Банкротство в Республике Беларусь
Банкротство Банкротство, Санация, Ликвидация
 
Антикризисное управление
 Главная О проекте Законодательство Контакты 
  Рай для должников
 
Формальные основания для возбуждения процедуры банкротства имеются в отношении половины белорусских предприятий, но государство пытается притормозить этот процесс
В последние пять лет а Беларуси наблюдается устойчивый рост неплатежей.
Сейчас кредиторская задолженность предприятий составляет около 40% от ВВП, в том числе просроченная задолженность - более 40%. В таком положении находятся около половины предприятий страны. По оценкам Минэкономики, а Беларуси 62% государственных предприятий и предприятий с долей государства в уставном капитале не в состоянии рассчитываться по текущим долгам. Формальные основания для начала процедуры банкротства наступили в отношении 50% субъектов хозяйствования! Причем у 11 % предприятий долги превысили их балансовую стоимость. При этом в процедуре банкротства сейчас находятся около 1,5 тысячи предприятий, на которых занято около 32 тысяч человек. И хотя со дня принятия закона о банкротстве (с февраля 2002 года) количество дел выросло в 10 раз, это совсем не много, учитывая масштабы неплатежей, считают специалисты.
Выступая недавно на заседании "круглого стола", посвященном проблемам банкротства, и.о. директора департамента по санации и банкротству Минэкономики Наталья Мыцких обратила внимание на такой парадокс в Беларуси тяжелейшая ситуация с неплатежами и в то же время в стране самые щадящие условия банкротства. "У нас должник имеет право не платить более года (на практике и три-четыре года). В России и Казахстане ответственность наступает уже через три месяца",- отметила Мыцких.
Не только неграмотное управление приводит предприятия к предбанкротному состоянию. Нередко к этому приводит некомпетентная политика госорганов. На некоторых предприятиях скрытая безработица достигает от 30% до 70%. А стремление выполнить обязательные директивные показатели еще более усугубляет положение предприятий.
По официальным данным, 42% белорусских предприятий не имеют оборотных средств. Большинство предприятий при нынешних условиях смогут обновить основные фонды лишь "срез 60-70 лет. В такой ситуации разумнее было бы определиться, сколько таких предприятий государство сможет поддержать, остальных надо отпускать в рынок, надо создавать благоприятный инвестиционный климат и находить компромисс с инвесторами, а не противодействовать им, подчеркнул на условиях анонимности чиновник Минэкономики. По его словам, тормозит внедрение института банкротства и социальный фактор. Однако малый бизнес, который мог бы поглотить "лишних" людей, а Беларуси не развивается, а сокращается. Беларусь пока не присоединилась к Конвенции Международной организации труда о социальной защите работников, высвобождаемых а результате банкротства предприятия, а это не позволяет в полной мере защитить уволенного работника. В нашей стране высвобождение одного работника в процессе банкротства стоит 1200 долларов, во Франции (для сравнения) 42000 долларов.
В течение шести лет Департамент по санации и банкротству проводит мониторинг 6000 госпредприятий, отслеживает в динамике их финансовое состояние. Информация о надвигающейся опасности возможного банкротства каждый квартал направляется в правительство, но разглашать ее департамент не имеет права.
Пару лет назад банкротство востребовало и новую для Беларуси профессию - антикризисный управляющий. Сейчас в стране аттестовано уже более 300 специалистов, выдана лицензия 131 антикризисному управляющему. По словам одного из них, Сергея Борисова, антикризисный управляющий приходит на предприятие а тот момент, когда государство расписалось в собственной неспособности им управлять, "его воспринимают в штыки, рабочие готовы растерзать, требуя скорейшей выплаты зарплаты, в то же время Беларусь - единственная страна, где антикризисный управляющий не защищен: не страхуются ни его риски, ни его здоровье, несмотря на массу угроз от кредиторов!" Если же своими действиями внешний управляющий нанес предприятию ущерб, то в этом случае на него распространяется субсидиарная ответственность.
Председатель совета Белорусского общественного объединения специалистов по антикризисному управлению Юрий Записочный отмечает, что цивилизованный механизм банкротства служит для того, "чтобы не стреляли из-за угла и утюг на спину должникам не ставили". Однако белорусское законодательство, по его словам, очень мягкое в отношении должников и очень сложное для кредиторов. Поэтому, по его мнению, надо вносить изменения в законодательство. в частности, установить "критический" период неплатежеспособности - три месяца, после чего возбуждать процедуру банкротства.
Однако по этому пути государство как раз и не пойдет. По информации "Известий", подготовлен проект декрета президента Беларуси "О некоторых вопросах применения законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве)". В соответствии с ним в Беларуси будут создаваться Комиссии по предупреждению банкротства, усилен контроль за деятельностью управляющих в процедурах банкротства, предусматривается обязательное согласование подачи заявления о банкротстве должника с государственным органом, уполномоченным на взыскание налогов, сборов, пошлин и иных платежей а бюджет.

Источник «Известия», 16 мая 2003 г., № 84
 
поиск по сайту
 
  Наш альянс:
 
 
Банкротство
Информационно-аналитический ресурс "Банкротство в Республике Беларусь"
(www.bankrot.by)
 
антикризисное управление
 
© bankrot.by / Банкротство в Республике Беларусь
адрес: Республика Беларусь, 220012, г. Минск, а/я 1
тел.: +375 (29) 650-05-70 (velcom), e-mail: gv@trust.by
Design by Normality studio