кассационной или надзорной жалобы преследует совершенно иные цели, чем подача исковых или иных заявлений, в связи с чем рассмотрение данных понятий как тождественных является некорректным.
Исходя из содержания и практики применения статьи 98 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее - ХПК) государственная пошлина представляет собой денежный сбор, взимаемый в доход государства за подачу исковых заявлений, заявлений об установлении фактов, имеющих юридическое значение, об экономической несостоятельности (банкротстве), кассационных и надзорных жалоб, а также за выдачу судами копий решений, определений и постановлений хозяйственного суда и документов, находящихся в деле.
В соответствии со статьей 124 ХПК к исковому заявлению прилагаются документы, подтверждающие уплату государственной пошлины в установленном порядке и размере.
Статьей 178 ХПК в императивной форме установлено, что к кассационной жалобе прилагаются документы, подтверждающие уплату государственной пошлины.
В соответствии со статьей 187 ХПК в отличие от суда первой инстанции, где дело разрешается по существу, обязанность кассационной инстанции хозяйственного суда состоит в проверке законности и обоснованности вынесенного по делу решения.
Исходя из статьи 205 ХПК к жалобе в порядке надзора должны быть приложены документы, подтверждающие уплату государственной пошлины.
Нормой статьи 199 ХПК определено, что пересмотр судебных актов в порядке надзора является самостоятельной стадией хозяйственного процесса, задачей которого является проверка и обеспечение законности и обоснованности судебных актов, вступивших в законную силу.
Таким образом, в соответствии с нормами ХПК цель кассационной жалобы и жалобы в порядке надзора иная, чем искового заявления, подача вышеназванных жалоб относится к отдельному производству, в связи с чем, по мнению Министерства юстиции, указанное постановление Совета Министров не освобождает субъектов от уплаты государственной пошлины за подачу кассационных и надзорных жалоб по искам, заявленным ими в процессе производства об их экономической несостоятельности (банкротстве).
В соответствии с частями 1 и 5 статьи 108 ХПК судебные расходы, понесенные сторонами в связи с подачей кассационной или надзорной жалобы, относятся на них пропорционально размеру удовлетворенных требований.
На основании вышеизложенного можно сделать однозначный вывод о том, что постановление освобождает юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в нем, только от уплаты государственной пошлины за подачу заявлений о своей экономической несостоятельности (банкротстве), а также за подачу этими лицами в процессе производства по делу об их экономической несостоятельности (банкротстве) иных исков и заявлений в суды, и не освобождает их от уплаты государственной пошлины за подачу кассационных и надзорных жалоб по искам (заявлениям), поданным в процессе производства по делам об их экономической несостоятельности (банкротстве).
В соответствии со статьей 5 Закона Республики Беларусь "О государственной пошлине" Совет Министров Республики Беларусь вправе устанавливать дополнительные льготы по государственной пошлине.
В данном случае имеются в виду индивидуальные льготы, которые не установлены в законе и не предоставлены судом или судьей, которые также имеют право устанавливать дополнительные льготы в части уплаты государственной пошлины по судебным делам для отдельных граждан исходя из их имущественного положения.
Кроме того, областной и Минский городской Советы депутатов или по их поручению исполнительные и распорядительные органы имеют право устанавливать дополнительные льготы по государственной пошлине, зачисляемой в местный бюджет, для отдельных плательщиков или групп плательщиков, а районные и городские Советы депутатов или по их поручению исполнительные и распорядительные органы - для отдельных плательщиков.
Согласно статье 49 Закона Республики Беларусь "Об экономической несостоятельности (банкротстве)" все судебные расходы, включая уплату государственной пошлины, расходы на опубликование сведений, связанных с производством по делу о банкротстве и уведомлением кредиторов должника, а также расходы на выплату вознаграждения управляющему производятся за счет должника и покрываются за счет имущества все очереди без предварительного внесения на депозитный счет хозяйственного суда. При этом, если в мировом соглашении предусмотрен иной порядок покрытия судебных расходов, они покрываются в соответствии с этим соглашением.
В случае принятия хозяйственным судом определения о прекращении производства по делу о банкротстве в связи с заключением мирового соглашения расходы, понесенные на производство по делу о банкротстве, покрываются за счет имущества должника, если иное не предусмотрено мировым соглашением.
В случае вынесения хозяйственным судом определения о прекращении производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием оснований, предусмотренных статьей 41 упомянутого Закона, расходы, предусмотренные частью первой настоящей статьи, относятся на кредиторов, подавших в хозяйственный суд заявление кредитора, и распределяются между ними пропорционально их требованиям.
Порядок распределения судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения управляющему устанавливается в определении (решении) хозяйственного суда, вынесенном (принятом) в процессе производства по делу о банкротстве.

Заместитель Министра экономики Республики Беларусь А.Н. Тур

Источник «Вестник ВХС», № 6
 
поиск по сайту
 
  Наш альянс:
 
 
Банкротство
Информационно-аналитический ресурс "Банкротство в Республике Беларусь"
(www.bankrot.by)
 
антикризисное управление
 
© bankrot.by / Банкротство в Республике Беларусь
адрес: Республика Беларусь, 220012, г. Минск, а/я 1
тел.: +375 (29) 650-05-70 (velcom), e-mail: gv@trust.by
Design by Normality studio