|
Закон о неплатежеспособности: 99% предприятий идут на банкротство |
|
Латвия занимает 32-ю строку рейтинга Всемирного банка по степени легкости процедуры банкротства среди 183 стран мира. Однако это приводит к тому, что 99% неплатежеспособных предприятий идут ко дну. Плохо, что он оставляет предприятиям мало шансов на спасение в рамках процесса неплатежеспособности. Хорошо, что в Латвии возрос приток заявлений о неплатежеспособности физических лиц, которые пользуются возможностью освободиться от обязательств, которые не в силах выполнять. «Закон суров, но это закон», – говорит администратор неплатежеспособности, юрист Элина Шварц, разъясняя особенности современной жестокой действительности.
Да, не все нормы прописаны достаточно четко, что дает возможность различных толкований. Здесь уже все зависит от взглядов и позиций судьи, администратора, юриста, адвоката. Кроме того, на мой взгляд, в законе недостаточно четко систематизированы процессуальные шаги. Параграфы, относящиеся к одной и той же теме, приходится высматривать то в конце закона, то в начале.
Что же касается несоответствия латвийского закона европейскому – здесь тоже все не так просто. Необходимы тщательное изучение вопроса, сравнительные исследования. Возможно, толчком к такой работе послужит заявление акционера Palink (управляет магазинами Iki и Cento) – REWE Group – в Европейский суд.
Последняя редакция закона «О неплатежеспособности» в основном ставила благую цель – упростить, ускорить процесс, сделать его более доступным в финансовом плане. Последнее важно, так как один из главных критериев применения процесса неплатежеспособности – это выявление средств для покрытия его самого.
Если говорить о частностях, то в старом законе сумма долга, достаточного для возбуждения процесса неплатежеспособности, составляла не менее 1500 латов, в новом – уже 3000.
Также в старом законе предусматривалась возможность мирового соглашения или санации должника, обе эти процедуры предусматривали непосредственное участие администратора, так как вопрос о применении мирового соглашения или санации решался на собрании кредиторов. Новый закон предусматривает либо правовую защиту должника с целью возобновления его платежеспособности, когда предприятием продолжает руководить прежнее правление, либо процесс неплатежеспособности, целью которого является по возможности более полное удовлетворение требований кредиторов за счет продажи имущества должника.
Закон также позволяет переход из процесса неплатежеспособности в процесс правовой защиты должника, который как в судебном, так и во внесудебном порядке дает возможность урегулировать спор между кредиторами и должниками путем соглашений и компромиссов. Здесь необходима тесная работа администратора неплатежеспособности, должника и кредитора.
Раньше закон предусматривал участие администратора с момента принятия решения о возбуждении процесса неплатежеспособности: он проводил оценку активов и сбор информации о должнике. Сегодня это не требуется: суд назначает администратора уже после вынесения решения о неплатежеспособности.
Упростилась и сама по себе формальная процедура: кредитор в письменном виде выдвигает свои требования к должнику и ждет положенный в законе трехнедельный срок. Если в ответ ноль реакции, дело идет в суд. Если по составу активов должник платежеспособен, ему предлагается оплатить долг и работу администратора.
– Получается, что администратор не помощник должнику? Хотя закон вроде предусматривает благую цель – вернуть, по возможности, жизнеспособность предприятию, а не угробить его окончательно?
– Администратор – это не кризисный управляющий. Он больше похож на бухгалтера, поскольку должен просчитать все возможности погашения задолженности, и, если положение должника безнадежное, начать реализацию имущества. Если же речь идет о процессе правовой защиты, то администратор должен трезво оценить предложенный план с позиции его соответствия нормам закона и экономической обоснованности. Цель этой процедуры – увеличить выживаемость предприятия. Хотя, как показывает практика, это мало кому удается. Вот за последние два года, по статистике, завершились 1663 процесса неплатежеспособности юридических лиц. И, обратите внимание, в1656 случаях дело закончилось банкротством и распродажей имущества. Полюбовные соглашения между кредиторами и должниками были заключены всего в семи случаях. И есть лишь один прецедент, когда предприятие прошло санацию и смогло возобновить работу.
Поскольку администратор приступает к выполнению своих обязанностей уже после вынесения решения суда о признании неплатежеспособности, сам должник еще на стадии подачи иска против него должен быть предельно внимателен и обращаться за консультацией к специалисту. Процесс неплатежеспособности имеет ряд тонкостей, о которых должник и даже обычный юрист может не знать. Так что дать совет, как правильно поступить в конкретном случае, способен специалист, имеющий лицензию администратора.
Что же касается возможности выжить, то здесь тоже все в общем-то понятно. Если у фирмы активов на 20 тысяч, а долгов на 120, то лучший совет – грамотно закрыть эту страницу жизни и начать новое дело, а не погружаться в бесполезные попытки выплыть. Случаев, когда безнадежное предприятие удается реанимировать, крайне, крайне мало.
– А что вы посоветуете предприятию, которое с трудом справляется с обязательствами или даже получило предупреждение от кредитора о подаче иска о неплатежеспособности?
– В цепочке действий есть ряд моментов, которые нужно использовать. Скажем, кредитор пишет просьбу вернуть такой-то долг. Не получив устраивающий его ответ, он обращается в суд. Нужно обязательно отслеживать входящую корреспонденцию и своевременно на нее реагировать!
Я бы советовала руководителям не терять бдительности и внимательно следить за работой персонала, прислушиваться к малейшим сигналам о возможных действиях кредиторов, чтобы успеть их упредить. Нередки случаи, когда уже на суде должник заявляет, что он в глаза не видел кредиторскую претензию, потому что она была направлена по его юридическому адресу, а сам он находится совсем в другом месте, или что письмо пропустила глупая секретарша, и вообще тут произошла какая-то ошибка. Судья не будет это слушать! Все объяснения и доказательства должны быть документированы и представлены заранее. Тогда возможно разрешение вопроса уже на судебном заседании.
Или в случае получения досудебной правовой защиты должник может вместе с администратором составить план погашения долга, выхода из кризисной ситуации и, если он устраивает кредитора, в короткие сроки решить вопрос.
Когда надо начинать консультироваться со специалистами? Тут все однозначно – чем раньше, тем лучше. Когда дело доведено до суда, то все меры будут напоминать тот случай, когда машут кулаками после драки.
– Как вы объясняете рост количества дел по неплатежеспособности физических лиц?
– Новый закон принес существенные плюсы в этих процессах. Например, при наличии возможности погасить на 50% долг, оставшийся после продажи имущества, срок выполнения обязательств занимает год. Установлено право должника получать две трети своих доходов на содержание и сохранить вещи, необходимые для получения дохода. Также установлен минимальный объем выплат кредитору. Отменены ежемесячные выплаты администратору, снижено его единовременное вознаграждение – до двух минимальных месячных заработных плат.
Скорее всего, именно эти послабления стали источником разговоров о том, что иностранцам лучше всего банкротировать в Латвии.
Но здесь тоже не все так просто. Если у должника есть активы в разных странах, то процедура банкротства все равно будет вестись на две страны – там, где имущество должника и работает его фирма, и там, где зарегистрировано место его проживания. Значит, это будут два администратора, которые должны согласовывать действия между собой.
– Пресса пишет о ваших сказочно разбогатевших коллегах. Может ли администратор отказаться иметь дело с предприятием, которое разорено и не в состоянии выплатить долг, и подождать более выгодного предложения?
– Ну, обоснование отказа должно быть хотя бы формальное! Но здесь надо учесть некоторые обстоятельства. Например, то, что работу мы получаем в порядке живой очереди. Отказавшись раз, уходишь в самый конец очереди. И потом, администраторов у нас много – более 500. Нужно проходить сертификацию, а для этого регулярно повышать свою профессиональную квалификацию и вести процессы. Так что работой обычно дорожат. И в ожидании ее каждый занимается еще чем-то – вопросами недвижимости, гражданскими делами, ведь администраторы, как правило, юристы по специальности.
Так что вопрос чрезвычайной выгодности, доходности профессии в некотором роде раздут. Не каждый же день рушатся такие предприятия, как Krajbanka. Назначенный сюда администратор, конечно, получит хорошее вознаграждение. Но в массе своей это просто нервная кропотливая работа, связанная не только с документами, но и с людьми, оказавшимися в незавидной ситуации – одни страдают из-за долгов, другие из-за того, что потеряли деньги, дав их в долг. Администратор же выступает в роли своего рода буфера между ними и судом.
"Балтийский курс", 7 марта 2012 года
Источник "Балтийский курс", 7 марта 2012 года
|
|
|