|
Банкротам подарили бессмертие |
|
Изданный 12 ноября 2003г. Указ Президента № 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)", несомненно, войдет в десятку самых значимых нормативных актов уходящего года. И дело даже не в том, что этот документ вносит радикальные изменения в один из важнейших институтов правового регулирования рыночных отношений, а в том, что действие норм Указа выходит за пределы отношений банкротства и оказывает влияние на экономические отношения в целом. Именно поэтому еще до вступления в силу Указ № 508 вызвал активное обсуждение, в том числе на страницах «НЭГ», и при этом получил абсолютно противоположные оценки со стороны разработчиков и тех, кто будет им руководствоваться на практике. Впрочем, не будем эти оценки повторять. Скажем лишь о том, кому Указ стал подарком приятным, а кому — нет. Приятным он стал для устойчиво неплатежеспособных субъектов хозяйствования, и в особенности для государственных и приравненных к ним. Некоторые из них, скрывающиеся за расплывчатыми определениями юридических лиц, обеспечивающих функционирование стратегически значимых отраслей экономики или иные важные государственные потребности, могут сколь угодно долго оставаться устойчиво неплатежеспособными, поскольку законодательство о банкротстве на них более не распространяется. Впрочем, иным должникам также нет причин особо расстраиваться — в их распоряжение предоставлена процедура досудебного оздоровления с таким интересным инструментом, как устанавливаемый правительством мораторий на исполнение обязательств перед кредитором. Неприятным подарком Указ стал для тех, кто рассматривает банкротство должника как последнюю возможность получить хоть какое-либо покрытие долга. Инициировать процедуру банкротства стало не только более сложно, но и небезопасно, поскольку Указ установил штрафные санкции за подачу кредитором заявления, содержащего недостоверные, документально не подтвержденные сведения о неплатежеспособности должника. Впрочем, еще менее приятным он стал для учредителей и руководителей организаций, которые все-таки признаны банкротами, — согласно Указу они должны в полной мере ответить по долгам банкрота, если банкротство стало результатом их деятельности. Судя по всему, пока еще не определились со степенью оценки «подарка» профессиональные антикризисные управляющие, которые не знают, как на практике будут применяться нормы Указа о «государственных управляющих»: заменят ли они профессионалов полностью либо оставят последним хоть какую-нибудь возможность работать. Сергей ЛОСЕВ
Источник «НЭГ», 9 декабря 2003 г., № 100
|
|
|