Банкротство в Республике Беларусь
Банкротство Банкротство, Санация, Ликвидация
 
Антикризисное управление
 Главная О проекте Законодательство Контакты 
  «Алеся» была «беременна»… Банкротством
 
Когда-то качественный, красивый и недорогой трикотаж был гордостью нашей легкой промышленности. Вопрос "Покупать ли белорусское?" решался без колебаний. Белорусские, украинские и российские "челноки" оптом скупали трикотаж прямо с предприятий. Торговля стонала от дефицита, а столичные модницы 5 лет назад гонялись за эффектными пуловерами с маркой ОАО "Алеся". Но сегодня на дверях его фирменного магазина в Минске висит замок, а руководство концерна "Беллегпром" вместе с Советом Министров ищет пути спасения "Алеси" от банкротства. Близки к такому состоянию и другие предприятия трикотажной отрасли, которые задыхаются без оборотных средств, замороженных в складских запасах. И хотя затоваренность уменьшилась по сравнению с прошлым годом на 9 процентов, ситуация остается очень тяжелой. К 1 февраля 2003 года в магазинах и на складах скопилось трикотажных изделий почти на 12,5 миллиона долларов (24832,7 миллиона рублей). Это больше полутора среднемесячного объема производства всей трикотажной отрасли страны. Получился у нас странный кризис перепроизводства: магазины и склады забиты продукцией, а купить нечего. Так считает отечественный потребитель и отправляется на рынок покупать турецкий и китайский трикотаж - модный, яркий и сравнительно дешевый. А ведь 11 предприятий концерна "Беллегпром" могли бы одеть белорусских покупателей с ног до головы: они выпускают все - от носков, колготок и нижнего белья, и заканчивая платьями и костюмами. Почему же отечественный производитель уступает позиции на внутреннем рынке?
- А на чем выпускать красивые и модные вещи, если производственные мощности трикотажных предприятий на 80 процентов физически износились и морально устарели? - заметила экономический советник концерна "Беллегпром" Елена Саранчина. - Во всем мире в трикотажной подотрасли оборудование полностью обновляется каждые 4-5 лет, а на той же "Алесе" до сих пор в производстве используются станки 1963 года выпуска! О каких современных моделях может идти речь при отсталости технологий?
Высокие цены и низкое качество - вот основные причины затоваривания. Причем продукция белорусских трикотажников сегодня с трудом выдерживает конкуренцию даже в России, куда ее экспортируется почти 90 процентов.
Российским предприятиям легкой промышленности предоставлена масса льгот и преференций, поэтому наша продукция не может конкурировать с ними по ценам.
- Но ведь белорусские трикотажные объединения не выдерживают конкуренции и с отечественными малыми предприятиями?
- К сожалению, это так. Малые предприятия очень мобильны, они быстро реагируют на конъюнктуру рынка. А трикотажные объединения большие и неповоротливые. Гонят изделия тысячами штук. В итоге с той же "Элмы" в частный бизнес уходят художники и модельеры. Кроме того, крупным предприятиям (приходится содержать огромную социальную сферу: детские сады, общежития, профилактории. Например, "Алеся" никак не может избавиться от долгов еще и потому, что Мингорисполком отказывается взять на баланс ее общежития и заниматься их модернизацией и ремонтом.
- Где же выход?
- Развивать и наращивать экспорт в европейские страны мы не сможем, потому что ограничены жесткими квотами Евросоюза. Лишь за два месяца 2003 года годовая квота выбрана от 45 до 78 процентов. Беларусь и Россия - вот основные рынки сбыта трикотажа.
Сегодня необходимо срочно проводить реструктуризацию отрасли, и она должна начаться с разукрупнения и сокращения масштабов предприятий. Наша легкая промышленность создавалась в расчете на внутренний рынок Советского Союза. В те годы 80 процентов .. белорусского трикотажа приставлялось в другие советские республики. Посмотрите, какие у нас огромные трикотажные объединения. Производственные мощности на предприятиях "Беллегпрома" используются всего на 40-50 процентов! Все остальное простаивает, что ведет к излишним затратам, повисает на себестоимости продукции. Придется мощности сокращать и численность работников, увы, тоже.
На самом крупном трикотажном предприятии - ОАО "Пинское ПТО "Полесье" работает 5526 человек, на "Брестском чулочном комбинате" - 2586. Разумеется, придется разработать специальную программу по трудоустройству и переподготовке кадров, но дальше тянуть этот воз отрасль не сможет.
Кроме того, на предприятия должны прийти грамотные менеджеры. Ведь ОАО "Алеся", в котором не было доли государственного капитала, довели до такого состояния его акционеры. За последние 5 лет на этом предприятии в 7 раз снизились объемы производства и трижды менялись директора. А вот жодинский "Свитанак" успешно работает и развивается. В свое время он перевооружился за счет собственных средств. Получается, что выиграл тот, кто умел видеть перспективу и думал об интересах потребителей. Но до сих пор многих руководителей это заботит в последнюю очередь. В прошлом году в концерне пришлось издать приказ о совершенствовании маркетинговых служб, но на многих предприятиях под этой вывеской по-прежнему работают отделы сбыта.
И, конечно же, в отрасль должны прийти серьезные инвестиции. Без полной замены оборудования трикотажные предприятия не смогут работать и развиваться. Нужно создавать на их базе совместные предприятия с участием иностранного капитала. Ведь зарубежные инвесторы обеспечивают не только внедрение новых технологий, но и рынки сбыта. Сегодня интерес к "Алесе" проявило латвийское 000 "Огре". Документы на создание СП с ним сейчас находятся в МИДе. Прорабатывается вопрос о создании СП и с нашим крупнейшим производителем трикотажа - ОАО "Пинск-Полесье". Есть и другие программы. Надеемся, что когда они будут реализованы, наш потребитель предпочтет отечественный трикотаж китайско-турецкому ширпотребу.

Татьяна ВОЛОЧКОВИЧ

Источник «Республика», 22 апреля 2003 г.
 
поиск по сайту
 
  Наш альянс:
 
 
Банкротство
Информационно-аналитический ресурс "Банкротство в Республике Беларусь"
(www.bankrot.by)
 
антикризисное управление
 
© bankrot.by / Банкротство в Республике Беларусь
адрес: Республика Беларусь, 220012, г. Минск, а/я 1
тел.: +375 (29) 650-05-70 (velcom), e-mail: gv@trust.by
Design by Normality studio