|
Основания привлечения к гражданско-правовой ответственности при экономической несостоятельности (банкротстве) |
|
Одним из самых действенных инструментов снижения числа банкротств является постоянное совершенствование института ответственности учредителей и руководителей юридических лиц. Вопросы ответственности учредителей и руководителей юридических лиц урегулированы уголовным, административным и гражданским законодательством. В данной статье речь пойдет исключительно о гражданско-правовой ответственности при банкротстве.
25 января 2013 г. вступил в силу новый Закон Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве), устанавливающий перечень оснований для привлечения к гражданско-правовой ответственности при банкротстве, в частности к субсидиарной ответственности по обязательствам должника.
Субсидиарная ответственность — это вид гражданской ответственности, которую несет лицо в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником. Таким образом, наряду с основным должником за надлежащее исполнение обязательства отвечает перед кредитором и лицо, привлеченное к субсидиарной ответственности.
Исходя из анализа Закона о банкротстве, можно выделить следующие основания для привлечения к субсидиарной ответственности по обязательствам должника:
1) неподача должником заявления должника в случаях и срок, установленных частями второй и шестой статьи 9 настоящего Закона. Руководитель должника, председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) и (или) иные виновные в этом лица, уполномоченные в соответствии с учредительными документами, договорами или законодательством управлять должником - юридическим лицом, в том числе принимать решение о подаче заявления должника, солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника;
2) если экономическая несостоятельность (банкротство) должника - юридического лица вызвана собственником его имущества, учредителями (участниками) или иными лицами, в том числе руководителем должника, имеющими право давать обязательные для должника указания либо имеющими возможность иным образом определять его действия, то такие лица при недостаточности имущества должника для расчета с кредиторами солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника лиц (ст. 11 Закона о банкротстве). Данные положения также включены в абзац второй п. 3 ст. 52 Гражданского кодекса Республики Беларусь;
3) недостаточность имущества должника - организации, осуществлявшей незаконную деятельность по привлечению денежных средств физических лиц, для удовлетворения требований вкладчиков - физических лиц: руководители, собственник имущества и учредители (участники) этого должника солидарно несут субсидиарную ответственность по требованиям вкладчиков - физических лиц (ст. 219 Закона о банкротстве);
4) выявление обстоятельств, свидетельствующих, что стоимость имущества должника - юридического лица, в отношении которого в соответствии с гражданским законодательством принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов либо имущество отсутствует, после утверждения промежуточного ликвидационного баланса, а юридическое лицо не подало в хозяйственный суд заявление о банкротстве должника в течение одного месяца со дня выявления этих обстоятельств.
В Законе о банкротстве закреплено положение, что субсидиарная ответственность является солидарной. При солидарной обязанности должников кредитор имеет право требовать исполнения обязательства как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности (как полностью, так и в части долга). Кредитор, не получивший полного удовлетворения от одного из солидарных должников, имеет право требовать недополученное от остальных солидарных должников. Солидарные должники остаются обязанными до тех пор, пока обязательство не будет исполнено полностью.
Рассмотрим более подробно каждое основание для привлечения к субсидиарной ответственности.
1. В соответствии с частью третьей ст. 9 Закона о банкротстве субсидиарная ответственность устанавливается в случае неисполнения обязанности по подаче заявления должника в хозяйственный суд не позднее одного месяца со дня возникновения (выявления) соответствующего основания. Введение данной обязанности направлено на защиту прежде всего интересов кредиторов, так как введение защитных процедур экономической несостоятельности (банкротства) (контроль за деятельностью руководства со стороны кредиторов, управляющего, хозяйственного суда, ограничения по совершению сделок, приостановление начисления процентов, пеней, штрафов) на ранних этапах возникновения неплатежеспособности влечет наибольшее сохранение активов для расчета с кредиторами.
В части второй ст. 9 Закона о банкротстве предусмотрены 4 основания, при которых возникает обязанность должника подать в суд заявление о своей экономической несостоятельности (банкротстве):
– удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения денежных обязательств должника в полном объеме перед другими кредиторами либо прекращению деятельности должника - юридического лица; – органом (лицами), уполномоченным (уполномоченными) в соответствии с учредительными документами должника - юридического лица на принятие решения о его ликвидации, принято решение о подаче в хозяйственный суд заявления должника; – собственником имущества должника - унитарного предприятия или органом, им уполномоченным, принято решение о подаче в хозяйственный суд заявления должника; – выявлены обстоятельства, предусмотренные частью первой ст. 233 Закона о банкротстве.
Определение факта невозможности полного расчета с кредиторами и установления начала периода, обязывающего должника подать заявление об экономической несостоятельности, и, как следствие, основание для привлечения руководителя должника лица к субсидиарной ответственности можно установить только на основании документов бухгалтерской отчетности.
В силу ст. 6 Закона Республики Беларусь от 18 октября 1994 г. № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее — Закон о бухгалтерском учете) руководитель организации обязан организовать бухгалтерский учет и создать необходимые условия для правильного его ведения, а также обеспечить неукоснительное выполнение всеми подразделениями и работниками, имеющими отношение к учету, требований главного бухгалтера в части соблюдения правил ведения бухгалтерского учета, оформления и представления для учета документов и сведений.
Ст. 13 Закона о бухгалтерском учете предусматривает, что организация должна составлять бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь.
На основании данных бухгалтерского учета можно провести анализ финансового состояния должника, что позволит своевременно выявить факт невозможности полного расчета с кредиторами.
Так, согласно п. 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 12 декабря 2011 г. № 1672 «Об определении критериев оценки платежеспособности субъектов хозяйствования» (далее — постановление № 1672) в качестве показателей для оценки платежеспособности субъектов хозяйствования используют следующие коэффициенты:
– коэффициент текущей ликвидности, характеризующий общую обеспеченность субъекта хозяйствования собственными оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств; – коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами, характеризующий наличие у субъекта хозяйствования собственных оборотных средств, необходимых для его финансовой устойчивости; – коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами, характеризующий способность субъекта хозяйствования рассчитываться по своим финансовым обязательствам после реализации активов.
П. 3 постановления № 1672 установлено, что критерием признания субъекта хозяйствования неплатежеспособным является наличие одновременно коэффициента текущей ликвидности и коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами на конец отчетного периода в зависимости от основного вида экономической деятельности, имеющих значения менее приведенных в нормативных значениях коэффициентов платежеспособности.
Таким образом, если оба обозначенных коэффициента на конец отчетного периода в зависимости от основного вида экономической деятельности имеют значение менее приведенного в нормативных значениях коэффициентов, то субъект хозяйствования считается неплатежеспособным. На основании этого возникает обязательство подать в суд заявление об экономической несостоятельности (банкротстве) — неподача влечет привлечение виновных лиц к субсидиарной ответственности.
С учетом изложенного, руководитель организации должен знать о финансовом состоянии организации, а следовательно, в случае неудовлетворительного финансового состояния — предпринять меры, установленные законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве), и исключить возникновение новых обязательств и увеличения кредиторской задолженности.
Также ст. 9 Закона о банкротстве предусмотрено обязательство должника подать в суд заявление о своей экономической несостоятель-ности, если органом (лицами), уполномоченным (уполномоченными) в соответствии с учредительными документами должника - юридического лица на принятие решения о его ликвидации, принято решение о подаче такого заявления в хозяйственный суд.
По общему правилу, сформулированному законодателем в п. 1 ст. 372 Гражданского кодекса, лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законодательством или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Определение вины можно вывести из содержания ч. 2 указанного пункта, в соответствии с которым лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась по характеру обязательства и условиям гражданского оборота, были приняты все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отталкиваясь от противного, можно сделать вывод, что виновным является лицо, не принявшее для надлежащего исполнения обязательства всех мер, соотносящихся с той степенью заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась по характеру обязательства и условиям гражданского оборота.
Таким образом, в случае если участники (учредители, собственник имущества) приняли решение о подаче заявления должника, однако данное решение исполнено не было, то субъектом субсидиарной ответственности будет являться лицо, не исполнившее данное решение.
В соответствии с Законом о банкротстве субсидиарная ответственность может быть возложена солидарно на руководителя должника — в качестве которого может выступать единоличный орган должника в лице генерального директора, директора, управляющего, председателя и т.п., коллегиальный исполнительный орган, лица, входящие в совет директоров (наблюдательный совет), главный бухгалтер (бухгалтер) и иные лица, уполномоченные законодательством, учредительными документами, договором управлять должником - юридическим лицом.
Кроме того, к иным лицам могут относиться учредитель, участник (акционер), собственник имущества должника - юридического лица, ликвидатор и члены ликвидационной комиссии, влияющие на принятие управленческих решений.
При этом размер ответственности не ограничивается периодом времени с момента истечения месячного срока со дня обнаружения оснований для подачи заявления должника. А сами иски могут быть поданы в течение десяти лет с момента возбуждения производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) в хозяйственный суд, рассматривающий это дело.
Субсидиарная ответственность возлагается на лиц, указанных выше, и в случаях прекращения права собственности на имущество должника, выбытия из состава участников (учредителей) должника, прекращения трудовых отношений с должником, а также прекращения права давать обязательные для должника указания либо иным образом определять его действия в течение 10-летнего срока с момента возбуждения производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве).
Однако если в соответствии с частью третьей ст. 20 Закона о банкротстве в отношении него принимаются меры досудебного оздоровления, предложенные комиссией по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) и утвержденные соответствующим решением государственного органа, то должник освобождается от обязанности подачи заявления должника в хозяйственный суд.
2. В соответствии с ч. 2 ст. 11 Закона о банкротстве, если экономическая несостоятельность (банкротство) должника - юридического лица вызвана собственником его имущества, учредителями (участниками) или иными лицами (в том числе руководителем должника), имеющими право давать обязательные для должника указания либо имеющими возможность иным образом определять его действия, то такие лица при недостаточности имущества должника для расчета с кредиторами солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника.
Согласно п. 9 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 27 октября 2006 г. № 11 «О некоторых вопросах применения субсидиарной ответственности» привлечение указанных лиц к субсидиарной ответственности обусловлено необходимостью установления следующих обстоятельств:
– наличия у соответствующего лица права давать обязательные для юридического лица указания либо возможности иным образом определять его действия; – совершения соответствующим лицом действий (или его бездействие), свидетельствующих об использовании принадлежащего ему права давать обязательные для юридического лица указания или использовании своих возможностей иным образом определять его действия; – наличия причинно-следственной связи между использованием соответствующим лицом своих прав и (или) возможностей в отношении юридического лица и последствиями в виде признания должника банкротом; – недостаточности имущества должника для удовлетворения требований кредиторов.
В целях формирования единообразной практики определения характера ответственности лиц, которые в соответствии с законодательством могут быть привлечены к дополнительной (субсидиарной) ответственности, связанной с экономической несостоятельностью (банкротством) юридического лица, даны отдельные рекомендации в постановлении Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 18 ноября 2011 г. № 56 «Об ответственности субсидиарных должников» (далее — постановление № 56).
Так, в соответствии с постановлением № 56, к лицам, действиями (бездействием) которых вызвана экономическая несостоятельность (банкротство) юридического лица (основного должника) либо виновным в неподаче в хозяйственный суд заявления должника, могут быть, в частности, отнесены:
– собственник имущества юридического лица или руководитель этого юридического лица; – учредители (участники) хозяйственного общества или товарищества; – лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа хозяйственного общества или возглавляющее его коллегиальный исполнительный орган; – лица, полномочные принимать решение о подаче юридическим лицом заявления должника в хозяйственный суд; – председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор), ликвидационная комиссия; – другие лица, полномочные давать обязательные для юридического лица указания или обладающие возможностью иным образом определять его действия.
При рассмотрении дел по искам о применении дополнительной (субсидиарной) ответственности к собственнику имущества юридического лица или руководителю этого юридического лица, учредителям (участникам) хозяйственного общества необходимо учитывать, что одной из целей создания ими коммерческой организации и управления ею является получение экономической выгоды от использования капитала, вложенного в уставный фонд этой организации. Также следует принимать во внимание, что поскольку ст. 31 ГК одной из форм предпринимательской деятельности признает осуществление физическим лицом правомочий учредителя (участника) коммерческой организации, то его права и обязанности в этом статусе опосредуются связью с предпринимательской деятельностью коммерческой организации, собственником имущества, или руководителем, или учредителем (участником) которой это лицо является.
При исследовании вопросов о наличии либо отсутствии оснований для привлечения вышеуказанных лиц к дополнительной (субсидиарной) ответственности по обязательствам основного должника необходимо установить обстоятельства, указанные в части первой п. 9 постановления № 11, а также дать им объективную правовую оценку.
При решении вопроса о влиянии действий (бездействия) указанных лиц на возникновение экономической несостоятельности (банкротства) основного должника следует, в частности, выяснять:
– соблюдались ли руководителем юридического лица установленные законодательством обязанности по организации бухгалтерского учета, созданию условий для правильного оформления первичной учетной документации, ведению налогового учета, надлежащему исполнению юридическим лицом гражданско-правовых, налоговых и иных обязательств; – осуществлялся ли собственником имущества юридического лица, учредителями (участниками) хозяйственного общества (товарищества) надлежащий контроль за исполнением юридическим лицом законодательства в сфере предпринимательской деятельности, финансов, трудовых правоотношений; – имелась ли у собственника имущества юридического лица, учредителей (участников) хозяйственного общества или товарищества объективная возможность своевременно влиять на надлежащее исполнение юридическим лицом его обязательств перед кредиторами, исключающая возникновение критических долговых обязательств (например, при решении вопроса о заключении крупной сделки, проверке и утверждении отчетов исполнительного органа юридического лица об итогах его деятельности, прибылях и убытках и т.п.); – иные обстоятельства, позволяющие установить наличие либо отсутствие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) этих лиц и экономической несостоятельностью (банкротством) юридического лица.
При отсутствии оснований для привлечения кого-либо из вышеуказанных лиц или нескольких из них к субсидиарной ответственности по обязательствам признанного экономически несостоятельным (банкротом) основного должника (например, участник хозяйственного общества по состоянию здоровья не имел объективной возможности участвовать в принятии решений, обязательных для основного должника, либо совершал действия, направленные на обеспечение надлежащего контроля за исполнением основным должником требований законодательства, но величина его доли в уставном фонде хозяйственного общества не смогла повлиять на принятие общим собранием (советом директоров или наблюдательным советом) соответствующего решения либо не позволяла ему инициировать рассмотрение вопросов, касающихся, в частности, отчета исполнительного органа юридического лица об итогах его деятельности, о его прибылях и убытках) эти лица не могут нести дополнительную (субсидиарную) ответственность по обязательствам юридического лица.
3. В соответствии со ст. 219 Закона о банкротстве, в случае недостаточности имущества должника - организации, осуществлявшей незаконную деятельность по привлечению денежных средств физических лиц, для удовлетворения требований вкладчиков - физических лиц руководители, собственник имущества и учредители (участники) этого должника солидарно несут субсидиарную ответственность по требованиям вкладчиков - физических лиц.
В случае привлечения к субсидиарной ответственности в соответствии со ст. 219 Закона о банкротстве необходимо установление факта незаконной деятельности по привлечению денежных средств физических лиц.
Так, в соответствии с Банковским кодексом Республики Беларусь (далее — БК), банк является коммерческой организацией, зарегистрированной в порядке, определенном БК, и имеющей на основании лицензии исключительное право на привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (депозиты).
Единый порядок выпуска и обращения ценных бумаг, регулирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг установлен Законом Республики Беларусь от 12 марта 1992 г. № 1512-XII «О ценных бумагах и фондовых биржах» (далее — Закон «О ценных бумагах и фондовых биржах»). Отдельные вопросы выпуска ценных бумаг регламентированы в Гражданском кодексе Республики Беларусь, Законе Республики Беларусь от 9 декабря 1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее «Закон «О хозяйственных обществах») и ряде иных законодательных актов.
Выпуск (эмиссия) ценных бумаг — это предусмотренная законом последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг путем их отчуждения инвесторам на основании гражданско-правовых сделок.
Таким образом, незаконной деятельностью по привлечению денежных средств граждан признается выпуск (эмиссия) ценных бумаг без регистрации в установленном порядке, либо публичное размещение ценных бумаг с нарушением установленного порядка, либо использование заведомо подложных документов для регистрации ценных бумаг, а также привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (депозиты) при отсутствии лицензии на такое привлечение.
Субсидиарная ответственность означает, что при недостаточности средств в организации, незаконно привлекавшей средства граждан, дополнительную ответственность к ответственности основного должника несут граждане — руководители организации, учредители (участники) организации-должника (ст. 370 ГК). Солидарная ответственность определяется правилами ст. 304 ГК. При солидарной ответственности любой из должников должен по требованию кредитора исполнить обязательство полностью. Кредитор, не получивший удовлетворения от одного из должников, вправе требовать недополученное от остальных. Солидарные должники остаются обязанными до тех пор, пока обязательство не исполнено полностью.
Дополнительным основанием для привлечения к субсидиарной ответственности в рамках данной статьи является недостаточность имущества организации – должника. В связи с этим по аналогии с привлечением к субсидиарной ответственности в соответствии с ч. 2 ст. 11 Закона о банкротстве, привлечение к субсидиарной ответственности в рамках ст. 219 Закона о банкротстве предъявляется после открытия ликвидационного производства в случае выявления недостаточности имущества должника для полного удовлетворения требований кре-диторов (часть третья п. 9 постановления № 11).
4. В соответствии со ст. 235 Закона о банкротстве, в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих, что стоимость имущества должника - юридического лица, в отношении которого в соответствии с гражданским законодательством принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов либо имущество отсутствует, после утверждения промежуточного ликвидационного баланса необходимо подать в хозяйственный суд заявление о банкротстве юридического лица в течение одного месяца со дня выявления этих обстоятельств.
Согласно ст. 235 Закона о банкротстве субъектами субсидиарной ответственности, допустившими нарушение вышеуказанных положений, названы:
– собственник имущества должника - унитарного предприятия; – учредители (участники) юридического лица; – руководитель юридического лица; – председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор).
Датой возникновения обязательства по подаче заявления должника является дата выявления указанными выше лицами недостаточности имущества должника для расчета с кредиторами.
Согласно п. 3 ст. 58 ГК с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица, в том числе ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в хозяйственном суде.
Таким образом, до назначения ликвидатора (ликвидационной комиссии) обязанность по подаче заявления должника при недостаточности имущества для расчета со всеми кредиторами лежит на собственнике имущества юридического лица — унитарного предприятия, учредителе (участнике) юридического лица, руководителе либо ином уполномоченном органе (часть третья ст. 247 Закона о банкротстве).
После назначения ликвидатора (ликвидационной комиссии) такая обязанность возлагается на данный орган.
Однако если заявление должника подано в течение месяца с даты выявления недостаточности имущества должника, а само это обстоятельство возникло гораздо ранее, оснований для привлечения к субсидиарной ответственности в соответствии со ст. 235 Закона о банкротстве, не имеется. В таком случае подлежат применению нормы ст. 9 Закона о банкротстве.
Ярослав Мельник, юрист Специально для газеты "Антикризисное управление"
Газета "Антикризисное управление", №8(62) за август 2013
Источник "Антикризисное управление", №8(62) за август 2013
|
|
|