Банкротство в Республике Беларусь
Банкротство Банкротство, Санация, Ликвидация
 
Антикризисное управление
 Главная О проекте Законодательство Контакты 
  Свобода и ответственность
 
Правовые позиции Конституционного Суда в сфере предпринимательской деятельности.
Конституция Беларуси как Основной Закон государства имеет широкую составляющую норм экономического содержания. В ней закреплены гарантии права собственности, равенство различных ее форм, свобода предпринимательства, экономическая функция государства, защита экономических, социальных, культурных и иных прав и свобод.

В то же время на конституционном уровне закреплено, что государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества, обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях (часть пятая ст. 13 Конституции).

При рассмотрении в порядке обязательного предварительного контроля конституционности Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) Конституционным Судом в решении от 29.06.2012 отмечено, что конституционный принцип государственного регулирования экономической деятельности в интересах человека и общества, направления и координации государственной и частной экономической деятельности в социальных целях получил развитие в положениях Закона, устанавливающих условия начала процедуры экономической несостоятельности (банкротства), исключающие возможность необоснованного возбуждения дела; определяющих компетенцию органа государственного управления по делам об экономической несостоятельности (банкротстве) и комиссии по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства); предусматривающих меры по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) и оказанию финансовой помощи должнику, проведению досудебного оздоровления юридического лица, индивидуального предпринимателя; обязывающих государственные органы, в подчинении (составе) которых находится должник, принимать меры по созданию новых рабочих мест, а также по трудоустройству работников организации-банкрота в целях предупреждения негативных социальных последствий при объявлении предприятия экономически несостоятельным (банкротом); усиливающих защиту прав действующих и бывших работников должника, перед которыми он имеет задолженность по заработной плате, а также прав граждан в связи с задолженностью по оплате оказанных ими работ (услуг) по гражданско-правовым договорам.

Этот конституционный принцип получил развитие и в нормах Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее - Закон о госзакупках), определяющих особенности государственных закупок с участием субъектов малого и среднего предпринимательства. В частности, в данном Законе установлено, что если объем (количество) предмета государственной закупки разделим, формируются части (лоты), одна из которых должна составлять не более 10 процентов объема (количества) предмета этой государственной закупки. Участниками по такой части (лоту) могут выступать только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда положения Закона о госзакупках, определяющие особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в процедурах государственных закупок, направлены на реализацию целей государственной политики в сфере малого и среднего предпринимательства; они устанавливают правовое регулирование осуществления поддержки малого и среднего предпринимательства, в том числе путем создания благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

При оценке положений Закона о банкротстве, предусматривающих соответствующие квалификационные требования к лицу, назначаемому на должность временного антикризисного управляющего (далее - управляющий), Конституционный Суд исходил из следующего.

Управляющий занимает особое место среди всех участников процедур экономической несостоятельности (банкротства), поскольку проводит большую работу по подготовке и реализации различных организационно-управленческих, имущественно-финансовых и правовых мероприятий. Управляющему предоставляются определенные полномочия в отношении должника, его имущества, а также интересов кредиторов. Поэтому важно, чтобы управляющий в деле об экономической несостоятельности (банкротстве) имел соответствующую квалификацию и обладал знаниями, опытом и личными качествами, которые бы обеспечивали не только эффективное и действенное ведение конкурсного производства, но также и доверие к институту банкротства.

В связи с изложенным в Законе о банкротстве предусмотрен ряд обязательных требований к управляющему. Так, он назначается определением хозяйственного суда. Кандидатура управляющего в отношении градообразующих или приравненных к ним организаций, государственных организаций, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих государственные и (или) международные заказы, представляется хозяйственному суду соответствующим государственным органом, в подчинении (составе) которого находится должник; местным исполнительным и распорядительным органом соответствующей административно-территориальной единицы, на территории которой находится должник — градообразующая или приравненная к ней организация, не имеющая подчиненности, акции (доли в уставном фонде) которой не находятся в собственности государства. Решение о предоставлении кандидатуры управляющего в указанных случаях принимается после получения заключения об этой кандидатуре органа государственного управления по делам о банкротстве. В отношении других должников управляющий назначается хозяйственным судом из числа не менее трех кандидатур, предложенных должником и (или) кредиторами.

Исходя из важности статуса управляющего законодатель установил соответствующие квалификационные требования к такому лицу. Согласно ст. 62 Закона о банкротстве управляющим может быть физическое лицо, имеющее высшее преимущественно экономическое или юридическое образование, необходимый опыт хозяйственной (предпринимательской) деятельности, не имеющее судимости, аттестованное на соответствие профессионально-квалификационным требованиям, предъявляемым к управляющему в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), и получившее аттестат управляющего. Управляющим может быть также юридическое лицо. Такие же требования предусматриваются и к руководителю управляющего — юридического лица.

Кроме того, в ст. 63 Закона о банкротстве предусмотрено, что управляющий не может быть заинтересованным лицом в отношении должника и (или) кредиторов (конкурсных кредиторов); управляющий — индивидуальный предприниматель не вправе заниматься иными видами предпринимательской деятельности, а управляющий — юридическое лицо не вправе оказывать услуги, составляющие определенные виды деятельности (оказание юридических услуг, консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления; оценочная деятельность; научные исследования и разработки; образовательная деятельность), индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, находящимся в процедурах экономической несостоятельности (банкротства), а также иным управляющим. Согласно части восьмой этой статьи нобходимым условием осуществления деятельности управляющего является заключение им договора обязательного страхования гражданской ответственности в порядке, установленном законодательством.

Конституционный Суд отметил, что нормы Закона о банкротстве, устанавливающие соответствующие требования к лицу, назначаемому на должность управляющего, не ограничивают закрепленное в части первой ст. 41 Конституции гарантированное гражданам Республики Беларусь право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей. Установление законодателем требований относительно квалификации управляющего при назначении такого лица судом на должность направлено на обеспечение более эффективного проведения процедур экономической несостоятельности (банкротства).

Согласно Конституции государство гарантирует каждому право собственности и содействует ее приобретению; собственник имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами (части первая и вторая ст. 44).

Права владения, пользования и распоряжения имуществом, свобода договоров участников гражданского оборота, включая определение оснований и порядка их возникновения, изменения и прекращения могут быть ограничены законом с соблюдением ст. 23 Конституции.

С учетом данных конституционных положений при оценке положений Закона о банкротстве о порядке проведения конкурсного производства, предусматривающих, что со дня открытия конкурсного производства управление делами и имуществом должника возлагается на управляющего, прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника; наступает обязанность досрочного исполнения всех денежных обязательств должника; приостанавливается начисление процентов, неустойки, пеней по задолженности должника; а также норм этого Закона, устанавливающих особый порядок предъявления и удовлетворения требований кредиторов, Конституционный Суд выразил правовую позицию. Согласно данной позиции регулирование гражданско-правовых отношений, возникающих при проведении процедуры конкурсного производства, осуществляется в целях защиты прежде всего прав и законных интересов кредиторов, что влечет за собой определенные ограничения права собственности, свободного использования имущества, а также прав владения, пользования и распоряжения имуществом, свободы договора. В решении Конституционного Суда указано, что ограничения права собственности, свободы предпринимательской и иной экономической деятельности могут вводиться законом, если они необходимы для защиты других конституционно значимых ценностей, в том числе прав и свобод других лиц, отвечают требованиям справедливости, являются необходимыми и соразмерными конституционно признанным целям таких ограничений.

В Законе о банкротстве и Законе о госзакупках закреплены нормы, направленные на реализацию права на судебную защиту, предполагающие не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты в форме восстановления нарушенных прав и свобод.

В соответствии с частью первой ст. 60 Конституции каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки.

Согласно ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах каждый имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Судебное решение не может быть признано справедливым и правосудным, а судебная защита полной и эффективной, если допущена судебная ошибка, в связи с чем государством должна быть обеспечена возможность его пересмотра. В случае отсутствия возможности пересмотреть ошибочный судебный акт умаляется и ограничивается право каждого на судебную защиту, что недопустимо. Поэтому законодатель, устанавливая порядок осуществления правосудия, обязан предусмотреть механизм (процедуру) исправления судебных ошибок.

В решении Конституционного Суда от 29.06.2012 отмечено, что в Законе о банкротстве реализовано конституционное право на судебную защиту, поскольку нормами Закона предусмотрена возможность обращения в суд лиц, участвующих в деле об экономической несостоятельности (банкротстве). При этом указано, что выносимые судом судебные постановления в процедурах экономической несостоятельности (банкротства) могут быть обжалованы (опротестованы) в порядке, установленном Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь.

Конституционным Судом обращено внимание также на ст. 151 Закона о банкротстве, предусматривающую, что после рассмотрения хозяйственным судом отчета управляющего по итогам ликвидационного производства и признания его обоснованным хозяйственный суд выносит определение о завершении ликвидационного производства, которое является основанием для внесения записи об исключении должника из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Определение о завершении ликвидационного производства представляет собой итоговый документ процедуры ликвидационного производства, на основании которого, в частности, должник исключается из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, полномочия управляющего прекращаются, ликвидационное производство считается завершенным. Результаты завершения ликвидационного производства затрагивают права и законные интересы лиц, участвующих в деле о банкротстве, поэтому данные лица должны иметь возможность проверки законности и обоснованности таких определений. В ст. 151 Закона о банкротстве не установлена возможность обжалования определения хозяйственного суда. Вместе с тем в части второй данной статьи предусмотрено, что управляющий должен совершить определенные действия по завершению ликвидационного производства в течение 15 дней после вступления определения о завершении ликвидационного производства в законную силу.

Согласно ст. 22 Закона о банкротстве дела об экономической несостоятельности (банкротстве) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей рассматриваются хозяйственным судом в порядке, установленном Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь, с учетом особенностей, предусматриваемых данным Законом и актами Президента Республики Беларусь.

По мнению Конституционного Суда, отсутствие в ст. 151 Закона о банкротстве указания на возможность обжалования (опротестования) определения о завершении ликвидационного производства в порядке, установленном Хозяйственным процессуальным кодексом, не исключает права на судебную защиту заинтересованными лицами в порядке и сроки, предусмотренные ст. 216 данного Кодекса.

На основании и в развитие конституционной нормы о судебной защите в Законе о госзакупках закреплено право любого участника государственной закупки на обжалование действий (бездействия) и (или) решения заказчика (организатора), комиссии и (или) ее членов, товарной биржи, оператора электронной торговой площадки, оператора официального сайта в случае нарушения его прав и законных интересов. При этом положениями ст. 53 Закона о госзакупках предусмотрены два возможных способа обжалования действий (бездействия) указанных субъектов: в судебном порядке или в уполномоченный государственный орган по государственным закупкам в установленном этим Законом порядке. Решение такого органа может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке (п. 3 ст. 57 Закона о госзакупках).

В ст. 57 этого Закона установлено, что процедура государственной закупки, проведенная с нарушением законодательства о государственных закупках, может быть признана судом недействительной по иску заинтересованного лица; признание процедуры государственной закупки недействительной влечет недействительность договора, заключенного по результатам такой процедуры.

Правовые позиции Конституционного Суда, направленные на уяснение конституционно-правового смысла нормативных положений принимаемых законов, будут способствовать однозначному пониманию и единообразному применению их на практике, обеспечению конституционных принципов равенства и справедливости как необходимых условий реализации и защиты прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций.



Лилия КОЗЫРЕВА,
судья Конституционного Суда Республики Беларусь,
заслуженный юрист Республики Беларусь



"Юридическая газета", 23 августа 2012 года




Источник "Юридическая газета", 23 августа 2012 года
 
поиск по сайту
 
  Наш альянс:
 
 
Банкротство
Информационно-аналитический ресурс "Банкротство в Республике Беларусь"
(www.bankrot.by)
 
антикризисное управление
 
© bankrot.by / Банкротство в Республике Беларусь
адрес: Республика Беларусь, 220012, г. Минск, а/я 1
тел.: +375 (29) 650-05-70 (velcom), e-mail: gv@trust.by
Design by Normality studio