|
Ликвидация без долга и упрека |
|
В последние годы в Беларуси растет число ликвидируемых субъектов хозяйствования. Одновременно обострилась проблема увеличения количества неисполненных судебных постановлений в связи с ликвидацией должников. Во многом это связано с недостатками действующего законодательства. О необходимости перемен в этой сфере рассказывает начальник отдела корпоративных отношений и банкротства главного правового управления ВХС Ирина ИВАНОВА. Количество ликвидируемых субъектов предпринимательской деятельности (юрлиц и ИП) выросло с 34 547 в 2010 г. до 52 212 в 2011-м. В отдельных регионах число прекращающих деятельность ИП увеличилось более чем в 2 раза. В то же время в прошлом году хозяйственными судами возвращено более 4,5 тыс. исполнительных документов в связи с открытием должниками, в т.ч. по инициативе собственников, процедур ликвидации, тогда как в 2009-м - 2,5 тыс. Сумма невзысканных кредиторами денежных средств по указанным исполнительным производствам только в пользу госпредприятий составила около 133 млрд. Br, а в целом по республике - 5,6 трлн. Br. Сумма обязательств устойчиво неплатежеспособных организаций возросла до 33,8 трлн. Br. Фактически речь идет о потенциальных банкротах.
Несмотря на резкое увеличение числа процедур ликвидации по решению собственника, общее количество дел об экономической несостоятельности (банкротстве), находящихся в производстве хозяйственных судов на конец 2011 г., увеличилось всего на 3% по сравнению с 1.01.2011 г. (с 1486 до 1522 дел). Это свидетельствует о возможном уклонении председателей ликвидационных комиссий (ликвидаторов) от исполнения обязанностей по обращению в суд с заявлением должника о банкротстве при установлении недостаточности имущества для погашения требований кредиторов. Одновременно собственники находящихся в ликвидации субъектов порой тут же регистрируют новые компании.
Сегодня регистрирующий орган при принятии решения об исключении из ЕГР в связи с ликвидацией субъекта хозяйствования интересуется наличием у него долгов только перед бюджетом. Неудивительно, что иные недобросовестные лица используют либерализацию ликвидации для ухода от погашения долгов перед иными кредиторами, в т.ч. госпредприятиями.
Почти 3/4 ликвидаций юрлиц происходит по решению собственника. В 2011 г. таких предприятий было более 4 тыс. Как правило, собственники (участники) должника по судебным постановлениям принимают решение о ликвидации, когда судебный исполнитель приступает к их фактическому исполнению - арестовывает имущество, назначает торги и т.п. В соответствии с действующим законодательством со дня назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами юрлица и исполнительные действия судебного исполнителя отменяются.
Например, служба судебных исполнителей несколько лет занималась взысканием более 30 млрд. Br задолженности с унитарного предприятия "Т" перед 379 кредиторами. Половине из них удалось вернуть более 8 млрд. Br. Можно было бы взыскать и остальное, но тут собственник УП принял решение о ликвидации. На основании ст. 366 ХПК судебные приказы были возвращены взыскателям. Процедура ликвидации длится уже около года, требования кредиторов не удовлетворены, обращения в суд о банкротстве предприятия не поступало. Остаток невзысканной задолженности только в пользу госпредприятий составил более 1 млрд. Br. ВХС направило сообщение в УДФР КГК о проведении проверки финансово-хозяйственной деятельности должника.
Часто обращения кредиторов (взыскателей) связаны с недобросовестным поведением должников при их ликвидации. В ход идет затягивание сроков, уклонение от оперативной реализации имущества, непредоставление информации о ходе ликвидации, вывод активов и т.п. Все это свидетельствует о необходимости совершенствования законодательства в этой сфере.
Поэтому в ВХС подготовлен проект декрета "О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 "О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования" (далее - Декрет № 1), который уже выносился на обсуждение бизнес-сообщества и сейчас проходит согласование в заинтересованных госорганах.
В проекте предлагается установить судебный контроль над процедурой ликвидации. При этом кредиторы получат право обратиться в хозяйственный суд с иском о ликвидации. Если он будет удовлетворен, то хозяйственный суд назначит ликвидационную комиссию (ликвидатора), будет контролировать ее деятельность, а ликвидационные процедуры завершатся только после одобрения суда. Для обеспечения интересов государства при бездействии ликвидационной комиссии (ликвидатора), нарушении порядка и срока ликвидации на органы КГК, прокуратуры, МВД, КГБ, МНС и иные уполномоченные органы возлагается обязанность при обнаружении соответствующих фактов в пределах своей компетенции обращаться в хозяйственный суд с иском о ликвидации юрлица.
Максимальный срок нахождения субъекта хозяйствования в процессе ликвидации планируется установить продолжительностью 9 месяцев с момента принятия решения о ликвидации с правом продления до 12 месяцев. Это должно исключить возможность затягивания процесса и погашения долгов. При этом установление максимального срока нахождения субъекта хозяйствования в процессе ликвидации по решению собственника (учредителей, участников), органа юрлица, уполномоченного уставом, соотносится с нормами действующего Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утв. Декретом № 1, регламентирующего сроки, в течение которых в отдельных случаях субъект хозяйствования не может быть исключен из ЕГР.
Для ограничения злоупотреблений предлагается запретить собственникам и руководителям юрлица выполнять обязанности председателей ликвидационных комиссий (ликвидаторов) при наличии у ликвидируемого субъекта хозяйствования задолженности перед кредиторами. Одновременно к председателям ликвидационных комиссий (ликвидаторам) будут установлены дополнительные требования, определяемые правительством по согласованию с ВХС.
Кроме того, планируется ввести субсидиарную ответственность председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора), собственника имущества (учредителей, участников) за нарушение установленных законодательством требований при ликвидации, а также за отказ от ликвидации юрлица в порядке банкротства в случаях, предусмотренных ст. 249 Закона "Об экономической несостоятельности (банкротстве)". Кредитор (кредиторы) или его правопреемник, органы КГК, прокуратуры, МВД, КГБ, налоговые и иные уполномоченные органы в пределах своей компетенции в указанном случае вправе будут предъявить в хозяйственный суд иски о привлечении к субсидиарной ответственности вышеуказанных лиц в течение 3 лет со дня исключения юрлица из ЕГР.
Будут ограничены права собственника имущества (учредителя, участника) коммерческой организации, находящейся в процессе ликвидации. До ее завершения они не смогут обратиться за госрегистрацией новых субъектов хозяйствования. Зарубежный опыт показывает, что такая норма является эффективным средством ограничения возможности выводить активы ликвидируемых предприятий.
В проекте имеется норма о том, что председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) в течение 10 рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юрлица должен будет в установленном порядке письменно уведомить об этом регистрирующий орган. Такая конкретизация необходима для исключения оценочных категорий и нечеткости действующего законодательства. Так, сегодня в ст. 58 ГК указано, что лицо, принявшее решение о ликвидации, должно незамедлительно уведомить об этом регистрирующий орган. Такое уведомление в соответствии с Декретом № 1 выражается в представлении непосредственно председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором) в регистрирующий орган заявления и решения о ликвидации. Но слово "незамедлительно" можно понимать по-разному.
Будем надеяться, что предлагаемые меры помогут навести порядок в сфере ликвидации субъектов хозяйствования, оградить кредиторов от недобросовестности некоторых должников, снизить риски неплатежей и улучшить бизнес-климат в Беларуси.
"Экономическая газета", №35 от 15.05.2012
Источник "Экономическая газета", №35 от 15.05.2012
|
|
|