|
Новое вознаграждение управляющего в производстве по делам об экономической несостоятельности (банкротстве) |
|
Сергей ВАСЬКОВСКИЙ, начальник Управления законодательства и международных отношений Высшего Хозяйственного Суда Александр ПАПАЛАМОВ, заместитель начальника управления санации и экспертиз Департамента по санации и банкротству Министерства экономики Республики Беларусь В соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь "Об экономической несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон) антикризисный управляющий - физическое или юридическое лицо, назначаемое хозяйственным судом для проведения некоторых процедур банкротства и осуществления иных полномочий антикризисного управляющего. Управляющий выступает как представитель совершенно новой профессии. Свои полномочия он исполняет в конкурсном производстве (санация, ликвидационное производство) и является одним из главных действующих лиц в производстве по делу о банкротстве. Именно управляющий, работая в экстремальных условиях конфликта интересов, при наличии возможности санации обязан предпринять в установленные хозяйственным судом сроки "последнюю" попытку исправления ошибок, допущенных руководителем должника, доведшего возглавляемую им коммерческую организацию до банкротства. При этом управляющий в соответствии с Законом обеспечивает сохранность имущества должника, защищает его права и интересы, а также права и интересы кредиторов, работников должника, ищет и возвращает имущество должника из чужого незаконного владения, проводит инвентаризацию и оценку имущества, анализ финансового состояния и платежеспособности должника и т.д. Кроме того, управляющий обязан организовывать хозяйственную деятельность должника, одновременно с этим в течение ограниченных сроков разработать план санации и осуществить его реализацию. Исполнение вышеуказанных обязанностей требует значительных затрат и большой нагрузки (умственной, физической и нервной), что соответственно должно компенсироваться денежным вознаграждением. Законом предусмотрено, что для выполнения задач, связанных с производством по делу о банкротстве, и обеспечения своей деятельности управляющий может привлекать на договорной основе помощника (помощников), а также иных лиц с оплатой их деятельности из назначенного управляющему вознаграждения. В практике нередко управляющие прибегали к данной возможности. Возлагали на своих помощников большой объем своих обязанностей и делились своим вознаграждением. К управляющему применяется законодательство, как и к руководителю организации, в то же время он является субъектом предпринимательской деятельности и отвечает личным имуществом за причиненный своими действиями ущерб должнику либо кредиторам, что не свойственно ответственности руководителя должника. С учетом особенностей деятельности управляющего можно предположить, что вознаграждение управляющего должно стимулировать его труд и компенсировать другие затраты, связанные с осуществлением его полномочий, при условии достижения положительных результатов в процедурах банкротства. В случае не достижения положительных результатов - это соответственно должно отражаться на размерах его вознаграждения. Закон устанавливает понятие минимальный размер вознаграждения управляющего, который определяется законодательством, а также возможность выплаты дополнительного вознаграждения в зависимости от результатов его деятельности. Двухлетнее применение законодательства о банкротстве выявило недостатки в вопросе назначения вознаграждения управляющему. Судьи формально назначали вознаграждение управляющим, не было дифференциации размера вознаграждения в зависимости от вида конкурсного производства (санации, ликвидационного производства), от списочной численности работников должника, результатов его деятельности и т.д. В результате управляющие могли получать одинаковые вознаграждения за один и тот же период времени в случае ликвидации и санации должника. В то же время объем работ существенно отличался. В целях устранения недостатков в вопросе назначения и выплаты вознаграждения управляющему Министерство экономики Республики Беларусь разработало Положение о порядке выплаты вознаграждения управляющему в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), которое утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 февраля 2003 года № 213 (вступило в силу с 1 апреля 2003 года (далее - Положение). Данное постановление утвердило Минимальные размеры вознаграждения управляющего в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) в процедуре санации. Положение является обязательным для применения собранием (комитетом) кредиторов и хозяйственным судом при выплате вознаграждения управляющему. В нем установлены пределы (минимальный и максимальный размеры), в которых может быть определено собранием (комитетом) кредиторов и назначено хозяйственным судом вознаграждение (дополнительное вознаграждение) управляющему. Этим самым устраняется сама возможность назначения вознаграждения управляющему в необоснованно высоких размерах при назначении управляющего и при последующем исполнении им своих обязанностей в процедурах банкротства. Минимальный размер вознаграждения управляющего в процедуре санации исчислен исходя из средней заработной платы руководителя организации государственной формы собственности по данным государственной статистической отчетности. Расчет минимального вознаграждения управляющего в процедуре санации произведен в следующем порядке. Исходя из указанной средней заработной платы и базовой величины, утверждаемой Советом Министров Республики Беларусь, определен коэффициент увеличения базовой величины для установления минимального размера вознаграждения управляющего в процедуре санации. В соответствии с Положением размер вознаграждения управляющего при его назначении определяется и назначается в зависимости от отрасли экономики, к которой отнесен основной вид деятельности должника, путем умножения базовой величины на соответствующий коэффициент увеличения базовой величины и соответствующий корректирующий коэффициент, согласно приложению к Положению. Корректирующий коэффициент устанавливается в зависимости от списочной численности работающих и балансовой стоимости имущества (активов) должника. В то же время вознаграждение не может быть выше установленных Положением ограничений. Например, основной вид деятельности должника отнесен к отрасли "промышленность строительных материалов". Списочная численность работающих должника по состоянию на 1 апреля 2003 года находится в пределах от 601 до 1200 человек. Балансовая стоимость его имущества (активов) по состоянию на аналогичную дату находится в пределах от 0,083 до 0,25 миллиона базовых величин. Размер вознаграждения управляющего, при назначении его в апреле 2003 года, в процедуре санации данного должника составит 532 тысячи рублей (40 х 13,3 тысячи рублей). К указанному размеру вознаграждения далее применяется корректирующий коэффициент. Для определения корректирующего коэффициента производится перерасчет балансовой стоимости имущества (активов) должника из денежного измерения в измерение в базовых величинах. Перерасчет валюты баланса производится с применением базовой величины, действовавшей на дату назначения управляющего. После пересчета валюты баланса определяется применяемый соответствующий корректирующий коэффициент. С учетом корректирующего коэффициента (1,1) размер вознаграждения управляющего в процедуре санации составит 585,2 тысячи рублей (532 х 1,1). Положением предусмотрено, что вознаграждение управляющего в процедурах защитного периода и ликвидационного производства устанавливается в меньших размерах по сравнению с вознаграждением, устанавливаемым в процедуре санации. Вознаграждение управляющего в защитном периоде в соответствии с Положением может быть установлено в размере 50 процентов и 80 процентов от вознаграждения управляющего в процедуре санации. Размер вознаграждения в данном примере, с применением 50 процентов, составит 292,6 тысячи рублей (585,2 х 0,5). Вознаграждение управляющему в процедуре ликвидационного производства определяется и назначается в размере 80 процентов от вознаграждения управляющего в процедуре санации. В нашем примере составит 468,2 тысячи рублей (585,2 х 0,8). Указанная дифференциация размеров вознаграждения обоснована существенным различием состава обязанностей управляющего и фактических затрат его рабочего времени в процедурах банкротства. В аналогичном порядке может быть определен размер вознаграждения управляющего на момент его назначения и по предприятиям других отраслей экономики. При выполнении предусмотренных новым Положением условий размер вознаграждения управляющего в процедуре санации может быть увеличен хозяйственным судом по предложению собрания (комитета) кредиторов, но не более чем на 70 процентов. Условиями увеличения вознаграждения являются: обеспечение роста выручки от реализации товаров (работ, услуг), прибыли, снижение убытков, себестоимости товарной продукции, удовлетворение требований кредиторов в соответствии с планом санации и реестром требований кредиторов. В указанном примере вознаграждение управляющего в процедуре санации при выполнении установленных условий может быт назначено хозяйственным судом по предложению собрания (комитета) кредиторов не более 994,8 тысячи рублей (585,2 х 1,7). В случае если должник отнесен в установленном порядке к важным и особо важным государственным организациям, размер вознаграждения управляющего в процедурах конкурсного производства может быть по предложению собрания (комитета) кредиторов увеличен хозяйственным судом с применением коэффициента, равного 1,5. Указанный коэффициент применяется к размеру вознаграждения, определенному в соответствии с вышеуказанным порядком, в процедурах конкурсного производства (санации, ликвидационном производстве) с даты их открытия. Вознаграждение управляющему в процедуре санации в нашем примере может быть назначено в размере 877,8 тысячи рублей (585,2 х 1,5), в процедуре ликвидационного производства: 702,2 тысячи рублей (585,2 х 0,8 х 1,5). Вознаграждение управляющего в процедуре санации должника, в установленном порядке, отнесенном к важным и особо важным организациям, при выполнении установленных Положением условий, в нашем примере может быть увеличено, но не выше 1492,3 тысячи рублей (877,8 тысячи рублей х 1,7). Важно обратить внимание на следующее. При уменьшении численности работающих и стоимости имущества (активов) должника в результате реализации мероприятий, предусмотренных планом санации либо планом ликвидации должника, назначенное хозяйственным судом вознаграждение управляющего по этим причинам в дальнейшем пересмотру не подлежит. План санации должника предусматривает меры по восстановлению его платежеспособности, включающие в числе прочих перепрофилирование производства, закрытие нерентабельных производств, продажу части имущества должника, продажу предприятия должника и применение иных способов, не противоречащих законодательству, что может вызвать как уменьшение численности работающих, так и уменьшение стоимости имущества (активов) должника. Более жесткие последствия в отношении численности работающих и имущества (активов) наступают при реализации плана ликвидации должника. В связи с этим реализация мероприятий, предусмотренных планом санации или планом ликвидации, не может служить основанием для уменьшения размера вознаграждения управляющего. Важным нововведением, внесенным в Положение по предложению Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, является то, что выплату вознаграждения управляющему хозяйственный суд назначает в зависимости от фактически затраченного рабочего времени управляющим на достижение результатов его деятельности в процедурах банкротства. В этой связи управляющий должен письменно подтвердить в хозяйственный суд фактические затраты рабочего времени за каждый месяц (период менее месяца) исполнения своих обязанностей, а хозяйственный суд - уточнить первоначально установленный размер вознаграждения за каждый месяц (период менее месяца) пропорционально фактическим затратам рабочего времени управляющего. Хозяйственным судом, в соответствии с Положением, может быть назначено по предложению собрания (комитета) кредиторов дополнительное вознаграждение управляющему в зависимости от результатов его деятельности в процедуре санации должника. Основным условием назначения дополнительного вознаграждения управляющему является удовлетворение требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов. В случае несоблюдения основного условия дополнительное вознаграждение не выплачивается даже при выполнении всех других условий. Размер дополнительного вознаграждения управляющего ограничен и не должен превышать одного процента от суммы средств, направленных на удовлетворение требований кредиторов, за исключением требований первой и второй очередей. Дополнительное вознаграждение может быть выплачено по результатам деятельности управляющего за каждые шесть месяцев исполнения им своих полномочий в процедуре санации (отдельно). При этом применение учета, предусмотренных Положением показателей, нарастающим итогом не допускается. В иных процедурах банкротства, в том числе при заключении мирового соглашения, выплата дополнительного вознаграждения управляющему не предусматривается. Следует обратить внимание, что выплата дополнительного вознаграждения производится должником с уменьшением требований кредиторов на сумму дополнительного вознаграждения управляющего, за исключением требований по обязательным платежам. С учетом этого управляющий должен предусмотреть при погашении требований кредиторов соответствующей очереди пропорциональное уменьшение требований кредиторов (за исключением требований по обязательным платежам) и резервирование необходимых средств для выплаты дополнительного вознаграждения. В соответствии с Положением хозяйственный суд по собственной инициативе, по предложению собрания кредиторов или комитета кредиторов вправе увеличить до 20 процентов вознаграждение управляющего, устанавливаемое в соответствии с Положением в защитном периоде и в ликвидационном производстве, а в случае недобросовестного и (или) ненадлежащего исполнения управляющим своих обязанностей в процедурах банкротства уменьшить размер ранее им назначенного вознаграждения управляющему до 50 процентов. Указанное увеличение вознаграждения возможно при наличии обстоятельств, признанных хозяйственным судом достаточными, в том числе при качественном или досрочном исполнении управляющим своих полномочий в процедурах защитного периода или ликвидационного производства. Положением предусмотрено снижение размера вознаграждения управляющего - юридического лица либо управляющего - физического лица в зависимости от количества дел о банкротстве, в производстве которых каждый из них одновременно исполняет свои полномочия. Указанная мера предусмотрена Положением в целях сокращения отрицательно влияющей на результативность деятельности управляющих в процедурах банкротства практики. Приостановление или прекращение действия лицензии управляющего влечет за собой выплату вознаграждения только до дня приостановления или прекращения лицензии. Содержание судебного акта о назначении вознаграждения управляющему законодательством не установлено. По нашему мнению, акт должен содержать необходимую информацию. В определении хозяйственного суда, на наш взгляд, должно быть указано: основной вид деятельности должника; применяемая базовая величина; коэффициент увеличения базовой величины; корректирующий коэффициент; размер снижения (увеличения) вознаграждения в зависимости от вида процедуры банкротства и фактических затрат рабочего времени; размер назначенного вознаграждения в денежном выражении; период, за который назначено вознаграждение управляющему. Данная информация позволит мотивировать принятое судом решение и оценить его вышестоящими инстанциями в случае обжалования. В конце хотелось бы отметить, что фактическое уменьшение размера вознаграждения управляющему никоим образом не должна сказаться на качестве его работы. Естественно, привлечение помощников и иных лиц, которые ранее получали оплату своей деятельности из назначенного управляющему вознаграждения, будет не так развито. В то же время управляющий имеет право нанимать работников по трудовому договору, необходимых ему для осуществления конкурсного производства. Надеемся, что применение нового Положения позволит значительно усилить зависимость размера вознаграждения управляющего от результатов его деятельности, а также будет способствовать повышению эффективности процедур банкротства, применяемых в соответствии с Законом к коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям.
Источник «Вестник ВХС», № 6
|
|
|