|
Банкротство «под колпаком» государства |
|
В Минске 11 декабря состоялась международная конференция «Проблемы применения законодательства о банкротстве и пути его совершенствования». Основным предметом обсуждения стал Указ президента РБ от 12.11.2003 г. № 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)». По мнению антикризисных управляющих, которые составляли основное большинство участников, указ лишает возможности кредиторов возбуждать дела о банкротстве, так как соблюсти все условия, в совокупности предусмотренные для этого документом, невозможно. Напомним, в соответствии с указом, для подачи заявления кредитором о признании должника банкротом необходимо: наличие достоверных, документально подтвержденных сведений о неплатежеспособности должника, имеющей или приобретающей устойчивый характер; применение к должнику принудительного исполнения, не произведенного а течение трех месяцев, либо выявление в процессе принудительного исполнения факта отсутствия у должника имущества, достаточного для удовлетворения предъявленных к нему требований. Третье обязательное условие — наличие задолженности перед кредитором, подавшим заявление, в размере 100 базовых величин и более, а в случае, если должник является госпредприятием или предприятием с долей госсобственности в уставном фонде (к ним же приравнены организации, имеющие государственные и международные заказы), — в размере 2.500 базовых величин. Данное положение указа, а также заявление зампредседателя ВХС Лилии Козыревой о том, что антикризисный управляющий-лицензиат не имеет права заниматься какой-либо иной деятельностью, вызвали резкую критику участников конференции. По словам одного из участников мероприятия, у госпредприятий появилась возможность безнаказанно брать заведомо невозвратные кредиты, так как возбудить дело о банкротстве все равно не удастся. В результате госпредприятия становятся еще более ненадежными контрагентами, потому что вряд ли кто-то будет иметь с ними дело, не имея гарантий возврата своих средств. Что касается будущего действующих антикризисных управляющих-лицензиатов, то об этом красноречиво говорит предложение одного из участников почтить самих себя «минутой молчания». Новую категорию временных управляющих действующие специалисты в этой области уже успели назвать «новой кастой» госслужащих. Напомним, кандидатуру управляющего в отношении градообразующих предприятий, а также госпредприятий (в том числе с долей госсобственности в УФ и приравненных к ним) согласно новому указу хозяйственный суд назначает по представлению госорганов и организаций, подчиненных правительству, а также местных исполкомов. Как заявил замминистра экономики Андрей Тур, эта сфера не должна превратиться в сферу предпринимательской деятельности антикризисных управляющих, а такая важная для государства работа, как оздоровление предприятия, должна осуществляться «государственными людьми», являющимися таковыми не формально, а по сути. Что касается жестких требований в отношении возбуждения процедуры банкротства, то, по словам А. Тура, они должны предотвратить передел собственности, как это произошло в РФ. При этом замминистра фактически подтвердил, что указ ставит госпредприятия в привилегированное положение. По его словам, повышение требований к процедуре банкротства обусловлено тем, что почти половина от общего количества предприятий-банкротов являются государственными градообразующими предприятиями. То, что предприятия в период санации вновь должны уплачивать текущие платежи и налоги, А. Тур объяснил необходимостью «поддержания имиджа предприятия». Однако цена такой поддержки имиджа банкрота довольно высока — льготный режим был основным и фактически единственным источником накопления оборотных средств предприятием в период санации. Организаторами конференции выступили Минский международный образовательный центр, ВХС Департамент по санации и банкротству Минэкономики, а также Белорусское общественное объединение специалистов по антикризисному управлению и банкротству. Вадим ХОДОСОВСКИЙ.
Источник «Белорусский рынок», № 49
|
|
|