|
Украина: Банкротство "Аэросвита" оставило без денег сотни сотрудников компании |
|
Генпрокуратура взяла под личный контроль дело "Аэросвита". Некогда крупнейшая украинская авиакомпания задолжала своим сотрудникам 100 миллионов гривен. И не спешит отдавать. Напомним, в январе этого года "Аэросвит" прекратил свою деятельность. Руководство авиаперевозчика заверяет - причиной финансового краха стал экономический кризис и неблагоприятная конъюнктура на рынке авиаперевозок. Но следствие подозревает - компанию обанкротили специально. А крайними оказались простые сотрудники. Что же на самом деле привело к гибели "Аэросвита" - расследование Романа Бочкалы.
Они кричат, но их не слышат. Здесь каждому должны от ста тысяч до полумиллиона гривен. Есть за что бороться.
Олег и Мария проработали в Аэросвите 18 лет. Красочные путешествия сменились монотонными поисками работы. И мыслями о том, где взять денег.
Мария Шивяк, бывшая сотрудница компании "Аэросвит":
- Хоть иди и работай грузчиком, дворником, чтобы хоть как-то прокормить ребенка.
Каждый день они штурмуют некогда родной офис. Но директор "Аэросвита" не желает общаться ни с бывшими сотрудниками, ни с журналистами.
- Пока не могу уделить вам внимания к сожалению…
Последние годы "Аэросвит" стремительно развивался - проанализировал цифры экономист Виктор Медведь.
- 2010 год - доходы компании с трех миллиардов гривен вырастают до 5,5 миллиардов в 2001, и 2012 - 7 миллиардов.
Но вдруг - крутое пике.
- Здесь убытки должны были идти в другую сторону... Они должны были снижаться. Такие показатели характерны для предприятий с фиктивным банкротством.
Вот Акт комплексной госпроверки "Аэросвита". Топливо закупалось по 1280 долларов за тонну. На 15 процентов выше мировых цен. К тому же поставляла керосин компания "Укртатнефть", родственная группе "Приват" - главному акционеру "Аэросвита". Да и самолеты заправлялись сразу в оба конца. Зачем?
Виктор Медведь, защитник интересов коллектива компании "Аэросвит":
- Сжигать больше бензина и, соответственно, формировать долги:
"Раздувались" и затраты на питание пассажиров. Напитки закупались в два с половиной раза дороже реальной стоимости. Даже лед оказался "золотым".
- Лед - это замороженная вода. 30 гривен килограмм!
Роман Бочкала, корреспондент:
- Терминал "Б" аэропорта Борисполь. Именно отсюда летала некогда крупнейшая украинская авиакомпания. Сегодня о ней здесь почти ничего не напоминает. Разве что несколько самолетов, которые еще не успели перекрасить. Но их невозможно увидеть - лайнеры стоят на дальней площадке в так называемой "слепой зоне".
767 Боинги нам удалось запечатлеть на фото. Пять лет назад их купили у Брунейских авиалиний.
Но владелец машин вовсе не "Аэросвит", а связанная с его акционерами оффшорная компания - "Строуберри" с Каймановых островов. "Аэросвит" же исправно платил полтора миллиона гривен аренды в месяц за каждый лайнер.
Теперь самолеты, ранее обслуживавшие "Аэросвит", переходят в пользование бывшего конкурента - Международных авиалиний Украины. В их распоряжении и самые прибыльные маршруты - на Афины и Стамбул.
Николай Мельниченко, бывший директор департамента летной эксплуатации самолетов "Боинг-737" компании "Аэросвит":
- Я понимаю, что это был четко спланированный план.
Впрочем, если верить прессе, главный акционер "Аэросвита" Игорь Коломойский и совладелец МАУ Арон Майберг чуть ли не враги. Но вот интересный факт.
Николай Мельниченко, бывший директор департамента летной эксплуатации самолетов "Боинг-737" компании "Аэросвит":
- Канун нового года 2013-го. Господин Майберг и господин Коломойский вместе с семьями полетели отдыхать на Карибские острова. Для всех как бы понятно было, что вроде бы между ними конфликт. На самом деле - мы как пилоты возили, видели всю эту картину.
В компании МАУ от комментариев отказались, сославшись на занятость.
Не удалось узнать мнение и Игоря Коломойского. Он живет в Швейцарии, на связь не выходит.
А вот где сейчас бывший гендиректор "Аэросвита" Юрий Емельянов, хотела бы знать прокуратура. Он объявлен в международный розыск. Следствие установило: вместо того, чтобы платить зарплату сотрудникам, руководство выводило деньги из компании.
Борис Писарчук, замначальника транспортного отдела прокуратуры Киевской области:
- На рахунках перебували певні кошти. В той момент здійснювалися платежі і кошти не направлялися на заробітну платню.
Тем временем, бывшие сотрудники оббивают пороги исполнительной службы в надежде получить заработанное через суд.
- Я хотів би з'ясувати, як ідуть мої справи, яким чередом?
Внутрь не пускают.
- Я маю право сюди зайти.
- На якому основаніі ви заходите у державну структуру?
- Я маю право як журналіст на це!
- Куда ви маєте право!
Приходится буквально прорываться.
- Я вызываю наряд милиции! Вызывайте!
То, что здесь так надежно скрывают, вряд ли обрадует бывших сотрудников. "АэроСвит" оказался "пустышкой" - констатируют в ОГИС. Все, что есть у компании, - небольшой участок земли и ангар. Платить долги - нечем.
- Теперь получается крайний кто - исполнительная служба. Якобы мы ничего не делаем. А если там не с чего это делать?
На данный момент, деньги смогли получить только трое бывших сотрудников "АэроСвита". В очереди еще две тысячи семьсот человек. Вот только, где взять сто миллионов?
"Подробности.UA", 16 июля 2013 года
Источник "Подробности.UA", 16 июля 2013 года
|
|
|