|
14 июня Палатой представителей Национального собрания принят во втором чтении проект закона «Об экономической несостоятельности (банкротстве)». Путь этого документа был долгим и сложным — он подготовлен Минэкономики совместно с ВХС и внесен на рассмотрение в правительство еще более 1,5 года назад. Но уже в июле законопроект может быть подписан Президентом, а через 6 месяцев после его официального опубликования должен вступить в силу.
Что ожидает после этого субъектов хозяйствования, как изменятся ключевые понятия и процедуры банкротства — рассказывает начальник отдела корпоративных отношений и банкротства ВХС Ирина ИВАНОВА. Структура действующего Закона от 18.07.2000 № 423-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» осталась прежней. Разработчики считали своей основной задачей привести его в соответствие с ныне действующими более 10 законодательными актами, в т.ч. указами Президента от 12.11.2003 № 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротстве)», от 25.06.2010 № 328 «О некоторых мерах по оптимизации проведения процедур экономической несостоятельности (банкротства)». В последнем закреплен ряд важных норм, касающихся возможности реализации имущества должника, передачи объектов социальной сферы, мер, направленных на сокращение сроков ликвидационных производств по делам о банкротстве.
В законопроекте усиливается ответственность госорганов, руководителей предприятий и собственников за принятие и реализацию мер по предупреждению банкротства, регламентируется деятельность антикризисных управляющих, особенно при реализации имущества, уточняется действующая система их подготовки, упорядочен переход к ним полномочий органов управления и собственника имущества должника. Кроме того, повышена роль суда при назначении управляющих, усовершенствованы механизмы передачи ограниченно оборотоспособного имущества, продажи и списания долгов, иного движимого имущества должника, капитализации платежей лицам, жизни и здоровью которых нанесен вред должником.
В новом законе по-прежнему нет норм о возможности банкротства граждан, не являющихся ИП, хотя такой институт имеется в законодательстве большинства государств. Впрочем, например, в России он есть, но фактически не действует.
Концептуально новые подходы
Сведения о состоянии дел о банкротстве станут открытыми и общедоступными, а процедуры экономической несостоятельности (банкротства) — прозрачными. Для этого законопроект предполагает создание Единого реестра сведений об экономической несостоятельности (банкротстве). Порядок его формирования и ведения, в т.ч. в электронной форме, порядок и сроки включения в него сведений управляющими и органом госуправления по делам о банкротстве, правила опубликования и размещения в Интернете будут устанавливаться Совмином. Сведения, содержащиеся в реестре, будут открытыми и общедоступными, за исключением тех, доступ к которым ограничивается законодательством.
Налоговые органы станут уполномоченными органами по подаче заявлений кредитора (осуществлению функций кредитора в деле об экономической несостоятельности (банкротстве) должника) по уплате административных взысканий (штрафов) на основании постановлений хозяйственных судов. Порядок передачи в налоговые органы таких требований и их объединения будет устанавливаться правительством.
Уточнены требования для подачи заявления кредитора о банкротстве ликвидируемого должника. Кредитор сможет подать его в хозяйственный суд по истечении 3-месячного срока с даты получения им соответствующего уведомления должника о нахождении в процессе ликвидации, если этот период задолженность не уменьшится.
Управляющий — юрлицо наряду с деятельностью временного (антикризисного) управляющего в производстве по делу о банкротстве получит право в порядке и на условиях, установленных законодательством, заниматься оказанием юруслуг, консультированием по вопросам коммерческой деятельности и управления; оценочной и образовательной деятельностью, научными исследованиями и разработками. Однако он не вправе оказывать подобные услуги ИП и юрлицам, находящимся в процедурах банкротства, и иным управляющим.
Как известно, особым условием осуществления деятельности управляющего является заключение им договора обязательного страхования гражданской ответственности в порядке, установленном законодательством. Теперь в законопроекте детализированы нормы об ответственности управляющего за причинение ущерба должнику и кредиторам. В частности, возмещение такого ущерба, нанесенного по вине управляющего, производится страховой организацией в пределах страховой суммы, установленной по договору обязательного страхования. Управляющий обязан за свой счет возместить кредиторам или должнику ущерб, причиненный по его вине, не покрытый страховкой. Если для этого окажется недостаточно имущества управляющего — юрлица, то ущерб возмещается за счет его руководителя. Управляющий, действующий на основании контракта, несет ответственность с учетом норм трудового законодательства.
Уточнены и приведены в соответствие с действующим законодательством положения, касающиеся ограничения судом в рамках дела об экономической несостоятельности (банкротстве) выезда граждан из РБ. Так, с момента открытия конкурсного производства хозяйственным судом может быть принято решение о временном ограничении права должника — ИП, заинтересованного лица в отношении должника — юрлица на выезд из РБ на срок, установленный хозяйственным судом, но не более чем до окончания производства по делу о банкротстве, о чем выносится определение. Если должник — юрлицо, то хозяйственный суд по предложению управляющего, должника или по собственной инициативе решает, к кому из физических лиц, являющихся заинтересованными в отношении этого должника, применяются установленные ограничения, о чем выносится определение.
Такие определения могут быть обжалованы (опротестованы) в порядке, установленном ХПК.
Дополнены особенности порядка банкротства ИП. В частности, в случае его трудоустройства после открытия хозяйственным судом конкурсного производства зарплата, выплачиваемая по месту работы, не включается в состав имущества должника — ИП. Это позволит добросовестному гражданину — предпринимателю, начавшему трудовую деятельность, освободиться от долгов, возникших в период предпринимательской деятельности, с условием сохранения личных обязательств.
Проектом устраняется ряд проблем, связанных с неэффективностью санации и невозможностью ее проведения в установленные действующим законом сроки. Так, практика показала, что существующего срока санации, как правило, недостаточно для обеспечения стабильной и устойчивой работы проблемных предприятий (восстановления их платежеспособности). В реальности в условиях санации помимо обычных сроков достижения финансовых показателей необходимо время на устранение причин, приведших к введению на предприятии внешнего управления. Поэтому суд сможет продлить срок санации до пяти лет по ходатайству госоргана, согласованному с Совмином. К такому ходатайству должно быть приложено обоснование (в т.ч. экономическое) необходимости продления срока санации, а также заключение комиссии по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) по плану санации.
Особое внимание уделено в проекте предотвращению незаконного захвата имущества неплатежеспособных предприятий и передела собственности (рейдерства) в процедурах банкротства. Для этого предусмотрены нормы, направленные на совершенствование процедур реализации имущества должника, порядок определения начальной цены торгов и ее понижения. Более четко регламентированы правила проведения таких торгов, детально закреплен механизм списания имущества должника, включая виды такого имущества, принятие и оформление решения и условия списания.
В целях улучшения позиций Беларуси по показателю «Закрытие бизнеса» в рейтинге Всемирного банка Doing Business в законопроекте уточнены и дополнены нормы, направленные на сокращение сроков ликвидационного производства. В частности, можно будет списать неликвидную дебиторскую задолженность и иное движимое имущество, не реализованное управляющим в ходе ликвидационного производства, от принятия которого в счет оплаты требований отказались конкурсные кредиторы.
В закон включен также ряд иных новаций, касающихся регламентации процессуальных особенностей рассмотрения дел о банкротстве в хозяйственных судах, которые могут быть темой отдельных публикаций.
"Экономическая газета", №46 от 22.06.2012
Источник "Экономическая газета", №46 от 22.06.2012
|
|
|