|
Новые возможности для бизнеса |
|
Всем известно, что последние изменения в мировой экономике не оставили в стороне ни один хозяйствующий субъект. И даже будучи конкурентоспособными в это непростое время, предприятия испытывают затруднения с погашением задолженности и кредитов. Все чаще произносится тревожное слово «банкротство», в то время как современное законодательство о банкротстве предусматривает реальные возможности по выходу предприятия из создавшегося напряженного положения, избежав его ликвидации.
Правительством утверждена Программа посткризисного восстановления (оздоровление конкурентоспособных предприятий), в рамках которой в феврале текущего года принят Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оздоровления конкурентоспособных предприятий».
В значительной мере усовершенствована система банкротства в части применения предприятиями-должниками процедуры реабилитации.
Популярность этой процедуры среди субъектов бизнеса до недавнего времени была крайне низка. Судите сами: только два процента должников при возникновении неплатежеспособности используют процедуру реабилитации как меру финансового оздоровления, несмотря на то, что использование ее дает весьма ощутимые результаты. Так, только в 2011 году введение процедуры оздоровления позволило погасить перед кредиторами задолженность в размере 3,2 млрд. тенге, в том числе по социальным очередям - 823,8 млн. тенге, обеспечить 15 тысяч граждан стабильной зарплатой на общую сумму пять млрд. тенге. Почему же предприниматели неохотно обращались за помощью к этой панацее?
Во-первых, до внесения поправок в Закон Республики Казахстан «О банкротстве» процедура реабилитации применялась в рамках дела о банкротстве, возбужденного судом в отношении должника. Получалось, что собственник, по сути, жизнеспособного предприятия, но испытывающего временные финансовые затруднения, желающий использовать процедуру реабилитации, неизбежно должен был согласиться на открытие в суде дела о банкротстве, о чем в обязательном порядке сообщалось в республиканских средствах массовой информации. Урон, наносимый его деловой репутации, был чрезвычайно огромен. Очевидно, что за этим следовала вереница разрываемых партнерами контрактов. О какой реабилитации предприятия в данном случае могла идти речь?
Поправки, внесенные в Закон РК «О банкротстве», позволили выделить процедуру реабилитации в отдельную судебную процедуру с возбуждением дела о реабилитации. Это начало стимулировать бизнес к положительному восприятию системы несостоятельности и позволило реабилитируемым предприятиям продолжать свою обычную деятельность.
Во-вторых, ранее законодательством о банкротстве устанавливалось обязательное отстранение руководителя предприятия с назначением так называемого реабилитационного управляющего из числа лиц, состоящих на учете в уполномоченном органе по банкротству.
Не каждый здравомыслящий бизнесмен согласится (пусть и в качестве временной меры) передать бразды правления своим детищем в руки постороннего лица, тем более на два-три года. Это обстоятельство также не придавало заинтересованности предпринимателям обращаться к реабилитационной процедуре как к мере финансового оздоровления своего предприятия.
Принятый Закон предоставляет возможность сохранения за собственником предприятия с согласия кредиторов права управления предприятием в процедуре реабилитации. Вместе с тем следует отметить и об имеющемся противовесе - при наличии выявленных нарушений кредиторы наделены правом постановки вопроса о смене руководства предприятия и назначении избранной ими кандидатуры реабилитационного управляющего.
В-третьих, даже отважившихся на применение реабилитационной процедуры ждали многочисленные административные барьеры. К примеру, план реабилитации должен был быть подтвержден соответствующими договорами, заключенными на будущее. Однако невозможно представить себе предприятие, которое имеет широкие деловые связи с партнерами, основанные на доверии, и заключило ряд контрактов на будущее, будучи фактически неплатежеспособным. Это противоречит не только обычаям делового оборота, но и, собственно, здравому смыслу. В феврале такие требования к составлению плана реабилитации сняты. Главное условие - план должен быть разработан с учетом интересов всех кредиторов и содержать конкретные мероприятия, выработанные в ходе диалога должника с кредиторами.
Кроме того, наряду с ранее действовавшей процедурой реабилитации закон предусмотрел возможность применения ускоренной реабилитационной процедуры, в рамках которой должник утверждает в суде разработанный с кредиторами в досудебном порядке план реабилитации. Международные эксперты, принимавшие участие в разработке закона, единогласно отмечали, что внесудебные процедуры урегулирования задолженности являются наиболее эффективными, так как не влекут за собой необходимости соблюдения определенных регламентов, вовлечения в процесс переговоров всех кредиторов и, как правило, не требуют затрат, в связи с чем являются наиболее предпочтительными.
Закон определяет, что указанная процедура вводится вне рамок дел о банкротстве (реабилитации), то есть не приводит к обязательному признанию должника банкротом в случае неисполнения плана оздоровления. Особенностью применения ускоренной реабилитации является возможность должника, испытывающего финансовые трудности с определенной группой кредиторов (к примеру, с финансовыми организациями), составить и согласовать план реабилитации только с ними.
Такова правовая база для субъектов бизнеса, созданная путем внесения изменений и дополнений в законодательство о банкротстве в феврале текущего года.
А что же кредиторы? - спросите вы. И будете правы, поскольку кредиторы - это тоже в большинстве случаев субъекты бизнеса, которые ввиду неисполнения должником своих обязательств, сами рискуют попасть в «долговую яму». Более того, существующая задолженность перед кредиторами, инвесторами, контрагентами, негативно сказывается и на ссудном портфеле банков. В свою очередь, ухудшение качества активов банков неизбежно приведет к сокращению возможности кредитования реального сектора и повышению стоимости кредитов.
Эти проблемы урегулированы законом путем расширения прав кредиторов в процедуре реабилитации.
Не секрет, что до принятия закона решение всех вопросов предоставлялось комитету кредиторов - узкой группе, зачастую предпочитающей лоббировать собственные интересы, тогда как все остальные кредиторы, оставшиеся «за бортом» этого органа, законодательно не имели никаких прав.
В настоящее время введен институт собрания кредиторов, что в полной мере позволяет всем кредиторам принимать участие при решении ключевых процедурных моментов. Это и сохранение права управления за собственником имущества, и согласование плана реабилитации, и выбор кандидатуры управляющего.
При этом с целью обеспечения справедливости принятия решений подсчет голосов в собрании кредиторов производится с учетом суммы требований кредитора.
Несмотря на радикальные перемены, реформирование законодательства в этой важной для экономики страны области продолжается.
В настоящее время разработан проект закона, основными задачами которого являются: - усиление роли кредиторов посредством передачи им основных функций уполномоченного органа по назначению, согласованию, утверждению и контролю в процедуре конкурсного производства, что позволит исключить предпосылки коррупционных правонарушений со стороны уполномоченного органа и конкурсных управляющих и сократит административные барьеры; - упрощение процедуры банкротства и повышение ее прозрачности; - введение субсидиарной ответственности должностных лиц при отсутствии учетной документации, несвоевременной подачи заявления о признании банкротом; - ограничение влияния в процедурах банкротства аффилиированных лиц с должником, управляющим и кредиторами; - внедрение электронных аукционов по продаже имущества должников; - выведение реабилитационных и конкурсных управляющих на новый профессиональный уровень, соответствующий требованиям сегодняшней экономической ситуации.
Все изменения законодательства о банкротстве направлены на построение действенной и предсказуемой системы, которой будут доверять все ее участники.
"Zakon.kz", 14 декабря 2012 года
Источник "Zakon.kz", 14 декабря 2012 года
|
|
|