Банкротство в Республике Беларусь
Банкротство Банкротство, Санация, Ликвидация
 
Антикризисное управление
 Главная О проекте Законодательство Контакты 
  Что бывает за банкротство
 
Уровень преступности, сконцентрировавшейся к середине 90-х гг. преимущественно в экономической сфере, вызывает тревогу в нашем обществе. С одной стороны, уход белорусского государства от тотального владения собственностью может способствовать развитию инициативы наших граждан, увеличению инвестиционной привлекательности страны. С другой — появляются и более широкие возможности для деятельности экономических преступников. Не последнее место среди них занимают те, кто умышленно доводит свои предприятия до банкротства. Развитие предпринимательства и различных видов кооперации в середине 80-х гг. прошлого века, активизация процессов акционирования и приватизации в первые годы независимости Беларуси сделали очевидной проблему пополнения государственного бюджета. В 1986г. в Уголовный кодекс была введена ст. 160—1 (сокрытие, занижение прибыли и доходов), а в 1993г. статьи 150-1 (лжепредпринимательство), 150-2 (выманивание кредита или дотаций), 150-3 (ложное банкротство), 150-4 (злостное банкротство), 150-5 (срыв возмещения убытков кредитору).
Большого эффекта указанные нормы Кодекса не дали, поскольку факты ложного и злостного банкротства, срыва возмещения убытков кредитору практически не выявлялись. Значительное профилактическое воздействие имело введение уголовной ответственности за выманивание кредитов или дотаций и за лжепредпринимательство. Впрочем, выявление и пресечение теневых схем органами правопорядка заставляет преступников лишь сильнее камуфлировать противоправную деятельность.
Экономическая преступность тормозит развитие производства, отвлекает инвестиционный капитал, подстегивает инфляцию, лишает государственный бюджет значительной части доходов, обостряет все существующие экономические проблемы и, таким образом, становится фактором мощного противодействия происходящим в нашей стране преобразованиям. По мнению специалистов, в Беларуси до 70% доходов, полученных незаконным путем, вкладывается в различные формы предпринимательской деятельности, что увеличивает объемы теневого и криминального предпринимательства.
В экономически развитых странах криминальное банкротство является одним из самых распространенных экономических преступлений. Например, менеджеры обанкротившегося американского концерна «Энрон», направив финансовые потоки через более чем 700 оффшорных компаний, значительно увеличили расходы фирмы и смогли в результате «заработать» сотни миллионов долларов. А ведь бюджет и обороты «Энрона» в 10 раз больше, чем у Газпрома или РАО ЕЭС.
В этой связи установление уголовной ответственности за преднамеренное банкротство является весьма актуальным. Ст. 240 «Преднамеренное банкротство» в Уголовном кодексе 1999г. не имела аналогов в УК 1960г. Криминальность данного деяния обусловлена тем, что оно нарушает установленный порядок осуществления экономической деятельности и причиняет ему значительный вред. Появление данной статьи УК направлено на охрану интересов государства, законных прав и интересов собственников и кредиторов коммерческих организаций, обеспечение стабильности и добропорядочности предпринимательских отношений, а также на защиту работников от незаконного лишения рабочих мест.
Расследование уголовных дел данной категории относится к исключительной подследственности органов финансовых расследований. Невзирая на то что с момента введения в действие Уголовного кодекса 1999г. не прошло и трех лет (он вступил в силу 1 января 2001г.), мы имеем опыт успешного расследования подобных дел и осуждения виновных должностных лиц.
Так, к исправительным работам по месту работы с удержанием 20% заработка в доход государства приговорен В. Галич, директор ОАО «Слонимская камвольно-прядильная фабрика». Ему в вину вменено 115 фактов незаконного приобретения сырья у российских поставщиков по ценам, которые были заведомо выше рыночных, а также 66 фактов реализации продукции фабрики российским субъектам хозяйствования по ценам ниже себестоимости. Доказано 27 фактов переработки давальческого сырья по тарифам, не обеспечивающим предприятию возмещение затрат по этим операциям. В результате действий директора и главного бухгалтера фабрики причинен ущерб на сумму более 1 млрд. рублей. Следствием были возбуждены уголовные дела по ст.240 (преднамеренное банкротство), ч.З ст.424 (злоупотребление служебным положением, повлекшее тяжкие последствия), ст. 428 (халатность).
Следует предположить, что эта категория уголовных дел еще долгое время будет представлять определенные трудности как для наших юристов, так и для экономистов.
Объективная сторона деяния включает действия по умышленному созданию или увеличению неплатежеспособности, преступные последствия и причинную связь между ними. Преступник осознает общественную опасность своих действий, желает их совершения и преследует цель привести коммерческую организацию или индивидуального предпринимателя к банкротству. Умышленное создание или увеличение неплатежеспособности может совершаться путем заключения заведомо невыгодных, не соответствующих нормальной практике сделок, принятия на себя чужих долгов в качестве поручительства, уменьшения активов, фиктивного отчуждения имущества.
Обязательным признаком, характеризующим субъективную сторону преступления, является мотив. Поведение виновного может быть продиктовано либо личным интересом (как корыстным, так и некорыстным), либо интересами иных лиц (отдельных кредиторов, акционеров).
Сравнительный анализ УК Беларуси и России показывает, что наши законодатели не в полной мере сознают степень опасности, которую несут преднамеренные банкротства. На наш взгляд, в белорусском УК должна быть предусмотрена ответственность не только за преднамеренное банкротство, повлекшее причинение ущерба в крупном размере, но и за «иные тяжкие последствия», как, например, в ст. 196 Уголовного кодекса РФ. Внесение таких изменений в ст. 240 УК РБ позволит защищать работников коммерческих организаций от незаконного лишения рабочих мест.
Ст. 240 УК предусматривает следующие виды наказаний: штраф, лишение права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью, арест на срок до шести месяцев, ограничение или лишение свободы на срок до трех лет. Таким образом, в соответствии со ст. 12 УК («умышленные преступления, за которые законом предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок не свыше шести лет») преднамеренное банкротство относится к категории менее тяжких преступлений. Вместе с тем его социальные последствия в отношении предприятий (особенно градообразующих) неизмеримо опаснее, чем, скажем, хищение путем злоупотребления служебными полномочиями. Однако последнее, совершенное в крупном размере (ч.З ст.210 УК), законодатель относит к тяжким преступлениям и предусматривает наказание в виде лишения свободы от 3 до 10 лет, а по ч.4 ст.210 те же действия, совершенные организованной группой либо в особо крупном размере (свыше 1000 базовых величин), наказываются лишением свободы от 5 до 12 лет и относятся к особо тяжким. Причем до 15.08.2003г. эти преступления могли повлечь наказание от 6 до 15 лет лишения свободы.
По сравнению с этими сроками, наказание за преднамеренное банкротство у нас выглядит относительно щадящим.
Александр КРАСОЧКА,
Заместитель директора департамента
финансовых расследований Комитета госконтроля
СПРАВКА «НЭГ» Органы финансовых расследовании в Беларуси появились в соответствии с постановлением Совмина РБ от 5.08. 1992г. № 485, которым предусматривалось создание управления налоговых расследований ГГНИ Минфина. Затем это подразделение находилось в составе налоговых органов, а 11 февраля 1998г. был создан Государственный комитет финансовых расследований как самостоятельный правоохранительный орган, подчиненный Президенту и входящий в систему органов, обеспечивающих экономическую безопасность государства. В сентябре 2001г. ГКФР был присоединен к Комитету госконтроля и преобразован в департамент. В нем сегодня работают около 700 человек, треть которых имеют по два и более высших и средних специальных образования.

Источник «НЭГ», 9 декабря 2003 г., № 95
 
поиск по сайту
 
  Наш альянс:
 
 
Банкротство
Информационно-аналитический ресурс "Банкротство в Республике Беларусь"
(www.bankrot.by)
 
антикризисное управление
 
© bankrot.by / Банкротство в Республике Беларусь
адрес: Республика Беларусь, 220012, г. Минск, а/я 1
тел.: +375 (29) 650-05-70 (velcom), e-mail: gv@trust.by
Design by Normality studio