|
Авиакомпании упали ниже рентабельности |
|
Российские авиаперевозки стали убыточными. Российским авиакомпаниям грозит финансовый коллапс по причине несбалансированного роста затрат, считают в Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ). В 2011 году топ-35 перевозчиков показали совокупный убыток 14,5 млрд руб. против прибыли в 2010 году. Улучшить ситуацию в АЭВТ надеются с помощью обнуления НДС на внутренних линиях. Эта идея не нова, но если раньше ее можно было обсуждать в спокойном режиме, то теперь, полагают в АЭВТ, в отрасли происходит "коллапс". Авиаторы не столь категоричны, но позицию АЭВТ поддерживают.
Комитет АЭВТ по финансовой деятельности, налогообложению и бухгалтерскому учету подготовил доклад "О неотложных мерах по снижению финансовой нагрузки на авиаперевозчиков". На прошлой неделе его рассмотрело и утвердило правление ассоциации. В пятницу доклад был разослан авиакомпаниям, и теперь руководство АЭВТ планирует подготовить на его основе обращение в правительство (по данным "Ъ", адресатом станет вице-премьер Аркадий Дворкович).
"Ъ" удалось ознакомиться с документом. "Несмотря на высокие темпы роста авиаперевозок (в 2011 году — около 11%, в первой половине 2012 года — 20%), деятельность отрасли является нерентабельной",— говорится в докладе. По данным Транспортной клиринговой палаты (ТКП), из топ-35 авиакомпаний 22 завершили год с отрицательным результатом. Общий финансовый результат от перевозок топ-35 авиакомпаний составил 14,5 млрд руб. убытка вместо 4 млрд руб. прибыли в 2010 году.
Среди причин АЭВТ называет неконтролируемый рост стоимости топлива и отсутствие рыночных условий хеджирования роста цен на него. Средний рост пассажирского тарифа в 2011 году составил 11,8% при росте цен авиатоплива на 30%, говорится в докладе. Доля топлива в себестоимости перевозок выросла до 30,7%. Ставки на наземное обслуживание в аэропортах за последние пять лет выросли на 119-211%, аэронавигационное обслуживание внутри страны подорожало на 124%, по международным вылетам — на 200%.
Особенно негативно эти факторы влияют на компании, в структуре перевозок которых превалируют региональные рейсы, то есть на компании второго эшелона. "За последние 15-20 лет число таких линий сократилось в четыре раза, а парк воздушных судов, обслуживающих региональные и местные авиаперевозки,— почти в десять раз,— утверждают в АЭВТ.— Очевидная убыточность перевозок на внутренних линиях, в свою очередь, приводит к закрытию авиалиний, банкротству перевозчиков, сокращению аэродромной сети и других объектов наземной инфраструктуры". По данным ТКП, в 2011 году на внутренних линиях перевозчики получили убыток в размере 26 млрд руб.
АЭВТ предлагает принять срочные меры по стабилизации, которые главным образом могли бы оживить региональные перевозки. В их числе обнуление пошлин на региональные суда вместимостью до 72 кресел, присоединение России к Кейптаунской конвенции, что позволит снизить расходы перевозчиков на лизинговые платежи. Но основной упор АЭВТ предлагает сделать на снижение налоговой нагрузки на внутренние перевозки. По оценкам ассоциации, при обнулении НДС на внутренних рейсах размер выпадающих доходов бюджета составит около 35 млрд руб. "Однако это является достаточно несущественной суммой в рамках государственного бюджета (0,3% ВВП) по сравнению с возникающими в настоящее время непоправимыми последствиями для авиационной отрасли",— говорится в докладе. Идея обнуления НДС на внутренних линиях обсуждается не первый год. "Но теперь вопрос встал действительно остро, отрасль ожидает коллапс",— уверяет высокопоставленный источник "Ъ" на рынке.
Негативный тренд в российской авиации соответствует общемировому. На днях Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) обновила прогноз на 2012 год. Из него следует, что прибыль мировой авиации составит $3 млрд, а рентабельность — 0,5%. В 2010 году при доходах $15,8 млрд рентабельность в отрасли составляла 2,9%, а в 2011 году — $7,9 млрд при рентабельности 1,3%. IATA считает, что по итогам года европейские перевозчики зафиксируют убыток $1,1 млрд (ранее прогнозировалось $600 млн).
Участники рынка банкротами признавать себя пока отказываются. Как рассказали "Ъ" представители классического регионального перевозчика второго эшелона — "Руслайна" (19-е место в рейтинге), не все региональные перевозки убыточны. Вполне доходными там называют рейсы, например, в Краснодар, Минеральные Воды, Уренгой, Надым. Однако входящая в первую пятерку "ЮТэйр" гораздо пессимистичнее. "Внутренние перевозки "ЮТэйра" находятся почти на нуле. Фактически наша прибыль формируется за счет вертолетных операций",— говорят в компании. В "ЮТэйре" поддерживают инициативы АЭВТ. В "Трансаэро" также признают проблемы отрасли. А в "Аэрофлоте" добавляют, что они не всегда носят финансовый характер. Средний возраст летного и технического состава в компании составляет 50 лет — приток молодых кадров "почти прекратился".
"Коммерсантъ", №123/П от 09.07.2012
Источник "Коммерсантъ", №123/П от 09.07.2012
|
|
|