Банкротство в Республике Беларусь
Банкротство Банкротство, Санация, Ликвидация
 
Антикризисное управление
 Главная О проекте Законодательство Контакты 
  Роль собрания кредиторов в процедуре банкротства
 
Эффективное управление имуществом должника в процессе банкротства целиком и полностью зависит от грамотного осуществления необходимых процедур, предусмотренных законодательством. Немаловажное место среди них занимает проведение собрания кредиторов. Компетенция собрания кредиторов и порядок его созыва
В соответствии с ч. 2 ст. 53 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон) все действия в отношении должника от имени кредиторов в процессе конкурсного производства осуществляют собрание кредиторов и комитет кредиторов. Так, согласно ч. 6 этой же статьи Закона в компетенцию собрания кредиторов входят:
— рассмотрение плана санации или плана ликвидации должника, их утверждение либо отклонение с заявлением в хозяйственный суд ходатайства об открытии ликвидационного производства, если у должника отсутствует возможность продолжать деятельность;
— утверждение кандидатуры нового управляющего после отстранения предыдущего, планы которого о санации или ликвидации должника не удовлетворили собрание кредиторов;
— принятие решения о заключении мирового соглашения;
— избрание комитета кредиторов, определение его количественного состава, оснований для досрочного прекращения полномочий членами комитета кредиторов;
— защита требований кредиторов;
— решение иных вопросов, предусмотренных Законом, например:
дача согласия управляющему на привлечение для осуществления учета имущества должника и управления его делами бухгалтеров, аудиторов, иных специалистов, не являющихся штатными работниками ни должника, ни управляющего;
дача согласия на заключение крупных сделок;
одобрение условий конкурса по продаже предприятия;
разрешение управляющему реализовать часть не проданного на повторных торгах имущества должника, не выставляя его на очередные торги, и др.
Как видим, компетенция собрания кредиторов весьма обширна и затрагивает все существенные вопросы в сфере банкротства конкретного должника, поэтому желательно, чтобы управляющий, разрешая те или иные возникающие проблемы при осуществлении своих полномочий, заручился его поддержкой.
Круг лиц, по инициативе которых может быть созвано собрание кредиторов, четко очерчен в ст. 54 Закона — это управляющий, комитет кредиторов, конкурсные кредиторы. Кроме того, собрание кредиторов может созываться и по инициативе хозяйственного суда. Один из таких случаев установлен ст. 95 Закона, согласно которой хозяйственный суд выносит на разрешение собрания кредиторов вопрос о необходимости защиты требований, для чего своим определением созывает кредиторов.
Организация и проведение любого из собраний кредиторов возлагается на управляющего, который, кроме оповещения всех известных ему кредиторов о предстоящем мероприятии, публикует в установленных Законом случаях соответствующее сообщение в средствах массовой информации.
По требованию конкурсных кредиторов или комитета кредиторов собрание должно быть созвано управляющим в двухнедельный срок с момента обращения к нему. Местом проведения собрания кредиторов Закон называет место нахождения должника или хозяйственного суда, но само собрание или избранный им комитет могут определить и иное место для проведения собрания.
Согласно общему правилу собрание кредиторов является правомочным независимо от числа представленных на нем голосов конкурсных кредиторов, но при условии, что эти кредиторы будут своевременно и надлежащим образом уведомлены о времени и месте проведения собрания.
Первое собрание — самое важное
Закон проводит «водораздел» между первым собранием кредиторов и всеми остальными собраниями, которые могут проходить на протяжении всего производства по делу о банкротстве. Первое собрание кредиторов законодатель выделяет в отдельную процедуру, только ему присущи некоторые особенности, одно которых является четкое ограничение (ст. 56 Закона) относительно даты его проведения и времени представления протокола в хозяйственный суд (ст. 125 кона).
Буквальное прочтение Закона не позволяет однозначно ответить, какому из собраний кредиторе первому общему или одному из последующих — законодатель предоставляет приоритетное право решать такие важные вопросы, как утверждение или отклонение плана санации и плана ликвидации должник открытие ликвидационного производства. Однако, сопоставив содержащиеся в Законе правовые нормы определенный вывод сделать можно.
В ч. 4 ст. 56 Закон сказано, что на первом об собрании кредиторов предварительно решается вопрос о санации или ликвидации должника. А ч. 1 этой же статьи установлено, что первое общее собрание кредиторов должно состояться в срок, не превышающий 75 дней со дня возбуждения хозяйственным судом конкурсного производства. При этом планы санации или ликвидации должника в силу ч. 1 ст. 125 3акона на рассматриваются на собрании кредиторов, которое созывается управляющим не позднее 80 дней со опубликования сообщения об открытии конкурсного производства. Один из названных планов или оба на как альтернативные должны быть составлен управляющим и представлены на рассмотрение собрания кредиторов в срок не позднее 70 дней с момента его назначения хозяйственным судом, которое производится в день вынесения судом определения о возбуждении конкурсного производства (ст. 42 Закона).
Сопоставление календарных сроков (период вышеперечисленных нормах Закона позволяет сделать следующий вывод: законодатель, регулируя в ст. 125 Закона процедуру рассмотрения плана санации или плана ликвидации, подразумевает, что рассматриваться эти вопросы должны на первом общем собрании кредиторов, а не на каком-нибудь из последующих. Именно с проведением первого собрания Закон связывает обязанность управляющего в кратчайший срок представить хозяйственному суду соответствующий протокол.
Если на первом собрании кредиторов не будет п то решение о проведении санации или ликвидации решится вопрос о заключении мирового соглашения, а также если одно из названных решений будет принято собранием, но не представлено в хозяйственный течение 4 месяцев со дня опубликования сообщения об открытии конкурсного производства, хозяйственный суд по истечении указанного срока вправе вынести решение либо об открытии ликвидационного производства в отношении должника, деятельность которого не может быть продолжена, а платежеспособность восстановлена по объективным причинам, либо о введении санации (при наличии реальной возможности восстановления платежеспособности должника).
Участниками первого собрания кредиторов с правом голоса являются присутствующие конкурсные кредиторы. Без права голоса в этом собрании участвуют управляющий, руководитель должника, представитель работников должника, не являющихся кредиторами. Кроме того, Закон допускает участие в этом собрании судьи, непосредственно осуществляющего производство по данному делу о банкротстве. Какая роль отводится судье в этом мероприятии, не совсем понятно. Насколько удастся ему сохранить объективность после всего увиденного и услышанного на собрании кредиторов, когда ему придется разрешать спор, возникший по результатам проведения такого собрания? Впрочем, практика свидетельствует, что судьи в силу своей загруженности чаще не участвуют в собрании кредиторов, чем наоборот. Исключение составляют наиболее громкие дела о банкротстве крупных предприятий.
Механизм подсчета голосов кредиторов
При проведении собраний кредиторов между их участниками могут возникать споры и противоречия по поводу механизма подсчета голосов каждого участника.
Порядок подсчета голосов при принятии на собрании кредиторов решений определен ст. 53 и 55 Закона. Так, решения по вопросам, включенным в повестку дня (за некоторыми исключениями, которые будут перечислены ниже), считаются принятыми, если за них отдано большинство голосов конкурсных кредиторов, присутствующих на собрании (50% голосов от присутствующих на собрании + 1 голос). Это, в частности, решения о защите требований кредиторов, подаче в суд ходатайства об открытии ликвидационного производства, рассмотрении жалоб на действия управляющего, образовании комитета кредиторов или досрочном прекращении его полномочий. Решения об утверждении плана санации или плана ликвидации должника либо плана прекращения деятельности должника — индивидуального предпринимателя и освобождения его от долгов, о заключении мирового соглашения, об установлении условий конкурса по продаже предприятия в процессе санации градообразующей организации, об отстранении управляющего от исполнения обязанностей принимаются большинством от общего числа голосов конкурсных кредиторов (50% от общего числа голосов всех конкурсных кредиторов + 1 голос).
Число голосов каждого конкурсного кредитора1 определяется пропорционально сумме его требований к должнику, которые Закон признает установленными по состоянию на дату проведения собрания кредиторов. Следовательно, для правильного подсчета голосов на собрании управляющему необходимо точно определить размер установленных требований каждого из конкурсных кредиторов. Согласно ст. 4 и 93 Закона требования кредиторов считаются установленными, если они подтверждены вступившим в законную силу решением общего или хозяйственного суда, исполнительным документом или документом, свидетельствующим о признании должником выдвинутых против него кредитором требований. Таким образом, определять количество голосов на собрании кредиторов следует исходя из задолженности, подтвержденной решениями судебных органов или самим должником (например, актом сверки взаиморасчетов). Для этого кредиторы направляют в адрес управляющего требования с приложением необходимых документов, позволяющих признать установленным размер выдвинутых требований. Кроме того, управляющий самостоятельно устанавливает требования кредиторов на основании документации, имеющейся в наличии у должника. Нередко должники оспаривают требования кредиторов. В этом случае размер платежных обязательств определяется в порядке, указанном в ст. 95—98 Закона, т. е. посредством защиты требований на собрании кредиторов или хозяйственным судом. Если же должник не представил в недельный срок с момента получения предъявленных требований своих возражений по ним, эти требования приобретают статус установленных в размере, определяемом управляющим, а кредиторы, соответственно, обретают статус конкурсных кредиторов.
Полномочия комитета кредиторов
Специальным органом, формируемым на первом собрании кредиторов, является комитет кредиторов, которому посвящены ст. 58—60 Закона. Это не только представительный, но и контрольный орган — он представляет интересы кредиторов и контролирует действия управляющего.
Решения комитета кредиторов принимаются большинством голосов не от количества присутствующих на заседании членов этого комитета, а от общего их числа. Но при этом законодатель ничего не говорит о том, правомочен ли комитет кредиторов принимать решение, если в его заседании принимает участие меньше половины всех членов комитета.
Круг вопросов, решаемых собранием кредиторов, не должен выходить за пределы полномочий собрания. Полномочия комитета кредиторов устанавливаются не только Законом (принятие решений о созыве собрания кредиторов, об инициировании освобождения управляющего от должности, об утверждении или отказе в утверждении сделок должника, о представлении суду кандидатуры помощника управляющего), но могут определяться и собранием кредиторов. Вместе с тем Закон умалчивает о подотчетности комитета кредиторов собранию кредиторов, хотя, судя по механизму создания комитета, собрание кредиторов можно определить как вышестоящий по отношению к комитету орган.
Комитет кредиторов рассматривает вопросы реализации решений собрания кредиторов и в развитие этих решений принимает свои акты. Решения комитета не должны выходить за рамки его компетенции или отменять решения собрания кредиторов. В противном случае такие решения не будут иметь юридической силы. При несогласии с тем или иным решением собрания кредиторов комитет вправе созвать очередное собрание и предложить включить в повестку дня спорный вопрос.
Деятельность комитета кредиторов должна обеспечить максимальную «прозрачность» процедуры банкротства для всех участвующих в ней лиц. Достижению этой цели может способствовать и тесное взаимодействие с ним управляющего.
1 К конкурсным кредиторам Закон относит представителя работников должника (по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений) и кредиторов по платежным обязательствам (в т.ч. кредиторов по обязательным платежам), кроме граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, и учредителей должника.

Источник «БНПИ», № 29
 
поиск по сайту
 
  Наш альянс:
 
 
Банкротство
Информационно-аналитический ресурс "Банкротство в Республике Беларусь"
(www.bankrot.by)
 
антикризисное управление
 
© bankrot.by / Банкротство в Республике Беларусь
адрес: Республика Беларусь, 220012, г. Минск, а/я 1
тел.: +375 (29) 650-05-70 (velcom), e-mail: gv@trust.by
Design by Normality studio