Банкротство в Республике Беларусь
Банкротство Банкротство, Санация, Ликвидация
 
Антикризисное управление
 Главная О проекте Законодательство Контакты 
  Когда выезд под запретом
 
Со вступлением в силу с 6 июня 2012 г. Закона от 25.11.2011 № 322-3 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь" (далее - Закон № 322-3) хозяйственные суды по ходатайствам заинтересованных лиц вправе ограничивать выезд из страны индивидуальных предпринимателей и граждан - должностных лиц субъектов хозяйствования, основываясь на новых нормах ХПК.
Во избежание прежней неопределенности ограничение права выезда гражданина или ИП, являющихся ответчиками или должниками (независимо от гражданства таких лиц), отнесено к мерам обеспечения иска исполнения исполнительного документа.

Поскольку ст. 348 ХПК в прежней редакции не регламентировала порядок отмены мер по обеспечению исполнения исполнительного документа, Законом № 322-3 эта статья дополнена соответствующими положениями. При этом закреплена возможность обжалования любых определений по вопросам обеспечения иска (в т.ч. определений об обеспечении иска, об отказе в его обеспечении, приостановлении исполнения определения об ограничении права выезда, об отказе в приостановлении такого определения, замене меры обеспечения иска и об отказе в таких действиях и в отмене обеспечения иска), кроме определений об отмене обеспечения иска.

Кроме того, в ст. 348 ХПК включены положения о сроке, в течение которого хозяйственным судом должен быть решен вопрос о применении мер по обеспечению исполнения исполнительного документа, а также о лицах, которым должно направляться определение о применении соответствующих мер (кроме взыскателя и судебного исполнителя).

Так, предусмотрена обязанность направления копии определения об обеспечении исполнения исполнительного документа должнику, а также иным, помимо судебного исполнителя, лицам, на которых возложена обязанность непосредственно исполнить определение о принятии обеспечительных мер (применительно к мерам обеспечения иска такая обязанность предусмотрена ч. 7 ст. 115 ХПК).

В ст. 205 ХПК в перечень подлежащих немедленному исполнению судебных постановлений включены определения об обеспечении иска. Следует также отметить, что норм о немедленном исполнении определений об обеспечении исполнения исполнительного документа, замене обеспечительной меры, приостановлении исполнения определения об ограничении права выезда и об отмене обеспечительных мер в действовавшей редакции ХПК не содержалось.

Целесообразность немедленного исполнения и таких определений очевидна. В частности, изначально принятая мера, оказавшаяся неэффективной или неисполнимой, может требовать срочной замены ее на иную, более эффективную. Кроме того, в исключительных и, как правило, чрезвычайных ситуациях необходима экстренная отмена ограничения конституционного права лица на свободу передвижения, или следует незамедлительно обеспечить реальное исполнение решения суда в ходе исполнительного производства, а определения об отмене обеспечительных мер вовсе не подлежат обжалованию в апелляционном порядке. Поэтому Закон № 322-3 расширяет содержащийся в ст. 205 ХПК перечень посредством указания на возможность немедленного исполнения любого определения по вопросам обеспечения иска и обеспечения исполнения исполнительного документа.

Можно надеяться, что закрепление в ХПК положения о немедленном исполнении в т.ч. определений об обеспечении исполнения исполнительного документа позволит соблюсти баланс интересов взыскателя и должника.

Закон от 20.09.2009 № 49-3 "О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь" (далее - Закон № 49-3) допускает выезд из страны на определенный срок граждан, право выезда которых ограничено на основании соответствующего решения компетентного органа. В связи с этим в ХПК введен институт приостановления исполнения определения об ограничении права выезда, а также устанавливается порядок его применения.

В Законе № 322-3 не названы основания, при наличии которых хозяйственный суд будет вправе вынести соответствующее определение, что позволит решать вопрос в каждом конкретном случае индивидуально. Вопрос о приостановлении исполнения определения об ограничении права выезда, а также о сроке такого приостановления должен будет решаться хозяйственным судом по ходатайству ответчика (должника) в порядке, предусмотренном для решения вопроса об отмене действия обеспечительных мер (т.е. в срок не более 3 дней со дня заявления ходатайства с возможностью вызова лиц, участвующих в деле).

Из Закона № 49-3 исключены положения, регламентирующие сроки, на которые судом может быть установлено ограничение права выезда. Отнесение анализируемого института к обеспечительным мерам влечет в свою очередь необходимость распространения на процедуру его применения норм ХПК, регламентирующих порядок принятия хозяйственными судами обеспечительных мер, в т.ч. норм о действии избранной обеспечительной меры во времени. Наличие в ранее действовавшей редакции Закона № 49-3, регулирующего материально-правовые отношения, процессуальных норм (в частности, о сроке действия ограничения права выезда), вступающих в противоречие с действующим хозяйственным процессуальным законодательством, влекло возникновение коллизий правовых актов, а также затруднения в правоприменении.

Новая редакция ст. 23 Закона № 49-3 наделяет правом обжалования решений, связанных с ограничением права выезда, не только граждан, права которых непосредственно ограничены указанными решениями, но и иных заинтересованных лиц (в т.ч. юридических).

В Закон от 4.01.2010 № 105-3 "О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь" (далее - Закон № 105-3) дополнительно включены основания для ограничения права выезда иностранных граждан и лиц без гражданства, которые ранее были применимы лишь к гражданам Республики Беларусь, - предъявление к ним гражданского иска в суде и признание таких лиц должниками по делам об экономической несостоятельности (банкротстве) или заинтересованными лицами в отношении должника - юрлица.

Суды, в т.ч. хозяйственные, наделены правом самостоятельного принятия решений об ограничении права выезда иностранных граждан и лиц без гражданства (в настоящее время таким нравом обладают органы внутренних дел, в т.ч. по ходатайству иных госорганов).

Ограничение права выезда обвиняемого или подозреваемого в уголовном процессе отнесено к иным мерам процессуального принуждения наряду с такими, как обязательство о явке, привод, временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество.

Временное ограничение права граждан на выезд из страны в качестве обеспечительной меры в гражданском судопроизводстве закреплено в настоящее время и в ГПК.



Владимир ДОБРАНОВ,
судья Хозяйственного суда Гродненской области



"Экономическая газета", №55 от 27.07.2012




Источник "Экономическая газета", №55 от 27.07.2012
 
поиск по сайту
 
  Наш альянс:
 
 
Банкротство
Информационно-аналитический ресурс "Банкротство в Республике Беларусь"
(www.bankrot.by)
 
антикризисное управление
 
© bankrot.by / Банкротство в Республике Беларусь
адрес: Республика Беларусь, 220012, г. Минск, а/я 1
тел.: +375 (29) 650-05-70 (velcom), e-mail: gv@trust.by
Design by Normality studio