|
Одиозные, безнадежные и недосчитанные |
|
Долги Иpaкa не дают покоя кредиторам, финансистам и самим иракцам Будущее иракских долгов все еще не определено. Их точная сумма не названа. Парижский клуб кредиторов 24 апреля принял решение повременить с принятием плана действий по их возврату. Режим Саддама Хусейна не платил по долгам 13 лет — после вторжения в Кувейт и введения экономических санкций. Сегодня у экспертов нет единого мнения по поводу суммы внешних долгов Ирака. Точной суммы не знает никто Разбежка в оценках — от 50 млрд. до 450 млрд. USD.Американские правительственные эксперты говорят о внешнем долге страны в 360 млрд. EUR. Более половины этой суммы, отмечают они, — репарации после войны в Персидском заливе. 15%-долг перед иностранными компаниями, 33% — собственно государственный долг. Согласно данным экспертов Лондонской фирмы Exotix, специализирующейся на торговле долгами, внешний госдолг Ирака оценивается в 103,4—129,4 млрд. USD (собственно долг и проценты). По словам бывшего управляющего центральным банком Ирака, крупнейшими странами-кредиторами являются Франция и Россия, задолженность перед которыми составляет ориентировочно по 8-9 млрд. EUR. С учетом набежавших процентов российские эксперты говорят о долге в 11-12 млрд. EUR. Германии, по экспертным оценкам, Ирак задолжал около 4 млрд. EUR. И примерно столько же Ирак должен США. Гораздо больше Ирак занимал у стран-соседей, которые помогали восстанавливать страну после первой войны в Персидском заливе; задолжал значительные суммы иностранным компаниям за проведенные, но так и не оплаченные поставки. Варианты обсуждаются Будет ли новое правительство Ирака возвращать долги старого режима? Некоторые эксперты полагают, что эти долги вовсе не безнадежны. В подтверждение приводится тот факт, что за последние полгода на мировых биржах иракские корпоративные долги серьезно подорожали. Иностранные инвесторы делают ставку на то, что новое правительство может начать платить хотя бы из соображений престижа, особенно после того, как США инвестируют миллиарды долларов в восстановление иракской экономики. Пессимисты (а их большинство) считают, что государственный долг для Ирака неподъемен. Наблюдатели высказывали предположение, что США могут дать совет новому правительству Ирака отказаться от погашения ряда внешних долгов как «одиозных». Это старая, редко применяемая и довольно шаткая правовая норма, отмечают эксперты. Она сводится к тому, что страны не должны платить по долгам, которые возникли без одобрения населения и без всякой пользы для него, например, по займам, сделанным в целях личной или политической выгоды одиозных. диктаторов. Некоторые считают, что в нынешней обстановке США с удовлетворением восприняли бы отказ Ирака от погашения долгов Франции и России. Но, с другой стороны, использование концепции «одиозных» долгов может актуализировать неудобные вопросы о долгах других диктаторских режимов Америке и международным финансовым организациям [здесь можно вспомнить и долг СССР, который приняла на себя Россия). В связи с этим гарвардский экономист профессор Майкл Крекер в интервью Би-би-си уже предложил создать орган, который имел бы право объявлять определенные власти «одиозными», что означало бы аннулирование всех долгов такого режима после его падения. Специалист вашингтонского Центра стратегических и международных исследований Батшеба Крокер предложила ввести мораторий или временно заморозить долги Ирака на пять лет, к примеру. Впрочем, добиться этого крайне сложно, признала она. Официальную позицию Штатов накануне апрельской встречи лидеров России, Франции и Германии в Петербурге озвучил замминистра обороны США Пол Вулфовиц. Он призвал правительства России и Франции списать задолженность Ирака- полностью или частично, чтобы «не обременять новое иракское правительство». В России, понятно, эта идея восторга не вызвала. Владимир Путин выразил эти настроения так: «Кто-то пострелял, кто-то пограбил, а кто-то должен платить за это удовольствие». Однако в принципе идею не отверг, сказав, что предложение США «понятно и имеет право на существование». Параллельно российские медиа начали обсуждение своего варианта — «обменять» долги Ирака на долги России Парижскому клубу. Политический комитет Международного валютного фонда (www.imf.org) 12 апреля заявил, что МВФ и ВБ готовы помочь в послевоенном восстановлении Ирака. «МВФ и Всемирный банк готовы сыграть свою обычную роль в послевоенном развитии Ирака в соответствующий момент. Важно разобраться с долгами страны, для чего нужно как можно скорее привлечь Парижский клуб», — говорится в заявлении комитета. Решили выждать На прошлой неделе 24 апреля состоялось очередное заседание Парижского клуба кредиторов (www.clubdeparis.org). С окончательным планом действий в отношении долгов Ирака решено повременить. Сначала нужно определиться с размером иракской задолженности и проследить за тем, как будет«в ближайшие месяцы» развиваться ситуация в стране, а потом уже решать вопрос об отсрочке выплат либо списании части долга—к такому мнению пришли участники заседания клуба. Согласно коммюнике, опубликованному по итогам заседания, его участники в рамках традиционного ежемесячного общего обзора» провели «предварительную дискуссию» по проблеме внешнего долга Ирака и подтвердили свою «готовность изучать этот вопрос». Первым шагом, по их мнению, должно стать понимание суммы иракской задолженности» по отношению к членам Парижского клуба. Поэтому в ближайшие месяцы страны-кредиторы продолжат изучение этой увлекательной темы и будут внимательно следить за развитием ситуации в стране. Председатель клуба Жан-Пьер Жуйе сообщил агентству Reuters свою оценку суммы долга — порядка 100 млрд..USD. В 1990 году долг Ирака Парижскому клубу оценивался в 26 млрд. EUR, — добавил он чуть позже в комментарии журналистам. В коммюнике также отмечается, что вопрос иракской задолженности Парижскому клубу необходимо решать в тесном контакте с Международным валютным фондом и Всемирным банком и на основе резолюций Совета Безопасности ООН. «Мы согласны следовать обычным методам работы клуба: при условии согласия всех кредиторов, после изучения ситуации специалистами МВФ решить, соответствует ли сумма долга, предложенная к аннулированию, действительной потребности Ирака для развития, — подчеркнул Ж. — П. Жуйе в комментарии Reuters. — Но прежде в Ираке должна быть установлена стабильность и безопасность, чтобы кредиторы сами смогли исследовать ситуацию. На сегодня мы пока не знаем, кто будет вести переговоры с ними». Как сообщило РИА «Новости» со ссылкой на информированные источники, близкие переговорному процессу, выверка суммы иракской задолженности и подготовка согласованного решения могут затянуться «на многие месяцы». Во всяком случае, приступать к официальному обсуждению схем реструктуризации долга можно лишь после того, как с соответствующей просьбой в Парижский клуб обратится правительство страны-должника. В Ираке же такого правительства пока нет, и когда оно будет сформировано, неизвестно. Возможности списания В рамках Парижского клуба кредиторов наиболее распространены два варианта списания долга. С 1996 года действует программа облегчения долгового бремени беднейших стран, чья внешняя задолженность превышает 150%годового экспорта. По этой схеме страна должна принять согласованную с МВФ трехлетнюю программу экономического развития, После ее выполнения клуб списывает 90% долга. По этой схеме списаны долги Эфиопии. Малави, Мали, Уганды и ряда других африканских стран. Однако богатому нефтью Ираку вряд ли стоит рассчитывать на тот же подход, что и к беднейшим африканским странам. Более вероятен, по мнению экспертов, второй вариант — «политическое» списание части долга. По этому сценарию в 1991 году клуб списал 50% долга Египту и Польше, у которых имелись одобренные МВФ программы экономических реформ. По мнению председателя наблюдательного совета ИК «Ренессанс Капитал» Александра Шохина, «Польше долг списали за пробитие бреши в Берлинской стене, а Египту — за правильное поведение в ближневосточном конфликте».
Справка «БР» Парижский клуб кредиторов — организация, объединившая 19 стран-основателей, созданная для поиска общих долгосрочных решений проблем стран-должников. Первой рассрочку долгов получила Аргентина в 1956 году. С тех пор Парижский клуб кредиторов заключил 367 соглашений в отношении 78 стран, обремененных непосильными долгами. С 1983 года принято решение о рассрочке долгов на общую сумму в 350 млрд. USD. Постоянные члены Парижского клуба: США, Великобритания, Швейцария, Швеция, Испания, Россия, Норвегия, Нидерланды, Япония, Италия, Ирландия, Германия, Франция, Финляндия, Дания, Канада, Бельгия, Австралия и Австрия.
Источник «Белорусский рынок», № 16
|
|
|