Банкротство в Республике Беларусь
Банкротство Банкротство, Санация, Ликвидация
 
Антикризисное управление
 Главная О проекте Законодательство Контакты 
  «Ланта-Тур» и другие: продолжат ли список банкротов белорусские туроператоры?
 
Грозит ли белорусским туркомпаниям кризис, подобный тому, что разразился в России? В прошлом сезоне туроператоры сыпались, как груши, причем, разорялись как мелкие фирмы, так и очень крупные игроки. Обозреватель портала www.interfax.by поинтересовалась у экспертов, что стало причиной банкротства российских компаний, и насколько застрахованы белорусские туроператоры от подобных ситуаций.
Продолжение следует?

«Капитал-тур», «Ланта-тур», «Аврора Интур», «Скайтур», «Идеальный мир»… никто не может дать гарантию, что этот список не пополнится в нынешнем сезоне. Однако белорусские турфирмы в один голос заявляют: у нас такого быть не может. Такое смелое заявление отечественные игроки делают, исходя из особенностей рынков России и Беларуси, о которых мы расскажем далее.

Банкротство российских компаний ударило, прежде всего, по туристам. Одни так и не смогли уехать на отдых по оплаченным заранее турам и потеряли деньги, другие были вынуждены выселиться из отеля или даже спасаться бегством.

Причем тут белорусы, спросите вы? Дело в том, что белорусские туристы часто выезжают через российских туроператоров. Можно, даже не заглядывая в договор, понять, что вы имеете дело с россиянами. Верный признак – вылеты через Москву или Киев. Белорусские туроператоры отправляют только из Минска, и только рейсами «Белавиа».

Отработать бы кредит…

Директор белорусского туроператора «Вояжтур» Евгений Сазыкин считает, что причина банкротства российских туроператоров кроется в самой схеме рынка. Туристический рынок России делится на туроператоров – компании, которые формируют пакет услуг (проживание, перелет, экскурсии), – и агентства, которые реализуют эти туры частным клиентам.

«Туроператор выкупает блоки мест на конкретные авиарейсы заранее. Например, 20-30 кресел на каждый вылет (в России на таких массовых направлениях, как Турция, это может быть и несколько рейсов), и за них обязан проплатить в любом случае. Если какое-то количество мест остается не закрытым, то компания вынуждена продавать их по сниженной цене, чтобы хоть как-то возместить вложенные деньги. Главное, чтобы турист поехал на отдых, а там туроператор еще имеет шанс заработать на дополнительных услугах (например, экскурсиях). Все лучше, чем ничего», – комментирует Евгений Сазыкин. К слову, именно таким образом появляются так называемые «горящие туры» – один из способов сэкономить на отдыхе.

Вторая часть туроператорского продукта – это проживание. Туристов с каждым годом становится все больше, и места в отелях идут нарасхват. В связи с этим оператор старается забронировать номера заранее и несет за них такую же ответственность, как за билеты самолет – то есть обязан оплатить их в любом случае, поедут туда туристы или нет.

Как правило, номера в отелях туроператор оплачивает за 8-9 месяцев. Иначе говоря, пакеты на нынешний сезон туроператоры сформировали уже в конце прошлого. Откуда берутся деньги на такой авансовый платеж?

«Российские туроператоры обычно привлекают собственные средства, оборотные, а когда не хватает, то и кредитные ресурсы», – поясняет Евгений Сазыкин.

По его словам, большинство компании на российском рынке работает на кредитных ресурсах. Более дальновидные туроператоры инвестируют оборотные средства в параллельные проекты – покупку недвижимости и самолетов, строительство или приобретение собственных отелей. Таким образом они минимизируют затраты (снижают себестоимость продукта) и более защищены от сюрпризов туристического рынка. Но все больше и больше компаний, которые берут кредиты в банке, рискуют потом не рассчитаться с долгами.

Россиян погубили амбиции…

Российский рынок растет быстрыми темпами, стихийно. Его развитие не всегда просчитано экономически и достаточно амбициозно. Крупные операторские компании, желая захватить рынок, ставят дополнительные рейсы, в итоге предложение превышает спрос. У компаний поменьше есть риск не продать свой продукт.

«Грубо говоря, было три самолета на рынке и 500 туристов. Все помещаются. Но вдруг появляется не три самолета, а шесть. Количество туристов не меняется. Соответственно, они перераспределяются. Компаниям нужно заполнить пустующие места, и они становятся конкурентами. Компании начинают демпинговать, то есть изначально продавать свои пакеты по более низким ценам, чтобы пораньше закрыть все места. Таким образом, крупные компании вытесняют более слабые за счет объемов», – говорит Евгений Сазыкин.

В нынешних условиях, когда рынок начинает конкурировать с системами онлайн-бронирования, не все компании могут сопоставить свои возможности со своими желаниями.

«Конкуренция настолько высока, что российские фирмы не могут продать свой продукт. Даже при динамично развивающемся в России рынке путешествий, существует вероятность закончить сезон в убыток. В этом плане очень многое зависит от маркетинговой политики компаний», – считает Евгений Сазыкин.

…А белорусы скромнее и добрее

«Белорусский рынок небольшой. Прыгнуть выше головы не получится. Емкость рынка просчитана. На сегодняшний день нет профицита, я бы даже сказал – есть дефицит. За счет этого рынку пока удается зарабатывать», – рассказывает Евгений Сазыкин.

Схема белорусского рынка выглядит немного иначе. Есть белорусские туроператоры и представительства крупных российских компаний. Российские туроператоры продают пакеты головных компаний и заказывают блоки мест на белорусских чартерных рейсах. Они не реализуют продукт частным лицам, только через сеть туристических агентств.

Белорусские туроператоры продают туры как агентствам, так и частным лицам.

«Если бы мы занимались только туроператорской деятельностью, мы бы не смогли выжить. Потому что объем от туроператорской деятельности не позволяет обеспечить доход для развития бизнеса», – говорит Евгений Сазыкин.

Белорусские туроператоры отличаются от российских еще и тем, что продают продукт друг друга, в том числе и российских компаний.

Так же работает, к примеру, отечественный туроператор «АэроБелСервис»: «Мы работаем как туроператор, но при этом у нас есть офисы, которые продают путевки индивидуальным клиентам. Если мы будем продавать только свои туры, что мы будем делать, когда они закончатся? Поэтому мы берем на реализацию туры «ТезТУР».

Банкротство не грозит… пока

Прошедшая кампания по раннему бронированию в Беларуси прошла довольно успешно. Это признают и белорусские, и российские компании.

Ведущий специалист минского офиса российского туроператора Coral Travel Жанна Авласенок поделилась предварительными показателями: «Мы берем блоки мест, которые готовы выполнить. Больше пока нет возможности. Ранним бронированием очень довольны в этом году. У нас три полетные программы: Турция, Греция, Испания. Все хорошо заполнилось. Май практически весь продан. Люди уже начали понимать, что хорошие отели ждать не будут. И если они не позаботятся об отдыхе заранее, все места в приличных отелях займут другие туристы».

По мнению Евгения Сазыкина из «Вояжтур», при разумной ценовой политике этот сезон для белорусских операторов будет успешным. Объем рынка четко очерчен, никто не делает слишком крупных рискованных ставок.

Количество вылетов соответствует спросу, хотя белорусские туроператоры признаются, что можно было сделать больше вылетов из Минска. Но это будет возможно, только когда парк самолетов «Белавиа» увеличится. Недавно прошла информация, что отечественный авиаперевозчик намерен сделать это в ближайшем будущем.

На белорусском рынке не приходится говорить о жесткой конкуренции, здесь скорее подходит определение «взаимовыгодное сотрудничество». Топить друг друга не имеет смысла, продажи идут хорошо – что еще нужно?



ИА "Интерфакс-Запад", 14 мая 2012 года




Источник "Interfax.by", 14 мая 2012 года
 
поиск по сайту
 
  Наш альянс:
 
 
Банкротство
Информационно-аналитический ресурс "Банкротство в Республике Беларусь"
(www.bankrot.by)
 
антикризисное управление
 
© bankrot.by / Банкротство в Республике Беларусь
адрес: Республика Беларусь, 220012, г. Минск, а/я 1
тел.: +375 (29) 650-05-70 (velcom), e-mail: gv@trust.by
Design by Normality studio