|
Банкротство «Ланта-тур» раскололо туристический рынок |
|
Туристы штурмуют офисы компании, а небольшие фирмы пытаются вернуть доверие клиентов. Тысячи российских и белорусских туристов на этой неделе рисковали не вернуться домой. Внезапно они оказались в чужой стране без денег, без билетов на самолет, в отелях, за которые, как выяснилось, никто так и не заплатил.
Туроператор «Ланта-тур вояж», который был крупнейшей компанией с хорошей репутацией, объявил о приостановлении своей деятельности. Результатом стали тысячи разгневанных туристов, оперативные штабы и экстренные совещания чиновников. Крах «Ланта-тур» стал тревожным сигналом - с турбизнесом что-то не так, и что-то, очевидно, нужно менять.
Корреспондент МТРК «Мир» Людмила Горчакова попыталась понять, что общего между туристическими компаниями и финансовыми пирамидами и как не стать заложником чужих долгов.
Офис «Ланта-тур» мог рухнуть под натиском разъяренной толпы. Этих людей можно понять. Вместо того, чтобы нежится под тропическим солнцем, они проводят долгие часы на 20-градусном морозе.
«Улететь я должен был 3 февраля. Со своей девушкой, в свадебное путешествие. Обидно, очень», - говорит клиент «Ланта-тур» Максим Пушкин.
Многие заняли очередь еще ночью, чтобы пораньше прорваться в офис. Турфирма должна была открыться в 10 часов, но только в начале первого из-за дверей показалась сотрудница. Толпа встретила ее воинственным кличем – «выносите деньги!».
В офисе образовалась давка и хаос, ведь всего трем девушкам пришлось принимать заявления на компенсацию.
«Ланта-тур вояж» - крупный российский туроператор, у которого 5 офисов в Москве и еще в других городах, один из старейших игроков на туристическом рынке со стажем более 20-и лет. В пятницу 27-го января новость о том, что компания приостанавливает свою деятельность, стала полной неожиданностью как для клиентов, так и для коллег по цеху.
«В течение этой недели компания «Ланта-тур» оказалась раздавлена между требованиями, внезапно возникшими, - погасить оперативно задолженность перед контрагентами. Компания пыталась взять кредит в банке и буквально до последнего, до вечера пятницы ожидала согласия от банка на свою просьбу», - утверждает исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе.
Ни о чем не подозревали и сотрудники «Ланты». Евгений Сбитнев узнал о том, что он теперь безработный, в пятницу вечером - из Интернета. В понедельник к этой неприятной новости добавилась еще одна. За январь компания выплатила своим работникам только фиксированную часть зарплаты, без премиальных. Это раза в 3 меньше обычной суммы.
«Это было шоком, никто об этом не подозревал и не догадывался - я имею в виду рядовых сотрудников», - говорит Евгений.
Сотни туристов узнали о том, что их отпуск отменяется, уже в аэропорту. Путевки «Ланта-тур» продавала вплоть до вечера пятницы, до последней минуты перед объявлением о приостановке деятельности.
«Паспорта зависли в посольстве Индии в Москве. Ответа от «Ланты» внятного не поступает», - говорит клиент компании Сергей Мазалов.
У туристов из регионов еще одна головная боль. Это даже не деньги, а документы. Сотни загранпаспортов были отправлены в Москву на оформление виз. Где их теперь искать, непонятно - то ли в посольствах, то ли в центральном офисе «Ланты».
«У них ни один телефон в Екатеринбурге не отвечает, в Москву звонил на горячую линию - тоже телефон не доступен», - говорит руководитель штаба поддержки пострадавших от банкротства «Ланта-тур Вояж» Вадим Виннер.
На этой неделе стало обычной ситуацией, когда российских туристов силой удерживали в отелях. За считанные часы до самолета охранники запирали ворота, а менеджеры требовали денег за проживание.
Почти 3 тысячи россиян в Индии, Таиланде, Вьетнаме и Доминиканской республике фактически оказались в заложниках в прежде таких гостеприимных гостиницах. «На ресепшен хамили просто в лицо, требовали денег и не открывали сейф, чтобы забрать документы, паспорта», - рассказывает туристка Светлана Ширяева.
Оказалось, что клиенты «Ланта тур» живут в отелях фактически в долг. Крупному российскому туроператору зарубежные партнеры доверяли и разрешали оплачивать проживание туристов постфактум. Кажущаяся надежность «Ланты» в итоге сыграла злую шутку с ее клиентами.
«Раз отели допустили эту ситуацию работы в долг, то и разбираться должны со своим партнерам, а не с туристами», - утверждает пресс-секретарь Российской ассоциации туристических агентств Ирина Тюрина.
Однако объяснить это сотрудникам отелей не удавалось даже консулам. Во Вьетнаме и Таиланде туристам паспорта возвращали только в обмен на деньги или кредитные карты.
«Документы стали возвращать только когда подъехал консул. Он на тайском общался с представителями отеля, но под предлогом того, что люди должны забрать паспорта, чтобы по «Вестерн Юнион» получить деньги из России от родственников, друзей, от кого угодно, и заплатить за ваш отель», - рассказал турист Евгений Зелинский.
Те, кто мог себе это позволить, повторно оплачивали проживание в надежде получить компенсацию на родине. По закону деньги туристам должен вернуть страховщик. «Ланта-тур» застрахована в «Ингосстрахе» на 100 миллионов рублей. Но хватит ли на всех - вот вопрос. Из-за проблем фирмы пострадали почти 8 тысяч человек.
«100 миллионов разделить на 8 тысяч - это по сколько получат наши туристы? По 12 500 - это смешно», - говорит директор турагенства Елена Филатова.
Елена Филатова работает директором небольшого турагентства и уже три года продает путевки от «Ланта-тур». До сих пор у нее не было никаких нареканий. Туры этого оператора стоили чуть дороже, чем у конкурентов, тысячи на 2-3, но, по словам Елены, люди были готовы переплачивать за имя и за стабильность. Теперь под угрозой оказалось доброе имя самой предпринимательницы. У ее клиентов сгорели путевки в Карловы Вары.
«У нас продажа была на 15-е февраля. Они нам это подтвердили. Но выяснилось, что на нас не куплены авиабилеты и бронь не проплачена. Так куда делись наши деньги? Если бы они переплачивали их куда-то, то не было бы такой ситуации, как сейчас в Таиланде», - говорит Елена.
В чьих карманах оказались деньги туристов и почему Ланта-тур дотянула до последнего, доведя ситуация до ЧП, сейчас выясняет Следственный комитет. Против руководства фирмы возбудили уголовное дело по статье мошенничество.
Однако коллеги по бизнесу никакого криминала в действиях туроператора не видят. Разводят руками и говорят, что, мол, сложная ситуация на рынке. Причин несколько: завышенные ожидания туроператоров, которые бронируют слишком много отелей и авиабилетов, а потом не могут их продать, растущая популярность самостоятельных путешествий. Но главное зло - демпинг. «Рынок погряз в демпинге. В это трудно поверить, но многие туроператоры работают в убыток. 40-45 % туристического продукта продается ниже себестоимости, то есть в убыток оператору. Выше себестоимости, с прибылью продается не более 15-20 % всех туров на российском рынке», - утверждает Ирина Тюрина.
Аня Курилкина планирует поездку на Филиппины. Вот уже год девушка сама себе туроператор - так спокойней. На одном сайте она выбирает недорогие авиабилеты, на другом – лучшие предложения отелей.
«Решила съездить в Андорру, купила тур у компании «Капитал-тур». Оплатила путевку, а на следующий день компания объявила о приостановлении своей деятельности», - вспоминает Аня.
Таких, как Аня, примерно 8 тысяч человек. Год назад все они потеряли деньги из-за банкротства фирмы «Капитал-тур». Страховая компания «Инногарант» долго «тянула резину», а потом тоже объявила себя банкротом. Никто из туристов так и не получил компенсации. И за последний год таких случаев было с десяток.
Вслед за «Капитал Туром» в яму банкротства посыпались более мелкие игроки. В апреле лопнул оператор «Сизонс» и 30 туристов потеряли в общей сложности больше одного миллиона рублей. В августе один за другим о банкротстве объявили «Скайтур», ущерб составил 4,5 миллиона рублей, затем - «Лужники Тревел», когда 100 человек, собравшихся в дорогие морские круизы, потеряли 15 миллионов. И, наконец, «Альфа Вояж». 200 туристов купили путевок на 9 миллионов, но так никуда и не уехали.
Что это - один неудачный год или тенденция? Скорее, второе, говорят эксперты. Рынок изменился. Некоторые туроператоры доросли до крупных холдингов, а игроки второго эшелона пытаются за ними угнаться и часто не вписываются в повороты. «Турфирмы сейчас находятся в неравных условиях. Туркомпании, которые обладают собственным самолетным парком, собственной отельной базой, они находятся в более привилегированном положении», - рассказывает председатель правления Клуба защиты прав туриста Дмитрий Давыденков.
Как сделать так, чтобы из-за рискованной финансовой политики турфирмы, не страдали туристы? На этой неделе вновь заговорили о поправках, которые были внесены в Госдуму еще год назад.
«Чтобы турист не возвращался преждевременно, чтобы в этой конфликтной ситуации он вообще никак не пострадал. Чтобы был специальный резервный фонд, который позволит проплатить отель, проплатить авиаперевозчика, чтобы турист мог спокойно продолжить свой отдых», - говорит руководитель пресс-службы Федерального агентства по туризму Олег Мосеев.
А чтобы вызволить нынешних пленников заморских гостиниц в дело пришлось вмешаться премьер-министру. Владимир Путин поручил главе Минспорттуризма Виталию Мутко решить проблему в течение суток.
«Нужно помочь этой фирме расплатиться с контрагентами заграницей, чтобы наши граждане вернулись на родину спокойно. Я с одним из государственных банков переговорил, они готовы помочь», - сказал Владимир Путин.
Уже на следующий день банк ВТБ предоставил «Ланте» кредит на 7 миллионов долларов. Спасти туроператора это, вероятно, не поможет, ведь его общая задолженность в 3 раза больше. Зато удастся расплатиться с отелями.
Сейчас ситуация с гостиницами нормализуется. Успокоил туристов «Ланты» и «Ингосстрах», в котором заверили, что возместят ущерб в полном объеме и абсолютно всем. Скептики тут же вспомнили про историю с разорившимся «Капитал-туром» и едко заметили: клиентам «Ланты» повезло, что скоро выборы.
«В другом случае, если бы это не была именно эта ситуация, в том числе связанная с предвыборной компанией, то страховая компания имеет кучу механизмов, как отказать в выплатах пострадавшим туристам», - утверждает Дмитрий Давыденков.
История с «Ланта-тур» ударила по репутации турфирм. Это признают участники рынка. Тем не менее, организованный туризм всегда найдет своего клиента. В так называемые массовые направления - Египет, Турцию, тот же Таиланд - дешевле ездить через туроператора. Но эксперты советуют туристам очень тщательно выбирать организатора своего отдыха.
Разбитое окно в офисе Ланта-тур наспех заклеили скотчем. Но вот трещину, которую дал российский туристический рынок, так просто не залатаешь. Эксперты предрекают новые банкротства. Говорят, выживут лишь 5-6 самых крупных операторов, тех, которые еще в докризисные годы успели обзавестись собственными самолетами и отелями.
МТРК "Мир", 5 февраля 2012 года
Источник МТРК "Мир", 5 февраля 2012 года
|
|
|