Банкротство в Республике Беларусь
Банкротство Банкротство, Санация, Ликвидация
 
Антикризисное управление
 Главная О проекте Законодательство Контакты 
  Ликвидационное производство: от нивентаризации имущества до проведения торгов
 
На первом собрании кредиторов после возбуждения конкурсного производства должно быть принято решение о том, что целесообразнее — проводить санацию должника или избрать процедуру банкротства через ликвидацию. В последнем случае имущество предприятия должно быть продано на открытых торгах с тем, чтобы удовлетворить требования всех кредиторов. Однако к торгам банкрота еще нужно подготовить. Первый шаг — инвентаризация имущества
Согласно ч. 1 ст. 76 Закона «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон) управляющий с момента своего назначения обязан принять в ведение имущество должника и осуществить его опись (инвентаризацию) и оценку, т. е. выявить состав имущества, его стоимость и основные потребительские характеристики.
Этому должна предшествовать передача управляющему всей имеющейся у должника документации, печатей, штампов и иных ценностей. Если бывшее руководство должника не произвело такую передачу, несмотря на письменное уведомление об этом, управляющему нужно незамедлительно обратиться в хозяйственный суд для принудительного исполнения решения о признании предприятия банкротом, передав приказ судебному исполнителю по месту нахождения предприятия-должника. В случае передачи копий документации (даже надлежаще заверенных) в интересах управляющего потребовать предъявления подлинников этих документов, чтобы не осложнять себе жизнь в дальнейшем, например при взыскании дебиторской задолженности. Лучше пусть упрекнут за излишнее рвение, чем потом обвинят в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанностей, возложенных на управляющего в соответствии с Законом. Если за первое не наказывают, то за второе можно лишиться лицензии арбитражного управляющего (ст. 82 Закона).
В целях поиска имущества должника управляющему следует сделать запрос в налоговую инспекцию об открытых счетах должника и, получив ответ об их наличии, незамедлительно известить банковские учреждения, где открыты такие счета, о том, что начинается конкурсное производство. В соответствии со ст. 102 Закона управляющий обязан использовать в ходе конкурсного производства только один счет должника в банке или иной кредитной организации (основной счет должника). Другие счета должника, о которых известно на момент открытия конкурсного производства, а также обнаруженные в ходе него, подлежат закрытию по мере их обнаружения. Остатки денежных средств должника с указанных счетов должны быть перечислены на основной счет должника.
Очевидно, что управляющий не всегда в состоянии самостоятельно провести инвентаризацию на должном уровне, в связи с чем целесообразно привлекать для данной процедуры соответствующих специалистов, предварительно уведомив об этом хозяйственный суд, собрание кредиторов или комитет кредиторов и заручившись их согласием.
Вопрос об оплате труда лиц, привлекаемых управляющим для осуществления своих полномочий, должен решаться в заключаемом с ними договоре. Руководитель юридического лица, в отношении которого возбуждено дело о банкротстве, ограничен в принятии решений по вопросам, перечисленным в ст. 75 Закона. Предварительная договоренность между управляющим и руководителем предприятия-банкрота о распределении таких расходов представляется наиболее оптимальным способом решения вопроса о выплатах. Если же ни одна из сторон не предпримет усилий, дабы достичь соглашения о выплатах и их источниках, то обе они могут понести риск, связанный с односторонним принятием решения. Так, заключая дорогостоящий договор с аудиторской организацией для изучения финансового положения предприятия-должника без согласия его руководителя, управляющий может тем самым лишь увеличить количество кредиторов. Если должник не оплатит работы, принятые управляющим, вопрос об их оплате вынужден будет решать хозяйственный суд. Оценив необходимость и обоснованность произведенных расходов, суд вынесет определение, в котором укажет размер подлежащих выплате сумм. Эти расходы могут быть отнесены на любую из сторон, в том числе и на управляющего. Отсюда следует вывод: управляющему, дабы не тратить деньги должника понапрасну, необходимо здраво оценить потребность в привлечении специалистов со стороны.
Следует обратить внимание, что если ст. 100 Закона прямо запрещает привлекать для ведения учета имущества должника, управления этим имуществом и делами должника штатных специалистов последнего, то в ст. 99, регламентирующей опись и оценку имущества должника, запрет на привлечение бухгалтеров, работающих у должника, к проведению инвентаризации отсутствует. Поэтому представляется, что бухгалтерия должника в этой ситуации сможет произвести инвентаризацию имущества намного оперативнее, чем специалисты, привлекаемые со стороны.
Порядок проведения инвентаризации и оформление ее результатов определен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Министерством финансов Республики Беларусь 05.12.1995 № 54, и Разъяснениями к названным Методическим указаниям, утвержденными приказом того же Министерства от 18.05.1999 № 126.
Напомним, что имущество должника включает в себя: основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовую продукцию, товары, денежные средства и иные финансовые активы, а также финансовые обязательства — кредиторскую задолженность, кредиты банков. Подвергнуть инвентаризации необходимо все финансовые обязательства должника и все его имущество независимо от местонахождения. Инвентаризации подлежат и другие виды имущества, не принадлежащие должнику, но числящиеся у него по бухгалтерскому учету (например, арендованные, находящиеся на ответственном хранении, переданные для переработки).
Инвентаризацию осуществляет комиссия, состав которой утверждается управляющим. По результатам инвентаризации управляющий издает приказ, который впоследствии передается в бухгалтерию должника и служит основанием для отражения результатов инвентаризации в бухучете.
Второй шаг — оценка
После завершения инвентаризации имущество должника оценивается. Для этого управляющий вправе привлекать специалистов-оценщиков, оплата услуг которых производится во внеочередном порядке в размере, определяемом хозяйственным судом, за счет имущества должника, если иная очередность оплаты не установлена собранием (комитетом) кредиторов. В случае, когда имуществом должника, подлежащим продаже в процессе конкурсного производства, является недвижимость, оно оценивается до продажи с привлечением независимого специалиста-оценщика, если иное не установлено законодательством. Непосредственным основанием для заключения договора на оценку является положение Закона, предусматривающее право управляющего привлекать для осуществления своих полномочий на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности из средств должника.
Объектом оценки могут выступать отдельные активы предприятия, предприятие как имущественный комплекс или предприятие как бизнес. Чаще всего несостоятельное предприятие оценивается как имущественный комплекс. В последнем случае необходимо помнить, что при оценке из состава имущественного комплекса исключаются:
— имущество, изъятое из оборота (к нему относятся объекты коммунальной инфраструктуры: жилищный, социальный фонд, детские дошкольные учреждения и пр.);
— имущественные права, связанные с личной ответственностью должника.
Имущество предприятия-должника, относящееся к ограниченно оборотоспособному, продается не на открытых, а на закрытых торгах, поэтому расчет его стоимости может производиться по особым методикам.
При оценке денежных обязательств и обязательных платежей предприятия-должника надо учитывать, что с введением конкурсного производства и моратория на исполнение этих обязательств на них согласно ст. 91 Закона начисляются проценты в порядке, установленном ст. 366 ГК (т. е. по ставке рефинансирования Нацбанка), с прекращением начисления неустойки (штрафов и пени) и прочих экономических и финансовых санкций. При этом проценты впоследствии будут взиматься в размере 1/4 указанной ставки, действующей на момент их уплаты. Начисляемые проценты могут существенно увеличить размер обязательств и уменьшить возможность развития предприятия-должника. В состав денежных обязательств включаются:
— задолженность за переданные товары;
— задолженность за выполненные работы и оказанные услуги;
— суммы займов с учетом процентов, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, обязательств по выплате авторского вознаграждения, а также обязательств перед учредителями (участниками) должника — юридического лица, вытекающих из такого участия.
Работа с дебиторами и кредиторами предприятия-банкрота
Практически каждое предприятие в нашей стране имеет дебиторскую задолженность. Она возникает при расчетах с покупателями, подотчетными лицами, в других случаях. Как правило, участники гражданско-правовых договоров стараются четко оговаривать порядок и сроки погашения задолженности, не забывают и про штрафные санкции за нарушение сроков оплаты. Однако эти меры не всегда служат надежной гарантией того, что покупатель оплатит товар вовремя и полностью. В этом случае приходится прибегать к различным механизмам взыскания дебиторской задолженности, что требует знания законодательства и даже, если хотите, изобретательности.
В период конкурсного производства управляющий должен проводить активную работу с дебиторской задолженностью, а именно выявлять дебиторов должника и предъявлять им требования о взыскании задолженности. Кроме того, ст. 143 Закона позволяет управляющему уступать требования должника к его дебиторам посредством продажи таких требований на торгах, если иной порядок продажи не будет установлен собранием кредиторов или комитетом кредиторов.
Что касается кредиторов должника, то управляющий согласно ст. 75 Закона вправе в установленном порядке заявлять возражения по предъявленным к должнику требованиям кредиторов, а также заявлять отказ от исполнения должником обязательств и некоторых долгосрочных договоров. Отказ от исполнения договоров должника заявляется в порядке, установленном ст. 111 Закона, и может относиться только к не исполненным полностью или частично договорам, если:
— их исполнение повлечет для должника возникновение убытков;
— договор заключен на срок более одного года или рассчитан на получение должником положительных результатов лишь по истечении одного года со дня заключения договора;
— исполнение этих договоров невозможно ввиду недостаточной стоимости имущества должника;
— имеются иные обстоятельства, которые могут привести к увеличению неплатежеспособности должника или. воспрепятствуют ее восстановлению.
Кроме того, управляющий должен принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц. Он вправе предъявлять иски о признании недействительными сделок, совершенных должником, а также о расторжении договоров, заключенных должником.
Предчувствуя надвигающееся банкротство и преследуя цель вывести имущество из-под угрозы продажи на торгах, должники начинают распродавать последнее как посредством прямой купли-продажи, так и путем внесения имущества в уставные капиталы вновь создаваемых или существующих предприятий. Такие действия ущемляют интересы кредиторов и ведут к уменьшению конкурсной массы, лишая кредиторов возможности максимально удовлетворить их требования. Именно для предотвращения последствий, пагубных для кредиторов, Закон наделяет управляющего полномочиями расторгать сделки должника по отчуждению им своего имущества в тех или иных формах.
Перед подачей иска (о признании сделки недействительной, истребовании имущества или применении последствий недействительности ничтожной сделки) управляющему не мешает проанализировать сделку, которую он намерен оспорить, а также выяснить истинную цель ее совершения. Здесь будет полезной информация, полученная от работников предприятия-должника. Необходимо помнить, что чаще всего за такой сделкой стоят чьи-то имущественные интересы, не совпадающие с целями антикризисного управляющего, поэтому противодействие ему может приобретать любые формы — от попытки подкупа до угроз физической расправы. Однако все попытки давления должны решительно пресекаться. На это нацеливает и норма ч. 1 ст. 63 Закона.
Готовясь к подаче иска в суд, управляющему желательно заручиться соответствующим решением собрания кредиторов или комитета кредиторов. И тогда в случае удовлетворения иска лавры победителя непременно достанутся управляющему, а при поражении — низка вероятность заслужить упреки в некомпетентности и растранжиривании средств должника на уплату госпошлины. Получить подобную поддержку со стороны уполномоченного органа кредиторов можно при осуществлении отчета перед ними. Право собрания кредиторов или комитета кредиторов требовать от управляющего представления информации о ходе конкурсного производства не препятствует названным органам давать управляющему поручения совершить конкретные действия, в частности отказаться от сделки по передаче имущества третьему лицу.
Конкурс или аукцион — право выбора за кредиторами
Проведя инвентаризацию и оценку имущества должника, управляющий на стадии ликвидационного производства приступает к его продаже на открытых торгах, если хозяйственным судом, собранием кредиторов или комитетом кредиторов не установлен иной порядок продажи имущества должника (ч. 1 ст. 142 Закона). Устраивать торги из-за нескольких столов и одного сейфа, согласитесь, — нелепо, т. к. больше будет истрачено на организацию торгов. Но что касается недвижимого имущества, автотранспорта, оргтехники, то здесь проведение торгов будет совсем не лишним.
Для одобрения порядка и сроков продажи имущества должника управляющему необходимо созвать собрание (комитет) кредиторов и решить, в какой форме проводить торги — в форме аукциона или конкурса. Часть 13 ст. 130 и ч. 2 ст. 131 Закона четко определяют, что торги проводятся в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. Закон также оговаривает возможность проведения торгов в виде конкурса (например, при продаже предприятия в процессе санации градообразующей организации). Но окончательное право выбора порядка продажи имущества должника, вплоть до заключения договора купли-продажи без проведения торгов, принадлежит кредиторам. Прибегнуть к последнему варианту (купля-продажа без торгов) кредиторы могут, например, при наличии лишь одного претендента на приобретение имущественного комплекса.
Если аукцион предполагает продажу предприятия лицу, предложившему максимальную цену, то торги в виде конкурса выигрывает тот участник, который предложит «наилучшие условия», соблюдая при этом выдвинутые на конкурсе требования. Из последних обязательными являются сохранение рабочих мест для большей части работников должника и переобучение или трудоустройство за счет приобретателя большей части работников в случае изменения основного вида деятельности предприятия.
Обе формы имеют свои преимущества. Однако следует помнить, что, преследуя цель выручить от продажи наибольшую стоимость, можно потерять предприятие. Ведь не секрет, что многие потенциальные покупатели приобретают имущественный комплекс не для продолжения его жизнедеятельности, а для получения денежных или товарных кредитов, перепродажи и т. п. При таком подходе не стоит лелеять надежду на рост производства, развитие социальной инфраструктуры, увеличение сбора налоговых платежей. Проведение же конкурса позволяет выбрать не только наиболее состоятельного покупателя, но и перспективного инвестора, способного восстановить и модернизировать производство. Проведение торгов в виде конкурса также дает возможность максимально удовлетворить как интересы кредиторов, так и интересы работников предприятия-банкрота. Окончательный выбор победителя конкурса сделает конкурсная комиссия, состав которой должен определить управляющий. Этот вывод следует из нормы Закона, позволяющей управляющему быть организатором торгов.
Форма торгов, их условия, дата и место проведения, порядок принятия заявок и проведения торгов утверждаются на собрании кредиторов по представлению конкурсного управляющего. Управляющий в соответствии со ст. 130 Закона обязан опубликовать объявление о продаже предприятия должника на открытых торгах в официальном издании Высшего Хозяйственного Суда или иных СМИ не позднее чем за 30 дней до даты проведения торгов.
Первичные торги, для участия в которых была подана лишь одна заявка, не проводятся. Если же такая ситуация будет иметь место перед повторными торгами, то Закон допускает продажу предприятия без проведения повторных торгов (с согласия собрания или комитета кредиторов). Не проданное на первых торгах имущество должника выставляется на повторные торги или реализуется управляющим по прямым договорам купли-продажи, заключенным без проведения торгов. Лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона протокол, имеющий силу договора. Если торги проводились в форме конкурса, на основании протокола, подписанного победителем конкурса и организатором торгов в день проведения конкурса, не позднее 20 дней с даты его проведения подписывается договор купли-продажи (ст. 130 Закона).
Нюансы, о которых нужно помнить
В соответствии с п. 3 ст. 531 Гражданского кодекса Республики Беларусь договор продажи предприятия подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации. Следовательно, несмотря на то что Закон «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» прямо не указывает на соблюдение этой формальности, управляющий при подготовке предприятия к продаже обязан зарегистрировать права на недвижимое имущество предприятия. Без регистрации «первичного» права на имущество нельзя будет осуществить эту регистрацию после продажи предприятия на торгах. Управляющему следует обеспечить изготовление технических паспортов на все объекты недвижимого имущества, планов земельных участков. Аналогичную регистрацию придется проводить и новому собственнику после покупки им предприятия.
Еще одна проблема может возникнуть при продаже имущественного комплекса в случае отсутствия согласия на осуществление такой сделки антимонопольным органом. Согласно ст. 12 Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» для совершения любым юридическим или физическим лицом сделок, в результате которых у названных субъектов права появляется возможность оказывать реальное влияние на принятие решений какого-либо хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, необходимо предварительное согласие антимонопольного органа.
При приобретении крупного предприятия балансовая стоимость его активов может быть довольно высока, и ее величина может тем или иным образом создать предпосылки для возникновения указанного в упомянутом законе обстоятельства. Следовательно, до проведения торгов относительно крупного объекта каждый предполагаемый покупатель должен будет представить в антимонопольный орган ходатайство о даче согласия на приобретение имущественного комплекса. Несоблюдение этого условия может повлечь за собой возникновение по инициативе антимонопольного органа судебной тяжбы на предмет признания сделки купли-продажи предприятия недействительной. Об этом важном моменте нужно помнить и управляющему, и участникам торгов.

Источник «БНПИ», № 29
 
поиск по сайту
 
  Наш альянс:
 
 
Банкротство
Информационно-аналитический ресурс "Банкротство в Республике Беларусь"
(www.bankrot.by)
 
антикризисное управление
 
© bankrot.by / Банкротство в Республике Беларусь
адрес: Республика Беларусь, 220012, г. Минск, а/я 1
тел.: +375 (29) 650-05-70 (velcom), e-mail: gv@trust.by
Design by Normality studio