|
Системный кризис западной модели |
|
К угрозам краха западной модели капитализма из-за финансовых злоупотреблений в банковской сфере добавилась новая — в сфере финансовых обязательств округов и городов, часто не обеспеченных реальными активами. С 2011 года по США распространяется волна банкротств городов и округов. Города и округа объявляют себя несостоятельными с целью избавиться от долгов, которые не в состоянии более выплачивать. Для них это, казалось бы, хорошо, поскольку, избавившись от долгов, они смогут в лучшей степени исполнять свои обязанности перед жителями. Но есть и доминирующие негативные моменты. Во-первых, списывая с себя долги, города и округа тем самым могут подвергнуть разорению финансовые институты, которые им деньги одолжили. Во-вторых, они тем самым снижают возможности и для себя, и для других городов и округов по займу новых средств: кредиторы, памятуя о судьбе потерянных у обанкротившихся заемщиков денег, будут с меньшей охотой выдавать кредиты любому городу или округу, а если и будут, то по резко увеличившимся ставкам. Первая проблема может нанести очередной удар по банкам, которые и так едва держат удар мирового кризиса как из-за собственных финансовых злоупотреблений, так и из-за общей волны паники. Вторая проблема означает увеличившиеся шансы на банкротство тех городов и округов, что еще держатся на плаву — по нынешним низким ставкам они еще могут продержаться, по новым высоким — далеко не факт. Кстати говоря, проблемы американских городов и округов во многом возникли по тем же причинам, что привели к кризису 2008 года: слишком много махинаций с финансами при уменьшившейся эффективности западных экономик. Так, в случае объявившего о банкротстве калифорнийского города Сан-Бернардино было официально заявлено, что документы, которые представлялись городскому совету и мэру, фальсифицировались 13 из 16 лет. А в скольких американских городах и округах такие злоупотребления еще не выявлены? А когда вскроются, будет поздно спасаться от банкротства.
Кроме этого, волна банкротств свидетельствует и о другой проблеме — многие округа и города просто не в состоянии больше выполнять свои социальные обязательства перед населением. Им нужно постоянно модернизировать имеющуюся инфраструктуру, оплачивать работу полиции и пожарных служб, педагогов и медицинских работников и выплачивать пенсии своим вышедшим в отставку работникам. Именно нехватка средств на эти нужды и заставляла их набирать кредиты в банках, которые они теперь не в состоянии выплатить. Пытаясь избежать банкротства, многие города стали резко сокращать расходы на полицию и пожарные службы, что приводит к новым социальным рискам: росту преступности и угрозам возрастания ущерба от пожаров, которые, кстати, во многих южных городах в летнее время распространяются с пугающей скоростью. Снижаются расходы и на образование, и на медицину, которые и так находятся в откровенно отсталом состоянии и являются слабой стороной американской системы. Что же будет с ними в результате новых сокращений финансирования?
Масштабы новой потенциальной волны банкротств просто пугают. В своем свежем докладе Пол Уолкер и Ричард Равиш сообщили американской общественности, что финансовые обязательства правительств штатов содержат на 4 триллиона долларов непрофинансированных обязательств, в том числе по покрытию пенсий и медицинских страховок работников. И если 50 штатов, существующих в США, законодательно защищены от банкротства, то десятки тысяч городов и округов, на которых приходится часть этих долгов, от банкротства вовсе не защищены. Тем более что в докладе Пола Уолкера и Ричарда Равиша основной упор делается на то, что сумма нехваток в бюджетах штатов в 4 триллиона может послужить угрозой существующему в США социальному порядку. А Равиш прямо отметил, что «культурное и социальное банкротство предшествует финансовому банкротству». Отметим также, что мировой финансовый кризис начался в сентябре 2008 года после банкротства банка, унесшего с собой более 700 миллиардов долларов США вкладов. На этом фоне сумма в 4 триллиона долларов выглядит особенно впечатляюще.
Еще более шокирующим является тот факт, что все описанные в США проблемы можно ожидать и в подавляющем большинстве стран Евросоюза. Свежей новостью в мировых СМИ в последние дни стало ожидаемое банкротство десяти итальянских городов. Среди них такие известные крупные города, как Палермо, Неаполь и Реджо-ди-Калабрия. Сами они оказались не в состоянии справиться со своими финансовыми обязательствами, а правительство Италии вынуждено резко сократить помощь городам из-за того, что внешний долг Италии приобрел угрожающие размеры, превысив 2 триллиона евро. То есть, по сути, раньше нормальной практикой было, что правительство Италии занимало деньги за рубежом, чтобы передать их в том числе собственным городам. Больше так продолжаться не может, но что же делать городам?
Можно смело предполагать, что в рамках всего Евросоюза, а не только Италии, ожидаются проблемы на триллионы евро по образцу США у городов и округов ЕС. Ведь в последние десятилетия США были «законодателем мод» в сфере всех финансовых практик. То, что появлялось в США, тут же копировалось в Евросоюзе, в котором считали США самой прогрессивной и инновационной экономикой, признанным лидером, которому необходимо подражать, чтобы не отстать в развитии. Вопрос лишь в том, когда имеющиеся проблемы с долгами на региональном уровне выплывут для широкого обсуждения и какой удар они нанесут по шансам Евросоюза уцелеть?
"Республика", №239 от 10.08.2012
Источник "Республика", №239 от 10.08.2012
|
|
|