|
Внедрение института несостоятельности оздоровит экономику страны. В этом месяце состоялось важное событие в жизни республики: Президентом Беларуси подписан долгожданный Закон «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», вступающий в силу в январе 2013 года. Какова же роль и место этого института в экономике Беларуси? Ситуацию комментирует заместитель директора Департамента по санации и банкротству Минэкономики Станислав САДОВНИКОВ:
— В белорусском обществе институт несостоятельности (банкротства) часто вызывает негативную реакцию. Руководители предприятий склонны принимать факт его наступления как личное поражение, а представители органов госуправления опасаются, что возбуждение процедур несостоятельности отрицательно повлияет на оценку дел в отрасли. В то же время этот институт — обязательный атрибут рыночной экономики. В развитых странах никогда не стоял вопрос о его целесообразности, там эффективный режим несостоятельности является важнейшим условием устойчивого экономического развития, гарантией возвратности инвестиций и укрепления коммерческих отношений.
Признание предприятия банкротом — это лишь финал процесса несостоятельности, к тому же необязательный. Пока идет слушание дела, шансы возрождения предприятия достаточно велики, если собственником и кредиторами разработан и запущен в действие план спасения. Он основан на применении реабилитационных процедур, именуемых «завершение досудебного оздоровления в защитном периоде» и «санация».
Банкротство — это шлагбаум на пути плохих инвестиций, он заставляет направлять деньги, трудовые ресурсы и ценные активы туда, где их применение наиболее эффективно. Законодательство о несостоятельности также оказывается востребованным как инструмент реорганизации предприятий и создания холдингов (вертикально интегрированных компаний). Кроме того, этот институт успешно конкурирует с приватизационным законодательством: для инвестора подчас гораздо выгоднее приобретать объект именно в процессе судебного оздоровления. В свою очередь государство тоже может выкупить стратегически важные активы, если собственник распорядился ими не во благо экономики страны и сознательно ведет дела на уничтожение предприятия.
Реформирование белорусского законодательства о несостоятельности направлено на создание условий для своевременной реструктуризации неплатежеспособных предприятий и выхода на стабильную работу. И здесь на первый план встает вопрос эффективности финансовой поддержки, оказываемой государством проблемным организациям: надо решать, кому целесообразнее ее оказать — прежнему руководству либо антикризисному менеджменту.
Востребованность института несостоятельности подтверждается данными статистики. По своим обязательствам в Беларуси вовремя не рассчитываются порядка 59 % организаций от общего их числа. И это создает определенную угрозу экономической безопасности страны.
Подача заявления о признании экономической несостоятельности часто происходит несвоевременно. И чем дольше промедление, тем больше потери активов и меньше шансов на дальнейшее развитие. В условиях неприменения института банкротства мы становимся свидетелями самоликвидации предприятий: снижаются объемы производства, происходит сокращение штата, площади сдаются в аренду. Однако банкротство не панацея, не тот «топор под лавкой», с помощью которого следует тотально оздоравливать экономику. Здесь недопустимы крайности, одна из которых — узаконенное прощение долгов перед бюджетом, когда затраты на «поддержание на плаву» очевидно превышают отдачу от них. Просроченная задолженность по кредитам и займам на 1 мая 2012 года в полтора раза больше, чем на такую же дату прошлого года, а с начала года она выросла на 29 %. Сама по себе деятельность «на кредитах» не является порочной, хотя и требует повышенной ответственности и дисциплины управления. Но рост просроченных банковских кредитов говорит о том, что пока проще перекредитоваться, чем решиться на освобождение от долгов в процедуре банкротства.
Как показывает практика, сегодня существуют лишь единичные факты применения к предприятиям кардинальных мер финансового оздоровления. Так, антикризисное управление введено сейчас на 46 должниках с долей государства в уставном фонде, хотя на долю промышленных, сельскохозяйственных и строительных предприятий (акционером которых, как правило, является государство) приходится 78 % всей просроченной кредиторской задолженности в стране. Эта диспропорция — следствие непонимания возможностей судебного финансового оздоровления. Кроме того, санация вызывает опасения выхода из подведомственности в связи с возбуждением дела об экономической несостоятельности, введения в управленческий процесс независимых субъектов — антикризисного управляющего и хозяйственного суда, наступления ответственности бывшего руководства за результаты управления предприятием. А если санация все-таки введена, то зачастую сводится лишь к мораторию на удовлетворение требований кредиторов.
В структуре процедур банкротства преобладает ликвидация, и это вполне объяснимо: оздоровление невозможно без инвестиций. Если в ходе санации не удалось привлечь капитал на восстановление платежеспособности, то процесс обречен на провал либо на многолетнее нахождение в комфортном режиме отсрочки платежей.
Принятым законом установлена возможность продления санации до пяти лет, и это как раз тот период, когда можно оптимизировать активы и численность, аккумулировать прибыль для постепенного расчета по долгам (если размеры долгов сопоставимы хотя бы с месячными объемами выручки, а не годовыми). Если же перспективы расчета отсутствуют — провести предпродажную подготовку предприятия. Важнейший инструмент — продажа предприятий инвесторам без обременения долгами. При этом сам факт возбуждения процедуры может являться составной частью комплексного инвестиционного процесса. Сделки по продаже предприятий в составе единого комплекса освобождаются от всех видов налогообложения. В свою очередь сохранение имущественного комплекса предприятия как единого целого создает условия для развертывания на его базе нового производства, появления новых рабочих мест.
К процессу санации (банкротства) активно подключаются действующие в республике юридические лица, многие из которых аккредитованы при отраслевых органах именно для проведения санации. Поэтому законодательством определена система стимулирования деятельности управляющих: установлен гарантированный минимум оплаты труда (вознаграждения), работодатели — руководители отраслевых органов, исполкомов, хозяйственные суды наделены правом определить в широких пределах окончательную заработную плату (вознаграждение по итогам дела) в зависимости от результатов антикризисного управления.
Через процедуру несостоятельности прошли в разное время такие предприятия, как БАТЭ, минские маргариновый и часовой заводы, Березовский комбинат силикатных изделий, Минский дрожжевой комбинат и другие. В настоящее время они стабильно работают, что подтверждает тезис о позитивной роли антикризисного управления. От участия министерств, концернов и исполкомов в судебном оздоровлении предприятий зависит не только оперативное движение дел о банкротстве, но и экономическое положение отдельных регионов и отраслей в целом, уровень доходов и занятость местного населения.
"Республика", №227 от 25.07.2012
Источник "Республика", №227 от 25.07.2012
|
|
|